Конница Казимира
И не просто стихи, а «Фрагмент футуристической оперы Казимиру Севериновичу Малевичу».
И не просто оперы в стихах с привычной силлабо-тоникой, а что-то такое, что взрывает мозг диссонансными рифмами! Что-то, что приводит меня к прямому пониманию бунтаря и храброго человека, философа и теоретика искусства – Малевича!
Читаю:
Пролог:
Поднимается занавес красный
Начинается ход крёстный
Что за рифма такая? Красный – крёстный?
Как будто увалень, пошатываясь начинает движение. А дальше – больше:
Небо
революцию
пело
Конница
мчалась
через
поле
«Пело – поле»? Я знакома с Еленой, Леной, Ленушкой, как я её называю в частной переписке. Она, как опытный поэт и член судейских коллегий многих поэтических конкурсов, никогда бы не позволила себе таких небрежностей! Елена пишет о своём триптихе: «Построен на диссонансной рифме и т.н. зауми. Подумалось, что про Малевича писать в привычной стилистике неправильно». Читаю дальше и начинаю прозревать: именно так и надо писать о том времени – бурном, непричёсанном, ставящем под вопрос всё и вся, «разбивающим стекло поэзий»!
Гривы
поседели
от
пыли
Времени
нещадные
пилы
Чёрные
от копоти
пули
В красную
землицу
упали
И вот уже – украинская голодная земля под копытами конницы Казимира, и абрис сахарных заводов – единственного источника существования, единственного кормильца... Отец Казимира служит управляющим на сахарном производстве, самому Казимиру уготована судьба техника на том же заводе.
… Ах, как отплясывала моя мама – техник на производстве – на своей свадьбе, когда её насильно выдавали замуж за ненавистного ею директора местного сахарного завода! Как она лихо ковыряла земляной пол забористой чечёткой назло семье, приносящей её на заклание в голодной полуразрушенной стране!
Как клубится земля под копытами конницы Казимира! Как она вздымается бунтовской палитрой, поставленной на дыбы!
Цок – цок – цок
Царь – пал – в срок
Это окончание Пролога.
Стихи Елены уже кружат и несут, они уже прямо в сердце:
Скачут
всадники
света
Двенадцать
число
свято
Лучше
не выбрать
свиты
Чёрный
это цвет
смерти
Только
в глаза ей
смотрим
Жизни
границы
стёрты
…Брожу в залах Иерусалимского музея на выставке картин Малевича. Выставке, привезённой к каким-то датам. За стёклами футуристических бетонных кубов строений галереи – Иерусалимские горы и тропы, по которым бродил Бог. Там пыль, поднятая его босыми ногами, ещё не улеглась… Останавливаюсь, как вкопанная, перед «Черным квадратом». Тут же рядом – «Красный квадрат». Ах, супрематизм, вот уж не ожидала такого эмоционального воздействия от твоих картин, Казимир!
Цок – цок – цок
Жизнь – даст – росток
Это» цок-цок-цок» – уже лежит в основе-основ моего бытия!
Красным
по чёрному
холст
крой
Белым
оставив
его
край
Квадрат
на круги
раскрои
Границы
сознанья
круша
Всмотрись
в черноту
ночных
крыш…
Солнца
глаз
как апельсин
рыж.
Эпилог:
Падая вверх,
помни,
где низ!
Су
пре
ма
тизм
Сердце бьётся где-то у горла. Хочется плакать, как всегда при встрече с чем-то настоящим...
Свидетельство о публикации №120122502443