99. Тетради - отклики
С. Вейль. Тетради.
Все философы сидят за круглым столом - одним общим круглым столом. Про каждого можно спросить - "и о чём же он пишет?" и не получить никакого рационального ответа. Потому что он пишет "ни о чём" или "пишет по кругу" - кружит на одном и том же месте, а не направляется сознательно куда-то к предмету познания. Потому что у философии нет никакого предмета познания, она мыслит условия существования или бытие, а это не "предмет", а такое всё, которое "ничто" или такое "ничто", которое всё. Или проще: это мысли о нашей возможности быть. Их нельзя уловить, можно только кружить вместе с ними и совпадать в моменты озарений.
У философов всё "не так, как у людей", если наблюдать за ними эмпирически, но если понять их, как они сами себя понимают, то только у них - всё так, как есть у людей - и в голове, и в способе быть, а у самих людей - лишь пародия на себя.
Эта аналогия философов с рыцарями круглого стола очень забавная. Философы - рыцари Круглого стола.
О чём говорят дети? О чём шепчутся травы?
Если так уж хотите знать, то дети говорят о всём целом мире и о своём впечатлении от него. Травы шепчутся о том, что мир это тайна и как тайна он прекрасен и глубок, но и страшен, страшен до бездонной притягательности.
О чём говорит ваше желание?
О том, что вы - часть мира, которая возрастает и самоукрепляется, такая часть, которая воздействует на саму себя, чтобы быть.
О чём говорит поэзия?
Так можно до бесконечности продолжать, потому что в сущности о "чём-то" нам говорит одна лишь наука, которая считает что её "что-то" это несомненно объективная вещь.
Поэзия говорит о том, что у всякого бытия есть сердце, которое его колышет. А у всякой мысли есть напев, напев того края, откуда пришла мысль.
Мне продолжать? И спросить ещё раз о чём говорят философы?
Слава богу, в нашем мире ещё можно говорить "ни о чём", ещё можно иметь круговую перспективу, то есть не иметь оной, слава богу, что всё это не до конца рационализировано, определено, упаковано, означено, помечено раз и навсегда. А философы, они как дети - встал наутро и всё прошлое забыл и вот опять упрямо спрашиваешь - а что, собственно это такое? Все знают, что это такое, а ты спрашиваешь, тебя стыдят твоей глупостью, а ты снова спрашиваешь, и снова, и снова, и наконец, твой вопрос становится слышен и понятен для самого тебя, ты больше себя не считаешь глупцом, невеждой или ненормальным, ты начинаешь предчувствовать какие-то ответы. Всё это происходит не так быстро, как хотелось бы тебе, но всё-таки происходит и это можно заметить, и постепенно тебя наполняет чувство того, что всё это было не напрасно. Но как передать такое чувство кому-то другому, если он сам не шёл так упрямо и страстно неизвестно куда в погоне неизвестно за чем? Передать невозможно. И вот приходится говорить на невозможном языке.
Философы это те, кто говорит "ни о чём" на "невозможном языке" - звучит привлекательно, не правда ли?
"Порядок — посредствующее звено между множественностью [условий] и вещью.
В порядке мира — в порядке эстетическом — что это за вещь?
Пустота.
Бог."
С. Вейль. Тетради.
Пустота - Бог - пустота. Колебания вокруг точки Бога. Бог - канатный плясун, пытающийся удержать равновесие. Он проходит от края до края по тонкой нити.
В природе нет никакой пустоты - Паскаль.
Пустота в реальном мире не существует - Декарт.
Всякая пустота наполняется, поэтому её нет - Аристотель.
У всех троих остаётся спросить - куда мы падаем?
Собственно, что нового открыто при утверждении, что нет пустоты? Когда мы говорим "пустота" - о чём мы думаем? Разве, как раз не о том, чего нет? Говоря о том, чего не существует, утверждать что его не существует - плодотворная тавтология. Что было бы, если бы сказали, что она есть и указали на неё пальцем? Стало бы обнаруженное "ничем"?
Даже чёрные дыры наших физиков не "ничто", а очень даже некоторое зловещее "нечто". А мы ищем полное "ничто".
Но такую тавтологию впервые создал Парменид: только Бытие есть, а небытия нет, - остальные ему исключительно вторили.
