Кто бросил Русский Афон на карты таро?

«Святая гора Афон расположена на территории Греции, но юридически имеет статус республики».

Марианна Басс, эксперт в толковании сновидений, таролог
РАЗВЕ АФОН – ЭТО ЮРИДИЧЕСКИ ОФОРМЛЕННАЯ РЕСПУБЛИКА МОНАХОВ?
ВИКИПЕДИЯ: Ка;рты та;ро; — колода карт, используемая с середины XV века в различных частях Европы для карточных игр (итальянский tarocchini, французский tarot и австрийский K;nigrufen)..
«Святая гора Афон расположена на территории Греции, но юридически имеет статус республики .
На ней находится Афонский монастырь, одно из самых посещаемых паломниками мест. Он имеет одну особенность: вход в него законодательно категорически запрещен женщинам. Множество людей со всего мира едет к святым старцам за советом и помощью в мирских делах. Мудрость афонских монахов помогает человеку увидеть, что большая часть неприятностей, происходящих в его жизни, притянута самим человеком. Сегодня расскажем, как афонские старцы относятся к обидам и что рекомендуют с ними делать.
Обида – одно из самых ярких негативных переживаний. Она включает в себя несколько эмоций: гнев на обидчика, жалость к себе и одновременную невозможность проявить открытую агрессию по отношению к обидевшей стороне. Обида является мощной разрушительной силой для психики и здоровья человека, потому что способна надолго «засесть» внутри и постепенно «разъедать» человека.
Мудрые старцы признают, что гнев – это мощный разрушитель, но в то же время его энергия может обладать невероятным созидательным эффектом. Если разозлится человек робкий, то гнев поможет ему стать смелее и справиться с ситуацией в свою пользу. А если человек вспыльчивый, то ему следует направить гнев не на обидчика или самого себя, а на саму проблему – это придаст сил для ее решения.
Афонские старцы подходят к решению всех проблем с религиозной точки зрения. Поэтому их совет – посмотреть на обидчика с сочувствием, потому что он не умеет жить по-доброму и обижает других потому, что несчастлив сам. Если сложно воспользоваться советом, можно попробовать хотя бы понять мотив человека, заставивший его так с вами поступить. Есть вероятность, что, честно проанализировав ситуацию, вы увидите, что частично были неправы сами или восприняли произошедшее слишком остро. Старцы уверены, что в глубине души человек не хочет обидеть другого, он делает это, защищаясь или под воздействием темных сил, не осознавая, что творит. Они советуют не затаивать обиду внутри себя, а принять произошедшее и отпустить негативные чувства. Афонские мудрецы знают, как трудно желать добра другому, обидеть или разозлить гораздо легче. Именно поэтому они считают очень важной эту работу над собой, чтобы постепенно мир становился добрее и чище.
Прислушайтесь к мудрости афонских старцев и избавьтесь от своих обид».

Марианна Басс, эксперт в толковании сновидений, таролог


ПОСМОТРИМ, О ЧЁМ ТОЛКУЮТ  ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ:


«Некоторые аспекты правового статуса Святой Горы Афон
  Духовное образование в Русской Православной Церкви (документы)
Некоторые аспекты правового статуса Святой Горы Афон
Соавторы:
Екатерина Вячеславовна Киселева
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права, юридический институт, Российский университет дружбы народов
Солнцев Александр Михайлович
Кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права, юридический институт, Российский университет дружбы народов
В контексте празднования в 2016 г. 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон небезынтересно обратиться к правовым и международно-правовым аспектам статуса монашеской республики в их развитии и современном состоянии.
Афон в православной традиции, как известно, считается земным уделом Пресвятой Богородицы. Это уникальный очаг православия, христианства, где уже более тысячи лет бережно хранятся и приумножаются духовные традиции и ценности.
Нам, как преподавателям международного права, видится не корректным уделять в рамках преподавания курса «Международное публичное право» внимание правовому статуса Ватикана и совсем не упоминать про уникальный правовой статус Святой Горы Афон, про который не говорится ни в одном современном учебнике по международному праву[1]. Вместе с тем про Ватикан упоминается и в учебниках «Международное право», и есть ряд общедоступных научных публикаций[2]. Ради справедливости стоит отметить, что известнейший историк международного права В.Э. Грабарь отмечал, что первые размышления о международном праве в России принадлежат именно перу афонского монаха Максима Грека[3]! Максим Грек приехал в Россию по приглашению правительства для исправления богослужебных книг и провел здесь на свободе десять лет (1515-1525), остальную же часть своей жизни в заключении, к которому был присужден духовным собором. Так, например, в своем сочинении «Главы поучительны начальствующим правоверно» он дает государям совет действовать по справедливости и не стремиться к завоеваниям, сохраняя мирные отношения со всеми христианскими государствами[4].
Правовой статус Афона и попытки его изменения

C политико-географической точки зрения, Святая Гора Афон является полуостровом в северо-восточной Греции, омываемой Эгейским морем.

