О Свободе

Свобода — несомненная ценность, цель и средство. В настоящее время, как правило, понимается, трактуется, применяется в прямо противоположном качестве и смыслах.

В настоящее время наблюдается поверхностное, искажённое, манипулятивное понимание свободы, подмена и имитация свободы. Такое понимание образованно под влиянием эгоизма, невежества, биологических лимбических и социальных инстинктов, искаженной картины мира, когда стремятся доминировать над средой, быть свободными "от" неё и обязательств, жить во вседозволенности.

По всем признакам и формам, слово образовано на основании индоевропейского словосочетания  Sva-bodha, в произношении свабодха, свабода, свобода.

Sva (санскрит), сва - собственное, своё я, свои собственные отношения, владеющий, обладающий, подлинный, истинный, внутреннее, индивидуальное.

Bodha (санскрит), бодха - понимание, пробуждение, сознание, благоразумие, знание, вступление в силу, восприятие.

В Древней Греции "свобода", с одной стороны понималась, как "не иметь препятствий в том, чтобы идти куда вздумается", но с другой стороны греч. *leudh-, означает «расти, развиваться».

В «Теэтет» Платона ясно связывается свобода и рост. Так, те кто "проводят время в философии и ученых беседах" воспитывают в себе свободу, "величие, прямоту и независимость", вооружаются "сознанием истины и права".

"Величие, прямоту и независимость с малых лет у них отняло рабство, принудившее их к коварству, угрозами и страхом отравившее нежные ещё души, и, кто не сумел вооружиться сознанием истины и права, те не перенесли всего этого, но, обратившись вскоре ко лжи и взаимным обидам, совершенно согнулись и сломились, и теперь, превратившись из детей во взрослых людей, они, совсем не имея разума, почитают себя искусными и мудрыми".

Таким образом, мы понимаем, что свобода это не внешние атрибуты или "состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий", но овладевание собственным восприятием, сознанием и подлинными знаниями, обладание индивидуальным благоразумием и собственным пониманием, пробуждение подлинного "я" и внутренней силы, проявление истинных отношений, воли и действий.

При этом, понимание воли, в первую очередь, ассоциируется не с отсутствием ограничений и «возможностью действовать по-своему», но со способностью к самостоятельному целеполаганию и с настойчивостью в осуществлении задуманного.


Рецензии