Как опростоволосился классик

КАК ОПРОСТОВОЛОСИЛСЯ КЛАССИК ИЛИ РАЗВИТИЕ ЛЮБОВНОГО СЮЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЛОКА И СОВРЕМЕННОГО ПОЭТА (Критика стихотворения «Лавстрори» Ирины Тепляковой)

Всякая вещь в мире имеет свое развитие. Диалектику так сказать, например, если раньше носили штаны как шаровары, а потом как голифе, то ныне мы их носим как модные дудочки, так и поэзия претерпевает изменения во времени, примером может служить сравнение любовного стихотворения Блока и современного поэта:

Я разлюблю Вас непременно вскоре,
в какой-нибудь заплаканный четверг.
Где больше двух , настырная лавстори
не самый замечательный стратег…

Начало интригующе-многообещающе, героиня собирается разлюбить своего визави в четверг, и не простой четверг, а в тот самый после дождичка, почему четверг и стал заплаканным. Но поэту показалось мало интриги и он решил ввести в стих элементы шарады — какие-то неизвестные, но больше двух, сама героиня, как посредственный стратег . Поэт выполнил свою задачу — дал создал шараду - некую задачку  для разгадывая. А что нам предлагает Блок?

Строен твой стан, как церковные свечи.
Взор твой — мечами пронзающий взор.
Дева, не жду ослепительной встречи —
Дай, как монаху, взойти на костер!

Тут и говорить нечего слова примитивно льются как вода из кувшина, образы вспыхивают банальные через чур яркие, такое впечатление, что молния сверкает на ночном небе, выхватывая то стан девушки, то пронзающий взор, а то монаха всходящего на костер!.. Как это устарело!. А что наша поэтесса.

Зализывая раны осторожно ,
ложилась гуттаперчевой к ногам.
На *невозможно дальше , ближе - тоже*
меняла мир , сгибая пополам.

Здесь продолжается линия шарады, которые должен разгадывать читатель, он должен размышлять  и находить ответ - что же хотел сказать автор. Почему надо зализывать раны осторожно, что это такое гутаперчато лечь возле ног,  почему невозможно ни дальше, ни ближе, как можно согнуть мир пополам? Тут невольно становишься участником математических олимпиад по решению поставленных задач. А что же Блок? Да он прост как две копейки, прямолинеен как свечка, сентиментален как ребенок.

Счастья не требую. Ласки не надо.
Лаской ли грубой тебя оскорблю?
Лишь, как художник, смотрю за ограду,
Где ты срываешь цветы,- и люблю!

Любит он какое-то воздушное создание, от которого ничего не требует, лишь видеть, как оно срывает цветы за оградой. Даже как-то обидно за классика, что на таком примитивном уровне пишет. Толи дело наша поэтесса, ужо она усложняет любовную историю до самых глубин пертурбаций!

Слюной латала , искромсав на части.
Вытягивалась вспышкой по слогам
*лю-бить нель-зя по-ми-ло-вать - опасно*.
Устав от святости , бродила по стихам.

Естественно раны надо зализывать слюной, и не спроста, потому как ученые установили полезные, обеззараживающие свойства слюны, поэтому поэт смело вводит образ слюны, но чтобы он значил, если бы не было страсти, и она появляется в виде «искромсав на части» (думается влюбленное сердце было подвержено такой экзекуции) и сделав философский вывод: любить нельзя, помиловать опасно…  Как глубоко сказано, какая драма истерзанного сердца в этих словах! И у Блока тоже страдания героя:

Мимо, все мимо — ты ветром гонима —
Солнцем палима — Мария! Позволь
Взору — прозреть над тобой херувима,
Сердцу — изведать сладчайшую боль!

Все же согласитесь, хотя Блоку удалось отразить страдания и подняться до высот чувств, но не так как у современной поэтессы, которая плотью пишет, а не отдаленностью, у которой страдания из нанесенных ран, а не воображаемых херувимов, охраняющих чистоту неприступной любви. И у И.Тепляковой повляется тема ангелов, но совсем в другом смысловом ракурсе:

Смела чертовски. Ангелом крылата.
Текст звездами писала по холсту.
Патент до адресата - чем богата -
*любить нельзя остыть — невмоготу*.

Вот это текст! Какие сложности! Какие турболетные завихрения!.. Звездами писать… патентовать написанное… отсылать чем богата… и вдруг выдать еще лучшую философскую сентенцию - любить нельзя остыть — невмоготу!.. Вот оно как! Где Блоку с его платонической любовью, до подобного любовного катаклизма, он лишь способен дописать:

Тихо я в темные кудри вплетаю
Тайных стихов драгоценный алмаз.
Жадно влюбленное сердце бросаю
В темный источник сияющих глаз.

Вот и все на что способен классик, всего лишь бросить сердце в глубину глаз возлюбленной… И все!.. На большее он не способен, другое дело итог у нашей поэтессы, он завершат логически-неожиданно любовную драму:

Ну что Вы в самом деле - не грустите!
Не лучший повод - пряник , хуже - кнут.
Я разлюблю Вас вскоре - хоть умрите! -
в один четверг на долгих пять минут.

Вот она фишка сюжета, мы то думали, что все, финита ля комеди, героиня даст от ворот поворот неверному любимому. Ан нет, девушка не хочет отказаться от своей любви, она если и разлюбит, то на пять минут, как много в этом подлинной любви, преданной, верной, а не мифически-платонической, без всякого результата как у Блока! Вот он налицо прогресс в поэзии, от простенького стишка классика эволюция любовного сюжета пришла к сложному, интеллектуально развитому стихотворению современного поэта!..


Рецензии