Как гласит церковное предание, когда Пресвятая Богородица отправилась на о. Кипр навестить воскрешенного Господом Лазаря, разразилась буря, и корабль прибило к берегу Афонской горы, где с сошествием Богоматери на берег рухнули идолы. Это было сочтено знаком воли Божией об Афоне как уделе Пресвятой Богородицы.

В VII-IX вв. Афон стал исключительно монашеским местом. В 680 г. гора была передана в распоряжение монахов византийским императором[5] и находилась в прямом подчинении императорам вплоть до XIV в., «пока … Андроник Старший не отказался от непосредственного управления Афоном и не подчинил его власти Константинопольского патриарха»[6].

Российская империя постоянно отстаивала интересы всех православных христиан, которые находились под властью Турции, и парадоксальным образом, добиваясь каких-то успехов благодаря огромным кровопролитным потерям в войнах, тут же теряла свое политическое влияние на освобожденных славянских и греческих землях. Так, сохранение монастырей Афона в XIX в. стало возможно только благодаря заступничеству российского императора Александра I: «В 1821 году, во время восстания греков, на Афон вступили турецкие войска и заняли монастыри; взята была большая контрибуция, некоторые монастыри были ограблены и разорены; монахов частью разогнали, а частью предали смерти. Султан Махмуд хотел срыть монастыри, но пощадил лишь по ходатайству императора Александра I, который настоял на том, чтобы их спасти. После этого Афон стал пополняться монахами только после заключения мира русских с турками в Адрианополе в 1829 году. Если бы не это заступничество великой России, то ни о каких афонских монастырях как ценнейшем культурном наследии всей Европы сегодня не могло быть и речи» [7].

После русско-турецкой войны известной 62-ой статьей Берлинского договора от 13 июня 1878 года были гарантированы права всех монашеских общин Святой горы Афон, которые впервые получили международную санкцию своих привилегий. Это юридическое положение сохранялось и после большевистского переворота, когда Россия уже никоим образом не могла вести активную международному политику. По Севрскому договору 1920 г. обязательства «признавать и охранять традиционные права и свободы, которыми пользовались не греческие монашеские общины Горы Афона, согласно постановлениям Берлинского договора» были возложены на Грецию. Причиной этому стала аннексия греками Афонского полуострова, провозглашенная в королевском декрете 2 ноября 1912 г., что нашло отражение в Бухарестском мирном договоре 1913 г. Получается, что накануне мировой войны 1914–18 гг., во время которой союзники дважды производили мобилизацию на Афоне, забрав все молодое поколение послушников на Салоникский фронт, была установлена монополия над негреческими общинами на Афоне со стороны греческого правительства. До 1926 г. сохранялись прежние исторические условия, как вдруг, не считаясь с международными договорами и обязательствами, греческое правительство издало закон от 10 сентября 1926 г. «Об утверждении Устава Святой Горы», объявив Афон греческой территорией, и с тех пор туда был полностью ограничен доступ всех монахов — не греков. Суверенитет Афона был закреплен Лозаннским договором 1923 года, а с 1926 года полуостров входит в состав Греции.

Автономное монашеское государство Святой Горы представляет собой самоуправляемое сообщество, состоящее из 20 православных монастырей и опирающееся на положения первого Устава Святой горы Афон («Трагоса»)[8]. Как отмечает современный писатель С.Л. Стенькин, Афон напоминает «маленькую страну с городами-монастырями, селами-скитами и небольшими хуторами одиноких келий»[9].

