***
Ярослав сражался с еще одним своим братом - Мстиславом Тьмутараканским. Побеждает Мстислав, они делят с Ярославом всю русскую землю на две части: Ярославу Мстислав победивший отдает Киев, (но он туда не едет, а едет в Новгород) и только после кончины Мстислава становится полноправным Киевским князем. При Ярославе были построены Золотые ворота в Киеве, учредил два монастыря: Святого Георгия и святой Ирины (Георгий это крестильное имя самого Ярослава, а Ирина - имя его супруги, шведской принцессы Ингигерды), он повторяет константинопольскую модель (с Золотыми воротами), хотя и сам Константинополь не был оригинальным - он повторял Иерусалимскую модель. Ярослав создает такой "сакральный" центр русской земли (1036-1037 гг.) А.А. Шахматов считает, что в это же время создается "Древнейший свод"
Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. С. 112. Ср.: «Вниде Володимеръ въ град и дружина его, и посла Володимеръ ко цареви, Василью и Костянтину, глаголя сице: “Се град ваю славныи взях; слышю же се, яко сестру имата девою, да аще е не вдаста за мя, створю граду вашему, якоже и сему створих”. И слышаста царя, быста печальна, [и] въздаста всть, сице глаголюща: “Не достоить хрестеяномъ за поганыя дати. Аще ся крестиши, то и се получишь, и царство небесное приимеши, и с нами единоврникъ будеши. Аще ли сего не хощеши створити, не можемъ дати сестр[ы] своее за тя”. Си слышавъ, Володимеръ рече посланымъ от царю: “Глаголите царема тако: Яко азъ крещюся, яко испытахъ преже сихъ днии законъ вашь, и есть ми люба вра ваша и служенье, еже бо ми сповдаша послании нами мужи”. И си слышавша, царя рада быста и умолиста сестру свою, имянемъ Аньну, и посласта къ Володимеру, глаголюща: “Крестися, и тогда послев сестру свою к тоб”. Рече же Володимеръ: “Да пришедъше съ сестрою вашею крестять мя”. И послушаста царя и посласта сестру свою, сановники нкия и прозвутеры. Она же не хотяше ити: “Яко в полонъ, — рече, — иду, лучи бы ми сде умрети”. И рста еи братья: “Еда како обратить Богъ тобою Рускую землю в покаянье, а Гречьскую землю избавишь отъ лютыя рати”» (Лаврентьевская летопись. Стб. 110). Аналогичный ответ Анны приведен в Никоновской летописи: «Яко въ поганыя, рече, иду; лучи бы мн зд умрети»
(Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью // ПСРЛ. [3-е изд.; репр. изд.:
СПб., 1862.] М., 2000. Т. 9. С. 54).
Киевская Русь - это термин историографии 19 века, такого термина в Древней Руси не было. Была просто Русь. Митрополией был Киев. Митрополия в переводе с греческого - мать городов. Сформировалась некая матрица при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе - еще триста лет после их правления все подчинялось определенным законам. В 11 веке была закреплена система, впоследствии приведшая к раздробленности Руси, к консервации довольно примитивных форм феодализма.
Святополка прозвали Окаянным за то, что он якобы убил Бориса и Глеба.
После Крещения Руси грамотность распространилась практически повсеместно: появились школы, грамотными были и женщины, количество грамотных людей в Киевской Руси составляло не 2 процента как в странах западной Европы, а гораздо больше. Распространению грамотности способствовало то, что у славян материал для письма почти всегда был под рукой (в отличие от египтян и греков, использующих папирус, а народы западной Европы использовали очень дорогой пергамент), русские писали на бересте .
До нас дошла Псковская летопись, "Книга глаголемая Новый летописец", Лаврентьевская летопись, и др.
Свидетельство о публикации №120122409325