Лёгкость и простота в хайку
Мацуо Басё пришёл к выводу, что лёгкость и простота наиболее раскрывают суть поэзии хайку, лишь тогда, когда изучил и испробовал на практике в своём творчестве другие принципы. Спонтанная лёгкость в сложении хайку — одна из черт каруми, и такая лёгкость не менее легко «считывается» опытным хайдзином в стихах начинающих авторов, а также — читателем хайку.
весенние дожди
голубь с грязными лапками
лезет в кормушку
У Басё было стихотворение о соловье, уронившем помёт на лепёшку, и это тоже принцип каруми.
поселковая улица
над пылью
аромат чубушника
магистраль
на газоне пакет
полный света
Доступные и понятные моменты, замеченные поэтом и выраженные через принцип каруми.
лёгкий летний ветер
тень моя идёт
в тени высоких трав
В стихотворении есть образ, близкий к этестике югэн — «тень в тени», но, при этом, оно наполнено лёгкостью, напевностью (сирабэ). Образ тени не делает хайку более «тяжёлым», а, скорее, «прозрачным», но не настолько, чтобы стать эфемерным в ключе принципа мудзё. А ветер дополнительно создаёт «приподнятость», свойственную каруми.
тепло сентября
с цветка на цветок
перелетает белянка
Полёт бабочки в тёплый осенний день… В этом больше лёгкости, чем печали.
Кантан — принцип простоты. Простые образы, переданные простыми словами:
многоэтажка
высокое
зимнее небо
смолка цветёт
на зелёной траве
отдыхаем
вот и просвет
в первый весенний день
синее небо
утренний свет
пьёт из лужи голубь
Принципы каруми (лёгкости) и кантан (простоты) — качества поэзии хайку, которые подчеркнул Масаока Сики. Однако не так-то просто добиться истинной простоты и лёгкости. Совсем непросто создавать хайку путём спонтанной лёгкости: это достигается изучением других принципов и практикой стихосложения, либо является изначальным свойством поэтического дара — «лёгким» взглядом на мир и не менее лёгким и простым откликом на события реальности, превращающим их в «моменты хайку». Но и здесь нужна постоянная работа над своим талантом.
Открытия, совершающиеся легко, как правило, имеют фундамент многолетних исследований. Озарения, позволяющие спонтанно, легко, моментально слагать хайку, не требующих правок — тоже навык, стремиться к которому нужно поэту, даже одарённому лёгкостью и «прозрачностью» восприятия.
Гениальное просто, но за гениальностью кроется непрестанная работа. И сам путь хайку — хайкудо — это постоянное стремление к истине, к выражению прекрасного новыми способами. Путь искусства хайку как тропинка, где существуют вехи — принципы хайку. У тропинки нет конца, и нет предела совершенствованию поэтического мастерства в достижении лёгкости и простоты.
P. S. Примерами в тексте служат мои стихи.
Свидетельство о публикации №120122006456