В настоящее время особый правовой статус этой территории зафиксирован в Конституции Греции 1975 г., чья ст. 105, входящая в главу 3. «Статус Горы Афон» раздела Е ч. III Конституции, включает следующие положения: «1. Афонский полуостров, от Мегали Вилга и выше, образующий район Святой горы, составляет со своим древним привилегированным положением самоуправляющуюся часть Греческого государства, сохраняющего в неприкосновенности свой суверенитет над этой территорией. В духовном отношении Святая гора состоит в непосредственном ведении Вселенского патриархата. Все лица, ведущие там монашескую жизнь, приобретают греческое гражданство, как только они допускаются в качестве послушников или монахов, без каких-либо формальностей.

В соответствии со своим статусом Святая гора управляется своими двадцатью святыми монастырями, между которыми поделен весь Афонский полуостров; ее территория не подлежит отчуждению.
Управление осуществляется представителями святых монастырей, образующих святую общину. Абсолютно запрещаются какие бы то ни было изменения в системе управления или в количестве монастырей Святой горы, их иерархического строя и взаимоотношений с зависящими от них подчиненными; на ее территории запрещено поселение иноверцев или раскольников.

Детальный режим Святой горы и условия ее функционирования определяются конституционной хартией Святой горы, составленной и принятой двадцатью святыми монастырями в сотрудничестве с представителем государства и утвержденной Вселенским патриархатом и Палатой депутатов Греции.
Точное соблюдение режима Святой горы в отношении его духовной части находится под верховным надзором Вселенского патриархата, а в административном отношении – под надзором государства, которое обладает исключительным правом поддержания порядка и общественной безопасности.
Вышеназванные полномочия государства осуществляются губернатором, права и обязанности которого устанавливаются законом.
В равной мере определяется законом судебная власть, осуществляемая монастырскими властями и святой общиной, а также налоговые и таможенные привилегии, предоставляемые Святой горе»[10].

При вступлении Греции в ЕС особый статус Афона был гарантирован совместной Декларацией, которая прилагается к заключительному акту договора о присоединении Греции к ЕС. Уважение этого особого статуса было подтверждено общими заявлениями, сделанными в Шенгенском соглашении и Амстердамском договоре[11].

Особым пунктом статуса Афона является запрет на допуск женщин – правило аватона, распространяемое даже на животных. По существу, этот запрет связан с заветом Богородицы и поддержанием исключительно монашеского образа жизни полуострова, где все монастыри мужские: «по завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона». Официально традиция не допускать на территорию Афона женщин была закреплена в 1045 году указом византийского императора Константина IX Мономаха.

Запрет на нахождение женщин на Афоне существовал и после падения Константинополя. Турецкие султаны подтвердили право афонитов жить в соответствии с их древними принципами. В новое время особый статус Афона был закреплен указом президента Греции от 1953 года. Согласно ему женщина, сознательно нарушившая древнюю традицию и проникшая на Афон, может быть подвержена тюремному заключению на срок от двух до двенадцати месяцев»[12].

Этот запрет является предметом нападок в последнее время с позиций, якобы защиты прав человека, когда аватон объявляется дискриминацией. Так, «уже в 90-е годы некоторые депутаты Европарламента требовали открыть Афон для женщин. Мотивом стала забота о женском равноправии. Инициативы были поддержаны министерствами иностранных дел Финляндии и Швеции. Отмечалось, что аватон противоречит праву ЕС, которое в принципе приоритетно по отношению к национальному законодательству государств– членов Союза.

В 2001 году Европарламент принял резолюцию относительно соблюдения прав человека в странах ЕС. Пункт 98 резолюции посвящен Афону и призывает «снять запрет на посещение женщинами Горы Афон, введенный в 1045 году монахами расположенных там монастырей и нарушающий в наши дни повсеместно признанный принцип равенства полов, правовые акты ЕС по борьбе с дискриминацией и нормативы о свободе передвижения граждан внутри Евросоюза». Резолюция не носила обязательный характер, но отразила умонастроения большинства депутатов высшего законодательного органа ЕС.

Запросы депутатов, критикующих особый статус Афона, продолжались. Например, в 2001 году представитель социал-демократической фракции Европарламента, итальянец Джанни Ваттимо (Gianni Vattimo) указал, что Афон включен в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО и получает финансовую помощь ЕС для реставрации памятников старины. «Объекты культуры должны быть доступны для всех», продолжил депутат, «тем не менее на Афоне женщины не имеют к ним доступа». Схожий запрос в 2004 году направила социал-демократка, депутатка от Испании Мария Рохо (Mar;a Rojo).

