Конница Казимира

Передо мной стихи Елены Асатуровой «Конница Казимира». 
И не просто стихи, а «Фрагмент футуристической оперы Казимиру Севериновичу Малевичу».
И не просто оперы в стихах с привычной силлабо-тоникой, а что-то такое, что взрывает мозг диссонансными рифмами! Что-то, что приводит меня к прямому пониманию бунтаря и храброго человека, философа и теоретика искусства – Малевича!
Читаю:
 
Пролог:
Поднимается занавес красный
Начинается ход крёстный   
Что за рифма такая? Красный – крёстный?
Как будто увалень, пошатываясь начинает движение. А дальше – больше:
Небо
революцию
пело
Конница
мчалась
через
поле
 
«Пело – поле»? Я знакома с Еленой, Леной, Ленушкой, как я её называю в частной переписке. Она, как опытный поэт и член судейских коллегий многих поэтических конкурсов, никогда бы не позволила себе таких небрежностей! Елена пишет о своём триптихе: «Построен на диссонансной рифме и т.н. зауми. Подумалось, что про Малевича писать в привычной стилистике неправильно». Читаю дальше и начинаю прозревать: именно так и надо писать о том времени – бурном, непричёсанном, ставящем под вопрос всё и вся, «разбивающим стекло поэзий»!
 
Гривы
поседели
от
пыли
Времени
нещадные
пилы
Чёрные
от копоти
пули
В красную
землицу
упали

И вот уже – украинская голодная земля под копытами конницы Казимира, и абрис сахарных заводов – единственного источника существования, единственного кормильца... Отец Казимира служит управляющим на сахарном производстве, самому Казимиру уготована судьба техника на том же заводе. 
… Ах, как отплясывала моя мама – техник на производстве – на своей свадьбе, когда её насильно выдавали замуж за ненавистного ею директора местного сахарного завода! Как она лихо ковыряла земляной пол забористой чечёткой назло семье, приносящей её на заклание в голодной полуразрушенной стране! 
Как клубится земля под копытами конницы Казимира! Как она вздымается бунтовской палитрой, поставленной на дыбы!
 
Цок – цок – цок
Царь – пал – в срок

Это окончание Пролога.
 
Стихи Елены уже кружат и несут, они уже прямо в сердце:
Скачут
всадники
света
Двенадцать
число
свято
Лучше
не выбрать
свиты
Чёрный
это цвет
смерти
Только
в глаза ей
смотрим
Жизни
границы
стёрты

…Брожу в залах Иерусалимского музея на выставке картин Малевича. Выставке, привезённой к каким-то датам. За стёклами футуристических бетонных кубов строений галереи – Иерусалимские горы и тропы, по которым бродил Бог. Там пыль, поднятая его босыми ногами, ещё не улеглась…  Останавливаюсь, как вкопанная, перед «Черным квадратом». Тут же рядом – «Красный квадрат». Ах, супрематизм, вот уж не ожидала такого эмоционального воздействия от твоих картин, Казимир!   
Цок – цок – цок
Жизнь – даст – росток

Это» цок-цок-цок» – уже лежит в основе-основ моего бытия!

Красным
по чёрному
холст
крой
Белым
оставив
его
край
Квадрат
на круги
раскрои
Границы
сознанья
круша
Всмотрись
в черноту
ночных
крыш…
Солнца
глаз
как апельсин
рыж.

Эпилог:
Падая вверх,
помни,
где низ!
Су
пре
ма
тизм

Сердце бьётся где-то у горла. Хочется плакать, как всегда при встрече с чем-то настоящим...


Рецензии