Проблема в том, что на пороге "ничто" неизвестно как себя ведёт "есть", оно куда-то девается. Осмыслить "нечто", которого уже нет можно по его воспоминанию. Осмыслить "нечто", которого ещё нет можно по его "идеальной конструкции". Как осмыслить "нечто", которого нет в настоящем? Парменид: это путь безвидный. Нет вида - не может быть и мысли - нет корней. Небытие там, где нет мысли.
Квантовая механика совершенно безвидна, это составляет предмет гордости её создателей - что она просчитана математически. Но будучи безвидной, она и не мыслима. Её не только невозможно увидеть, но её невозможно и осмыслить, то есть понять - её можно только рассчитать. Вот это и есть пустота. Ни вида, ни мысли - "почти" Бог. Окрестности Бога. Но вместо него - та самая "чёрная дыра", как что-то зловещее на месте Бога. Поздравьте нас - мы достигли окрестностей. Ни чувств, ни мыслей - восточная нирвана?
Для восточной философии пустота есть, и она настолько есть, что и вообще есть только пустота. А всего остального на деле нет. То есть наш Парменид должен был сказать: только небытие есть, а бытия нет. Для нашего современного состояния это прозвучало бы не новостью. Запад развился до Востока? Или деградировал до Востока? Осуществив косвенный реверс собственного хода?
Дао - путь это путь Великой пустоты или путь в Великой пустоте.
В той, которой нет, если верить Пармениду, Аристотелю, Декарту. Паскалю - всем европейским гениям. Но мы прошли до самого конца дорогой именно этих гениев и обнаружили в этом конце... пустоту...
"Вещи, даваемые «сверх». Бог дает их нам и как награду, и как испытание любви. Когда хозяин вознаграждает раба, такое испытание еще более опасно, чем когда он оставляет его без награды.
Но по бесконечному милосердию и в качестве предостережения Он забирает их у нас, если мы к ним привязываемся. Однако понемногу, не сразу, так, чтобы любовь не была нам легка".
С. Вейль. Тетради.
Пожалуй, только избыточные вещи и могут быть признаны за вещи, с них всё начинается, а с обыкновенных вещей ничего не начинается, на них всё заканчивается и сразу же. Избыточные вещи как перевес в благую сторону - тянут ко благу, укореняют в нём, хватать руками их не надо, надо тянутся, насколько нам тут достанет и хватит сил. И не путать, не смешивать одно с другим.
Избыточные вещи приходят не извне и не изнутри, а оттуда и оттуда одновременно, они дети наших встреч - если я могу встретить что-то находящееся вне меня так, что сама буду вовлечена в это полностью, то вот вам и рождение избыточной вещи.
Говорят, что красота избыточна, но даже и красота - встреча. Подпасть под влияние красоты легко, то есть как раз привязаться, прилипиться или напасть, чтобы обладать, а узнать и допустить красоту в своё сердце нелегко - мы полюбовались, поохали и пошли дальше, а избыточного ничего с нами не случилось, может только тень какая прошла.
Тут есть верный признак - избыточное тебя перерождает. Переформатирует - в иное состояние.
Вот приехал ты на море и видишь красоту и охаешь, а ничего не происходит, ты такой же, как и был. Ну красиво, да, вне тебя невыразимо красиво, ну классно, да, вроде тебе классно, не кому-нибудь ещё, а встречи нет. Ты щёлкаешь фотоаппаратом, чтобы знать, что это "было" и едешь домой. В нашей жизни избыточным называют отпуск - вот какая метафизика.
А вот это чувство, когда в тебя что-то попадает или проникает, так что становится твоим-твоим и ты вздрагиваешь (это переход, переход состояния), верное, точное касание, или это узнавание того, что было нужно и ты весь раскрываешься - ещё, ещё... тебя влечёт неудержимо, стихийно, однако не глупо, потому что с какого-то момента ты сам останавливаешься - ты чувствуешь, что набрал то, что так хотелось, ты ощущаешь, что оно в тебе, вот это - какое-то чудо, вот это какое-то чувство. Ты знаешь, что оно не запас, не информация, не воспоминание о том, что было и прошло, оно совершенно живое и никуда не исчезло, и ты уверен, что пусть оно внезапно появилось, но оно не случайно и теперь не уйдёт, и доподлинно зреет, зреет, словно дерево растёт - таков рост избыточного в тебе. Главное достичь нового состояния, которое совершенно не новое, а всего лишь твоё. Достичь себя, самости - вот что значит избыток. Достичь и длить эту самость во все стороны.
Припасть к роднику и пить, пить. Никто не ошибается, когда припадает к своему роднику.
Свидетельство о публикации №120122308933