В 2003 году голландский суд удовлетворил частный иск и признал «противоречащим правам человека» закон Греции, который подтверждает аватон. Греческое правительство реагировало негативно, сославшись на оговорку об особом статусе Афона в договоре о присоединении Греции к ЕС. Тем не менее – по существующей в Евросоюзе практике – вопрос о якобы противозаконности аватона мог бы быть передан в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, вердикты которого в принципе обязательны для исполнения странами– членами ЕС. Такая возможность существует по сей день.

Еврокомиссия и другие исполнительные органы Евросоюза вроде бы официально не ставят аватон под вопрос. Но есть тенденция как можно шире открыть Афон для внеконфессиональных туристов. Оказывается, определенное давление на Священный Собор, как орган власти Святой Горы, и отдельные монастыри. Выделение помощи из бюджета ЕС на дорожное строительство, модернизацию инфраструктуры и реконструкцию монастырей увязывается с приемом все большего числа туристов, без различия их веры и намерений. Некоторые еврочиновники хотели бы превратить Афон в туристическую зону, доступную практически для всех желающих, пока мужского пола»[13].

В этих условиях стоит еще раз подчеркнуть, что статус Святой Горы Афон зафиксирован в международно-правовых актах и актах национального права Греции, в т.ч. Конституции. Этот правовой статус формировался на протяжении более 1000 лет и сегодня является незыблемым. Попытки его насильственного изменения не имеют правовых оснований и должны пресекаться.

Россия и Святая Гора Афон



Как свидетельствуют источники, русские монастыри на Святой горе относятся к числу древнейших. Первым из известных документальных свидетельств является подпись под святогорским актом, датированным февралем 1016 года. Вот ее перевод: «Герасим монах, Божиею милостию пресвитер и игумен обители Русского, свидетельствуя, подписал собственноручно» [14]. Упомянутая в акте обитель возникла гораздо раньше, ведь монастыри на Святой горе носят обычно имя своего основателя.

Большинство исследователей однозначно утверждают, что русские пришли на Афон сразу после Крещения Руси, а, может, и ранее. Но поскольку письменных свидетельств не сохранилось, мы отсчитываем 1000-летие присутствия русских на Горе Афон с 1016 года — именно под этим годом стоит подпись игумена «монастыря россов».

Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII века, вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря[15].

В XVIII веке монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е годы XIX века. Расцвет обители приходится на конец XIX ; начало XX вв. В 1903 году, русский Афон насчитывал более 70 обителей: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (в 1912 году братия монастыря насчитывала до 1800 человек); в пределах территории, издревле принадлежавшей Пантелеимонову монастырю, находились еще два скита: Кромица, с восемью храмами (главный из них — Казанский собор), и Новая Фиваида, с храмом во имя Всех Святых Афонских; продолжалась иноческая жизнь и в Старом (Нагорном) Руссике (здесь совершал свой подвиг один из величайших молитвенников прошлого столетия — преподобный Силуан Афонский[16]); русские скиты и келии[17]. В общей сложности из 7432 святогорских монахов русских было 3496, греков — 3276, остальные — болгары, сербы, румыны, грузины.»[18]

После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками ; 106 человек.

Заключение

Святая Гора Афон — небольшой узкий горный полуостров, врезавшийся в Эгейское море, не имеет большого экономического значения, но имеет великое духовное значение для всего православного мира – не только для греков, но и для славян, румын и грузин, и потому необходимо принять меры, чтобы его международное положение было урегулировано в соответствии с нормами и принципам международного права.

Президент России в своем выступлении в 2016 г. в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отметил: «Россию и Афон издавна связывали тесные религиозные узы. Сами афонские традиции играли значимую роль в жизни российского народа. И в наши дни интерес России к Афону не ослабевает»[19]. И далее: «Возрождая сегодня цен­ности патриотизма, истори­ческую память, традицион­ную культуру, мы рассчи­тываем на упрочение наших отношений с Афоном»[20].

Скудность упоминания в научной литературе, видимо, ведет и к фактическим ошибкам. Так, например, в учебнике «Теория государства и права» указано, что Афон – это «остров» (см.: Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное. 2009).

