***
Киевская Русь существовала с девятого в. По 30-е гг. двенадцатого в. и была одним из самых больших государств средневековой Европы.
Восточные славяне миновали рабовладельческую стадию европейского развития.
Собственником земли оставалось государство, феодальное землевладение развивалось медленно в отличие от «классических» западных образцов. основной доход феодалов составляла дань, которой облагались дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг)
К литературным памятникам относится одно из величайших произведений эпохи русского Средневековья «Слово о полку Игореве», в этом произведении идет речь о том, что причиной для объединения воевавших между собой доселе русских князей, стал необдуманный поход князя Игоря.
Самые знаменитые произведения древнерусской литературы начинались словом «повесть» или «сказание». Например, «Повесть временных лет и «Сказание о Борисе и Глебе. Лихачев допускает, что митрополит Иларион (автор первого реконструированного им произведения) мог начать так: «Слово о просвещении земли Русской». «Просвещение» - в Древней Руси употреблялось как синоним слова «крещение» (просвещение светом Христовой истины). Даже в словаре Даля одним из значений слова «просвещение» является крещение. Это еще раз подтверждает, что именно крещение Руси стало стартовой точкой летописания.
По свидетельствам исторических источников, первой книгой, написанной для славян на их родном языке была книга «Евангелие от Иоанна. Начерчены славянскими письменами была фраза: «В начале было Слово».
На ранней ступени развития язычники-славяне верили в духов добра и зла (дихотомия). У них сложился свой пантеон богов, олицетворявший силы природы, но язычество не смогло обеспечить единства всех племен Киевской Руси.
Владимир, вошедший в историю как креститель, вначале пытался попробовать реформировать язычество «и стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором : деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля русская и холм тот…» ( Из «Повести временных лет»), но это не дало должных результатов и в 988 г. Владимир крестился сам и силой крестил Русь.
М.Н. Карамзин о Владимире: «главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры…»
Как пишет летописец, христианство на Руси было распространено еще со времен апостола Андрея Первозванного (ученика Христа), да и рассказ о крещении княгини Ольги (до Владимира) подтверждает это.
Благодаря Византии и Болгарии Русь открыла для себя произведения античной культуры. Принятие христианства спровоцировало появление иконописи на Руси.
Церковь боролась с многоженством, а до принятия христианства Владимир был убийцей своего брата Ярополка, имел много наложниц, обесчестил Рогнеду в Полоцке на глазах ее родителей, после им убиенных).
Как сообщает летописец, услышав евангельские слова: "Блаженны милостивые, ибо помилованы будут", крестившийся Владимир "повелел всякому нищему приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо". Устроив так, князь понимает, что немощным и больным до его двора не добраться, и для таких он велит снаряжать телеги со всем необходимым.
Сами славяне долгое время своей письменности не имели, потому письменными источниками о славянах и славянском государстве можно обнаружить у таких греков как Геродот (V в. до н.э.), Страбон ( I в.н.э.). О них писал Прокопий Кесарийский и Плиний Старший.
Славянская общность формировалась из многих этносов и народов. Со временем в состав славянской общности вошли племена финно-угорской группы (мурома, мещера и другие). Финно-угры долго противостояли славянам и норманнам (последних называли «роутси»), но вынуждены были отступить. В VI-VII в. н.э. обозначилось противостояние славян с племенами тюркской этнической группы – хазарами, а также скифами, жившими в степях Причерноморья.
Но славянская общность не смогла сохранить единство в ходе великого переселения народов (III-VII вв. н.э.)
В VIII в. происходит окончательное разделение славян: возникают южная группа (протоболгары, сербы, и др.), западная, выделившая впоследствии народы поляков, чехов, словаков, а также многочисленные племена, расселившиеся по Лабе на территории современной Германии, и восточная группа, которую сегодня представляют современные украинцы, белорусы и русские. Несмотря на произошедшее разделение, еще достаточно долго у этих славянских групп сохранялось сходство в обрядах, религии, языке, наречиях и культуре.
Восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в двенадцать территориальных союзов племен – поляне, древляне, хорваты, тиверцы, уличи, северяне, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи, дулебы, словене.
В I тысячелетии до н.э. путем объединения племен начало формироваться государство, из которых выделяется господствующий слой – дружина. Во главе дружин стоят князья.
Власть передавалась по старшинству, но не от отца к сыну, а от брата к брату, что часто приводило к междоусобицам. Впоследствии такая передача власти- старшему в роду- получила название лествичной передачи власти и была актуальна до конца XI в.
Летописец Нестор начинает историю древнерусского государства с легендарных братьев Кия, Щека и Хорива, которые с сестрой Лыбедью поселились на Днепре и основали город Киев, будущую столицу древней Руси.
В IХ в. происходит объединение двух славянских центров (Киев и Новгород) в единое государство – Киев¬скую Русь со столицей в Киеве.
отчина, т.е. отцовское владение
ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ КИЕВСКОЙ РУСИ
Древнегреческое государство поддерживало широкие политические и культурно-экономические связи со странами Запада и Востока.
к концу IX века Киевская Русь объединяла половину всех славянских княжеств: Киевское, Галицкое и Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское, Новгородское, Ростово-Суздальское, Черниговское, Переяславское, Северское, Муромо-Рязанское, Тмутараканское.
Важным геополитическим фактором существования Киевской Руси является постоянная борьба со степными кочевниками. Авары, хозары, затем печенеги, которых вытеснили половцы.
важным фактором является то, что Днепр был неотъемлемой составной частью пути "из Варяг в Греки". Именно этим путем оказывала свое влияние Византия, особенно значительное после принятия в 988г. Христианства.
Разное географическое положение создавало неравномерную обстановку внутри Киевской Руси, каждое княжество развивалось по-своему. Великому Киевскому князю трудно было управлять огромной страной и он выделял своим князьям уделы в наследственное владение. Между князьями возникали усобицы, характерные для лествичного порядка наследования.
Такая обстановка не способствовала укреплению государства, вела к его расшатыванию и ослаблению. Если Владимир Мономах умел еще держать Киевскую Русь в единстве, то уже при его сыне Мстиславе она начала распадаться.
После смерти Мстислава почти все княжества вышли из повиновения великому князю. Отделились Новгород (1136-1137), Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское, Северское, Черниговское, Галицко-Волынское княжества. К середине XII века Киевская Русь, как государство, полностью распалась. 15 княжеств постепенно превратились в маленькие суверенные государства. Власть Киевского Великого князя БЕЗВОЗВРАТНО УШЛА в прошлое…
Во главе Киевской Руси стоял Великий князь, раздававший приближенным волости (раннефеодальная монархия). Смерды составляли основную часть населения. Они платили царю дань.
В вотчинах были холопы и челядь (почти рабы).
Все население платило церкви десятину (налог).
Ольга отменила «полюдье» и установила «уроки» - определенный размер дани.
КУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ (РЕЛИГИОЗНАЯ)
Русь была языческой до 988 г. (до принятия Владимиром христианства).
По его приказу в Киеве на горе поставили деревянную статую Перуна с серебряной го¬ловой и золотыми усами, изображения Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. У статуй богов состоялась церемония жертвоприношений, в том числе, как указывает летописец, и че¬ловеческих.
Средневековая культура Руси складывалась из языческой (дохристианской культуры), византийской (христианской) и болгарской.
Центром Культурной жизни Древней Руси был Киев.
Уже при Ярославе Мудром населению начали внушать, что власть Великого князя – от бога (поэтому помещено изображение княжеской семьи в Софийском соборе).
«Влияния на Руси имели особенность, – отмечает П.А. Раппопорт, – они были избирательными. Принимали лишь то, что соответствовало социальному уровню и эстетическим представлениям страны».
