96. Тетради - отклики
С. Вейль. Тетради.
Все максимы Симоны направлены на самовоспитание, на взращивание в себе "духовного человека" - это путь обнажённой интеллектуально-духовной честности, иногда он "перегибает палку", но иначе он бы и не устоял, рассыпался.
Общемирское "ради Бога", зовущее нас в путь и на дело несомненно ниже практического понимания сути происходящего, потому что за последним - мысль и опыт, а за первым - лишь общность нашего существования. Но это же "ради Бога" может стать "личным", и вследствие этого - самым трудным делом из всех когда-либо возможных для человека и тогда оно превышает "целесообразное действие". В личном акте нет никаких "стимулов", а есть только необходимость, но необходимость не внешняя, насильственная, а внутренняя принудительная. Всякое личное "ради Бога" - невозможный акт. Он свершается потому, что иначе для меня невозможно. Здесь одна невозможность противостоит другой невозможности и они борются.
Так Симона поднимается по иерархии духовной лестницы на седьмые небесные этажи, требуя для себя только такой этаж, ни в коем случае не ниже и предлагая его всем другим.
"Смертный грех — возможно — определяется не виной, но по уровню света, который остается в душе человека, когда грех, каким бы он ни был, совершен. Это устрашающе; ибо, значит, мы неизбежно проходим через ужасную опасность смертного греха?"
С. Вейль. Тетради.
Измерять духовное состояние человека уровнем света в его груди. Смертный грех - потеря света. Никакой внешней вины - потеря своего духовного состояния. Преступление. Наитягчайшее преступление - потеря духа.
Некто, не имеющий духа не может его потерять. Поэтому смертный грех - с определённой точки. У Данте в "Божественной комедии" язычники - не в аду, но и не в раю - они жили "до" появления точки Христа.
"Когда в душе есть точка вечности, нам нечего больше делать, как ее сохранять; ибо она растет сама по себе, словно зерно. Следует держать вокруг нее вооруженную и непоколебимую стражу, питая ее созерцанием чисел, отношений неизменных и строгих.
Мы питаем неизменное в своей душе созерцанием неизменного в теле.
Неизменного в толще взволнованной воды".
С. Вейль. Тетради.
Семя получено, свет - мировое семя. Оно взрастает в окружении стражей (воинов по Платону), которые обнажают клинки, если это потребуется, имея дуальную природу - они воинственны против врагов "семени духа" и миролюбивы в отношении всего, что его питает.
У самого семени не дуальная природа, а природа единого. А дуальная природа - это защита, покров и стража одновременно.
"Младенец же рос и укреплялся духом".
Мировое семя проходит чрез весь мир как единое тождество разворачивающегося.
"Этот мир отвергает целесообразность, потому что он прекрасен.
<В нем мы видим> приспособление средств к средствам, но никакой \нормы\ конечной цели, которая была бы \целью\ нормой для этого приспособления.
А необходимость, поскольку она не имеет цели, есть прекрасное:
прекрасное на уровне частей.
Есть только два вида \целесообразностей\ необходимостей. Одна, соответствующая представимым целям, и другая, соответствующая прекрасному. Представимые цели суть те, что находятся на одном уровне с необходимостью. Но при этом они не цели. Они средства. Цели же второго вида трансцендентны по отношению к необходимости".
С. Вейль. Тетради.
Все цели есть средства для других средств или средства для Блага. Средства других средств - это наше бесконечное движение. А средства для Блага это гармония и прекрасное. Им соответствуют две разные необходимости. необходимость частности и высшая необходимость.
Высшая необходимость и Благо - это одно и тоже.
Средства для средств это также всё "полезное". Все полезное это целесообразное в частности. Поэтому ни философия, ни любовь, ни поэзия не могут быть "полезными", это слишком низкая для них оценка. Но и называть их "бесполезными", как иногда делают, не стоит. Они не полезные и не бесполезные, они - благие.
"Только Бог может терпеть несправедливость так, чтобы это не принесло Ему никакого зла. Чтобы быть совершенно справедливым, надо уметь переносить несправедливость, не \претерпевая\ принимая при этом никакого зла. Иначе под его гнетом человек скоро становится несправедливым. Совершенно справедливым может быть только воплотившийся Бог".
С. Вейль. Тетради.
Не стану терпеть несправедливость - восстану на неё - человеческое - в его подъёме и самовыражении. Вложи меч свой в ножны - богово в его высшем подъёме. Несправедливость проходит насквозь, не касаясь семени, духа и не может удержаться в нём - абсолютная божественная прозрачность и непроницаемость одновременно.
Человеческое же встречает несправедливость как внешнее тело - толчком от... Но если несправедливость пробила это внешнее тело, то внутри нет защиты и она сеет там уже свои семена. Пётр отрубивший ухо стражнику и вынужденный по увещеванию Христа вложить меч свой в ножны, затем трижды предаёт Христа. Воевать он был готов, а вот приняв несправедливость не был готов вынести её чисто.
Свидетельство о публикации №120122106500