Олейник А.А. Правовой статус города-государства Ватикан: история и современность // XV научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых: актуальные проблемы российской правовой политики: сборник докладов. — Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2014. — С. 59-64; Шепелева К. Ватикан как субъект международного права // Современные проблемы юридической науки. Материалы IX Международной научно-практической конференции молодых исследователей, посвященной 70-летию ЮУрГУ, 10-летию юридического факультета и 20-летию юридического образования в ЮУрГУ (Юридический факультет Южно-Уральского государственного университета, 3-4 мая 2013 г.) в 2 ч.. — Челябинск: Цицеро, 2013, Ч. II. — С. 327-328 

Литература:
Карлов Ю.Е. Современное международно-правовое положение Ватикана // Вопросы международного права. Ученые записки ИМО. — М.: Изд-во ИМО, 1963, Вып. 16. — С. 218-236

Грабарь В. Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). Москва, издательство «Зерцало», 2003.

Грек Максим. Соч.Ч. 2. Казань, 1860. С.157-184. Дунаев Б.И. Преподобный Максим Грек и греческая идея на Руси. М., 1916.

Лисовой Н.Н. Афон и Россия: святоотеческий завет, национальный миф или вызов эпохи? URL: См. также: “С точки зрения международного права Афон – территория в составе Греции, самоуправляющаяся на основе собственной Уставной хартии 1924 года. Хартия, в свою очередь, опирается на буллу византийского императора Константина Погоната, передавшего в 676 году Афон в вечную собственность монахам-насельникам». Зиньковский О. Статус Афона и возможные угрозы ему в современном мире. URL: http://www.pravoslavie.ru/47653.html.

Ульянов А.Г. 1700-летняя судьба главной святыни русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря. URL:

Ульянов А.Г. 1700-летняя судьба главной святыни русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря. URL:

Общая информация об Афоне. URL: http://www.grekomania.ru/athos.

 Сенькин С.Л. Удивительные истории о жизни и чудесах на святой горе Афорн. Елец, 2015. С.18.

Конституции зарубежных государств: учебное пособие. 2-е изд., исправ. и доп. / Сост. В.В. Маклаков. М.: БЕК, 1999. URL:
 Яннис Аманатидис: народы Греции и России крепко связаны историей // РИА «Новости». 20.02.2016. URL: https://ria.ru/interview/20160220/1377696386.html.

Почему женщин не пускают на Афон? URL:
Зиньковский О. Статус Афона и возможные угрозы ему в современном мире. URL: http://www.pravoslavie.ru/47653.html.

Лисовой Н.Н. Афон и Россия: святоотеческий завет, национальный миф или вызов эпохи? URL:
Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь. http://www.patriarchia.ru/db/text/4480185.html

Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания. — Мн.: Лучи Софии, 2005.

 На Афоне слово «келья» употребляется не в смысле маленького, бобыльского домика, как у нас в России, а в смысле маленького монастырька (помещающегося в одном здании: келья, потому что одно здание, причем непременно подразумевается. что есть в нем и своя монастырская церковь. Эти кельи построены и строятся на арендуемых у монастырей землях. Превратившись в большой и настоящий, со многими зданиями, монастырь, келья становится по имени и по рангу скитом.

Лисовой Н.Н. Афон и Россия: святоотеческий завет, национальный миф или вызов эпохи? URL:
 Выступление по окончании молебна в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (28 мая 2016 г., Святая Гора Афон). http://kremlin.ru/events/president/transcripts/52033.

 Выступление на встрече с членами Священного кинота (28 мая 2016 года, Святая Гора Афон). http://kremlin.ru/events/president/transcripts/52031

09.02.2017

В.Катасонов

7 млрд лишних людей и о том, что капитализм по сценарию мировой закулисы сменит новое "рабовладение"
2 декабря
366 тыс. дочитываний
1,5 мин.
Прощай капитализм! Новый феодализм, здравствуй!
Такой сценарий развития мировой истории, по версии доктора экономических наук, профессора Валентина Катасонова, уготовила нам мировая закулиса.


Рассуждая о будущем общественном строе в эфире ютуб-канала «Сталинград», экономист также заметил:

«Тут некоторые вспоминают рабовладельческий строй Римской империи, но я должен сказать, что там были цветочки, а здесь будут ягодки. - Потому что в Римской империи всё-таки было патриархальное (классическое) рабство, [при котором] рабовладелец относился к рабу бережно.
А в условиях посткапитализма уже переизбыток людей, поэтому тут никакого трепетного и хозяйского отношения к рабочей силе быть просто не может».
Да и откуда, собственно говоря, ему взяться?