Древнерусское государство впервые начинает чеканить монету. На лицевой стороне и златника и серебреника изображен Великий князь Владимир с венцом, украшенным шестью крупными жемчужинами; над венцом – три жемчужины, образующие крест, правая рука держит длинный крест, а слева Владимир приказал поместить родовой знак Рюриковичей – языческий трезубец. Сразу после принятия христианства на обратной стороне монет появляется поясное изображение Христа, в левой руке – евангелие. Вскоре вместо священного облика стали чеканить трезубец, но в него ввели новый элемент – крест.
ПИСЬМЕННОСТЬ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Письменность на Руси появилась благодаря двум болгарским монахам – Кириллу и Мефодию. Они изобрели славянскую азбуку – кириллицу.
Кирилл (в миру Константин) изучал богословие, преподавал философию (отсюда: Константин-философ), владел несколькими языками. Он и составил славянскую азбуку, состоящую из 38 букв (глаголица). Часть их заимствована из греческого алфавита, другие были специально придуманы для передачи звуков славянских диалектов. Позже на основе греческого уставного письма возникла кириллица, которая отличалась формой букв. Именно этот алфавит отражал особенности родного языка и был хорошо понимаем всеми.
При князе Владимире на Руси появились первые школы. «Послал он, – отмечает летописец, – собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый продолжает дело отца, прекрасно понимая, что для создания крепкого государства, для ограничения влияния Византии нужны свои священнослужители, писатели и философы, свои книги.
Книжное искусство пришло на Русь вместе с кириллицей. Была заимствована система знаков препинания, появилось умение делать материал для письма из кожи животных – пергамент, составлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты. Долгое время на Руси сохранялась традиция рукописной книги.
Славянская литература начинается с переводов книг Священного Писания. Первые работы были сделаны Кириллом и Мефодием. Вначале переводили, в основном, с древнегреческого языка, в редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников. Древнейшей рукописью является «Остромирово евангелие» (середина XI века), переписанное для новгородского посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.
Основными книгами были церковные песнопения, хроники и летописи.
В Софийском соборе были размещены книги из библиотеки Ярослава Мудрого, переведенные с иных языков на славянский.
С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал пер¬вые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава». В конце XI века «Русская правда» была дополнена тремя братьями Ярославичами.
Русская земля всегда была богата сказками, пословицами, песнями, в которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти ответы на все житейские вопросы. Нельзя не согласиться с А. Толстым, который писал: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
В X веке устное народное творчество продолжает развиваться и совершенствоваться. Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений. В характерах их героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович героически сражались против воинственных чужеземцев, защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие события русской истории. Былины пели или рассказывали нараспев, чаще всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.
Ученые были одновременно и богословами: писатель и философ Иларион был митрополитом, врач Агапит – монахом Печерского монастыря.
Первые государственные школы были созданы во времена княжения Владимира Большого.
О грамотности горожан свидетельствуют найденные в Новгороде берестяные грамоты.
ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ
Искусство Киевской Руси тесно связано с религией (да и саму греческую христианскую веру Великий князь выбрал главным образом услышав описание их обрядов и красоты храмов).
Сохранились Киевские фрески и мозаики Софийского собора.
В «Остромировом Евангелии» можно видеть древнейшие миниатюры (1056-1057 гг.).
От деревянного зодчества перешли к каменному: ансамбль Киево-Печерской лавры является памятником архитектуры мирового значения.
Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.
Не случайно велико было восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI–XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только специальная микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!».
В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего вышеописанного можно заключить, что Киевская Русь сыграла значительную (если не выдающуюся) роль в развитии культуры славянских народов.
Древнерусская народность – этническая основа трех братских восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.
Свидетельство о публикации №120122309220
В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине XII века вступила в состояние феодальной раздробленности и фактически распалась на полтора десятка княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев, утративший своё влияние в пользу новых центров силы, формально продолжал считаться главным «столом» Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей. Как этнокультурный регион Русь продолжила существовать и после политической дезинтеграции, что впоследствии сыграло важную роль в процессе объединения русских земель
Анфиса Третьякова-Федина 23.12.2020 23:14 Заявить о нарушении