История Табань хозяина Большой Круглой печки

 1.

 ...Сказывают, родоначальник фамилии Табань нездешний. И поначалу величали этого пришлого человека Таиуань Го (или вроде того), где первый слог звучит очень коротко, второй дооолго. А третий – не помню.
 А может статься, всё было совсем наоборот: сказитель начинал историю про семью "Табань" каждый раз наново. "Таиуань!" К чему такие сложности, чтобы прозывать человека на селе?
Потому сельчане, как только услыхали исконное имя первого Табань на нашем торжище, так сразу и окрестили его первым попавшимся словом: похожим по звучанию и удобным по смыслу.*
Первые три поколения рода Табань оказались потомственные золотари**. До них в селениях никто отхожим промыслом не занимался. Но первый Табань сразу же заявил во всеуслышанье: чего дармовому добру зря пропадать! И убедил сельчан (с огромным трудом, однако) копить и удобрять пренебрегаемыми людьми отходами некоторые кормовые посевы. Ничего из того, что идёт в пищу человеку, расточительные крестьяне  наотрез отказались даже думать, чтоб вздабривать трудами ремесла Табань.
Говорят, известная притча про золотарей отца и сына*** – это правдивая история про деда и отца нашего хлебопёка Табань.
Наш Табань проработал золотарём сорок лет. А затем, на средства скопленные кропотливым трудом 3-х с половиной поколений рода своего, выкупил Большую Круглую рыночную печь****.
Говорят также, что семья Табань давным-давно приобрела бы эту печь, если бы не разрасталась со страшной – неуправляемой – силой, перебиваясь с бедности на нищету. Ныне род Табань, числом своим, составляет едва ли не 5-ю часть всего селения! За такую плодовитость злые языки называют малых детей в роду Табань – просто  "помёт"...

2.

Сам Табань тесто для своей печи не готовил. Наверное, просто не умел этого делать. И неизвестно, стремился ли хоть когда-нибудь овладеть этим умением. Зато он до тонкости изучил ремесло выпечки лепёшек, пирожков и пончиков – в своей драгоценной печи. Говорят, изучал он все эти "тонкости", без малого, лет тридцать! И не потому, что оказался безыскусным тугодумом, а из-за плодовитости рода Табань. Исполнение мечты будущего хлебопёка всё откладывалось да откладывалось, а тратить время на неумелые и малодоходные пробы мастерства до того, как ему достанется печь, будущий хлебопёк не смел и думать. (Он крепко держался за мечту).
Табань тратил уйму свободного времени на обучение вожделенному ремеслу у многих мастеров выпечки при Больших Круглых печках. И был настолько искусен и точен в своём ремесле, что говаривали будто башенные часы на Королевской площади в столице не столь мерно и уверенно отбивают полдень, как "отбивает" лепёхи Табань на внутренние стенки своей печи. Однажды погожим летним утром – случилось небывалое! Табань запоздал на ежедневную встречу с поставщиком! Кухарка ждать долго не стала: дел-то по горло! И пока солнышко не начало припекать, устремилась обратно в трактир. А чтобы "пышногрудое" тесто не перекисло, выпросила у знакомого лавочника два пустых корытца для продажи фруктов и оставила крынки в них под навесом прилавка, препоручив тесто заботам лавочника. Самую малость разминувшийся с нетерпеливой кухаркой Табань, не сразу обнаружил оставленное для него тесто, поскольку кухаркин приятель тоже куда-то отлучился от своей лавки. Хлебопёк решил, что кухарка запаздывает (так уже случалось). Случайно обнаружив поднявшееся тесто у фруктовой лавки, обыкновенно уравновешенный Табань немедленно вскипел!
Подоплёка была такая: убегающее в корытца тесто неудержимо увеличивалось в объёме, а договаривались они о цене – за каждую крынку. Подобрать сбежавшее в пустые крынки тесто ничего не стоило, но где эта кухарка?! Сколько уже будет крынок с тестом, когда эта плутовка соизволит обнаружиться? Загодя такой случай не оговаривался. Тотчас же нарисовавший себе в уме картину многоразличных убытков, Табань начал неудержимо вопить, как очнувшийся с перепугу на заре ишак: "Ай! ...переспело. Ай, переспело!" Его гнусавый тенорок разносился далеко за пределы рыночной площади. Немедленно воротившийся в лавку продавец фруктов, не скоро сумел утихомирить сокрушающегося хлебопёка.
...А в это самое время в одном из утопавших в жасминовом цвету двориков у рыночной площади, некрасивый мужественного возраста жених пытался заарканить давно засидевшуюся в девках невесту. Полноватый сват, широко и величаво отведя к стволу яблони свою крепкую мозолистую ладонь, бархатным голосом только-только развернул и авторитетно "подрастопырил" весьма затейливую аллегорию про сочный персик... Когда хорошо знакомый нагловатый тенор – через всю улицу – нанёс безвинному ритуалу ничем не заслуженный удар. "Ай! Переспела!.." – донеслось до почтенных сватов и гостеприимного семейства невесты издали. Усердный труженик садов и огородов, брат невесты, понял: его предали. Сжал пальцы в кулак и, не сказав остолбеневшему свату последнего прости, выскочил со двора. Он направился прямиком к Большой Круглой печи, нещадно сбивая по дороге осыпающийся жасминовый цвет... В тот день на базарной площади два суровых мужа – Табань и несостоявшийся шурин – настолько ошиблись в отношении друг друга, что шурин сделался рябым. А нос хлебопёка, если наблюдать его привычно склонённым к жерлу печи, навсегда остался немного свёрнутым на Восток. Такая, вот, печальная история...

__________________
* Табанить – грести распашными веслами в направлении, обратном нормальному, обычно с целью быстрого торможения. Табань – повелительное накл. гл. "табанить".
/ Другое значение слова:
 Табань – удмуртское популярное праздничное хлебное блюдо в виде лепёшки из кислого теста. Эти кислые лепёшки пекли из всех видов муки, употреблявшихся в пищу удмуртами: ржаной, пшеничной, овсяной, гречневой, гороховой. Название «табань» произошло от удмуртского слова «таба» - «сковорода», т.к. на ней пекут табань. Табань пекли не только по праздникам, но и по воскресеньям.
/ Честное пионерское, не знал 2-е значение слова до Пасхи 2022г. - пришло в голову погуглить!.. (Прим. автора).
** Золотарь = ассенизатор. (Прим. автора).
*** Анекдот: старший – более опытный – золотарь, гребёт из большой выгребной ямы отходы, занимая более ответственное место внизу, а младший тягает наверх, стоя на краю ямы...
Случайно младший золотарь (сын) опрокидывает на голову старшего ведро с помоями. И когда поток нечленораздельной брани старшего в адрес младшего иссякает, отец говорит сыну сакраментальную фразу: ты такой разгильдяй, что тебе никогда не дорасти до моего места снизу!
**** Вероятно, это что-то похожее по устроению на дувал...
Но лепёшки, приготовляемые в дувале, полагаю пресные. (Прим. автора).


Рецензии