Если семь миллиардов из восьми, проживающих в настоящий момент на планете, с точки зрения Римского клуба, организации, учрежденной в 1968 году Дэвидом Рокфеллером, и упаковывающей, по выражению Катасонова, в научные формы идеи мировой закулисы/членов Комитета 300, - лишние люди.

Этим «господам» достаточно всего одного миллиарда.

Но почему именно одного?
Многие эксперты, к примеру, известный русский историк, публицист и писатель Андрей Фурсов, полагают, что это количество главным образом обусловлено удобством управления. Большие массы людей, мол, трудно поддаются контролю.

Аргумент, бесспорно, резонный.

Однако если посмотреть на проблему глубже: учесть, как стремительно, особенно в последнее время, развиваются генетические, клеточные и геномные технологии, а также насколько агрессивно в мире ведётся пропаганда альтернативных традиционным ценностей: чайлдфри, ЛБГТ, трансгендерность и пр., то возникает неприятное ощущение, что дело здесь не только в контроле.

За этим всем определённо скрывается что-то ещё...

Подумайте сами: зачем мировой закулисе столько свободного пространства? Кем (или чем) собственно она собирается его заполнить? Ведь свято место, как известно, пусто не бывает.

Для кого освобождается Земля?



ДЛЯ МЕНЯ – ГОВОРИТ КАЖДЫЙ.
И ЭТО ОСНОВА НОВОЙ ВОЙНЫ – ЯДРЁНОЙ ВОЙНЫ ЯДРЁНЫХ ВШЕЙ. А НЕ ЛЮДЕЙ.
Каждый видит в себе не вошь, а человека.
Но кто вошь, а кто человек – покажет время



На Афон ходу нет. Все, что нужно знать о разрыве РПЦ с Константинополем
16.10.2018 13:52Глеб Иванов 15948

Что произошло?
На заседании Священного Синода Русская православная церковь (РПЦ) приняла решение прервать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Решение было принято из-за «антиканонических действий Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию РПЦ». 11 октября синод Константинопольского патриархата отменил решение 1686 года, которым Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве.


ВОПРОС-ОТВЕТ
Чем чревата автокефалия Украинской православной церкви?
Что это означает на практике?
Прекращение евхаристического общения означает, что последователи двух православных церквей больше не могут беспрепятственно участвовать в таинствах другой церкви. Епископы и священники Московского и Константинопольского патриархата больше не могут служить вместе, а прихожане не смогут вместе причащаться.

РПЦ уже составила список храмов, где нельзя молиться. Это храмы в Стамбуле, Анталии, на Крите и на Родосе. По словам секретаря Отдела внешних церковных связей московского патриархата Игоря Якимчука, за отказ следовать запрету для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании Церкви. В юрисдикцию Константинопольского патриархата входит и полуостров Афон, одна из главных православных святынь, куда стремятся попасть многие паломники, в том числе из России. Он также теперь закрыт для прихожан РПЦ.

Это означает, что на Афоне больше нельзя посещать православные храмы?
По словам доктора богословия Прешовского университета, заведующего Кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского университета Александра Дворкина, теперь на Афоне прихожане РПЦ не смогут причащаться ни в одном монастыре.

«Туда можно будет приезжать, можно будет посещать храмы. Но причащаться там до конца этого конфликта нельзя, что в значительной степени делает поездки на Афон бессмысленными. Все-таки паломники стремятся туда с духовными целями», — сказал Дворкин.

Случалось ли что-то подобное ранее?
Да, в 1996 году РПЦ уже разрывала отношения с Константинопольским патриархатом.


ВОПРОС-ОТВЕТ
Где находится Константинополь?
Александр Дворкин:

— Тогда ситуация касалась маленькой Эстонии и вопросов относительно ее церковной принадлежности. Страна находилась в юрисдикции РПЦ. По ряду причин, Константинополь тоже начал претендовать на эту территорию. Как и сейчас, евхаристическое общение между двумя патриархатами было разорвано, но по счастью тогда через несколько месяцев удалось достигнуть компромисса и восстановить связи.

Патриархии договорились, что в Эстонии будут существовать юрисдикции обеих церквей. Этот компромисс был абсолютно антиканоничным, поскольку по церковным канонам на одной территории может быть только один епископ. Устройство православных церквей территориальное. Ситуации, когда в одном городе есть эстонский епископ и русский епископ, неправильна — у нас церковь на национальности не делится. Духовное предстоятельство может быть только одно. Но худой мир лучше доброй ссоры, поэтому стороны пошли на компромисс. К сожалению, это решение показало Константинопольскому патриарху, что он может и дальше вмешиваться в дела РПЦ.


ВОПРОС-ОТВЕТ
Зачем патриарх ездил в Минск?
Получится ли примириться как в прошлый раз?
Александр Дворкин:

— Украина — не Эстония. Ситуация гораздо более вопиющая. Константинопольский патриарх вмешался в наше судебное решение, не имея на то никаких полномочий. Он отменил анафему Филарета и принял в общение раскольников, которых он сам признавал раскольниками. Сделал он это без какого-либо разбирательства. Кроме того, он отменил решение своих предшественников о том, что киевская митрополия передается под управление РПЦ, упирая на то, что раз Константинополь принял это решение, то он же может его и отменить. С точки зрения канонов есть тридцатилетний срок давности, чтобы высказывать претензии по изменению границ епархии. Если жалоб в течение этого срока нет, то утверждается статус-кво. Тут прошло 300 лет, вопрос не поднимался, и вдруг через 300 лет отменяется решение. Это вопиющий случай.

Представьте, что вам дарят квартиру, оформляют дарственную. Вы в нее заселяетесь, владеете, ремонтируете нее, а через какое-то время человек, который вам ее подарил, и который в течение долгого времени не выказывал никаких претензий, дружил с вами, хочет забрать ее обратно. Какой-нибудь суд вернет эту квартиру? Очевидно, что нет. Здесь получается такая же ситуация.

Поэтому, решение Константинопольского патриархата нелогично и незаконно. Очевидно, что ответственность за разрыв лежит на нем.


Сколько патриархатов в православной церкви?
Подробнее
Что будет дальше?
Эксперты пока остерегаются делать какие-либо «долгоиграющие прогнозы».

Александр Дворкин:

— Уже сейчас Филарет и президент Петр Порошенко совершенно искажают решения константинопольского синода. Они заявили, что синод признает киевского патриарха, хотя в постановлении синода говорилось лишь, что Филарету возвращают тот статус, который у него был на момент анафематствования — «бывшего митрополита Киевского».

Далее, в постановлении синода говорится о созыве собора, на котором будет объявлено о создании Украинской православной церкви под властью Константинополя. И только потом УПЦ сможет просить у Константинополя автокефалию. Филарет говорит, что раскольничью церковь уже признали как законную.

Самое интересное, что патриарх Варфоломей, который не мог всего этого не слышать, промолчал. Это может означать, что он не до конца самостоятелен в своих решениях, или что позиции Филарета гораздо прочнее.


ВОПРОС-ОТВЕТ
Зачем действующей власти на Украине автокефалия церкви?
Как ситуация с расколом отразится на верующих на Украине?
Ряд экспертов и СМИ уже выразили опасение, что предоставление автокефалии для УПЦ Киевского патриархата может привезти к противостоянию православных христиан. В частности, это дает повод начать оттеснять верующих УПЦ МП «на второй план» по отношению к открыто поддерживаемой властями УПЦ КП. Высказываются также предположения, что этот статус УПЦ КП дает властям Киева желаемый ими повод выпустить закон, который позволял бы отбирать храмы, монастыри и церковное имущество у «неправильных верующих пятой колонны» и отдавать их «правильной» церкви.

Александр Дворкин:

— Я не уверен, что автокефалия для УПЦ Киевского патриарха неизбежна, но, если это все же произойдет, верующие УПЦ Московского патриархата станут гражданами второго сорта. Потому что на них посыплются обвинения, что они «пятая колонна», «предатели», «рука Москвы» и так далее. Мы уже видим тревожные симптомы по всей Украине. Недавние разговоры о путях захвата Киево-Печерскую лавру — лишь самый вопиющий и громкий случай. Между прочим, один весьма влиятельный украинский религиовед уже опубликовал «рецепт» юридического отъема Лавры.




ДОЖДАЛИСЬ. МИР МЁРТВЫХ ПОГЛОТИЛ ЛОНДОН.

ТЕПЕРЬ ОЧЕРЕДЬ ЗА ПЕТРОМ МОГИЛОЙ И ЕГО АКАДЕМИЕЙ…

23.12.20 г.


Рецензии