Во блаженном успении или Вести с погоста

               

        Побудило меня создать этот текст необычайное событие: одновременная смерть
бабушки и внучки. На кладбище при храме Петра и Павла, где мы теперь служим Богу с сыном Витей, привезли отпевать сразу двоих покойников, девочку лет пяти и её бабушку.
Беда пришла неожиданно. Бабушка и девочка гуляли у пруда. Девочка подбежала к скользкому крутому берегу и упала в воду. Бабушка бросилась спасать. Утонули обе.
Берег был глинистый мокрый и не за что было ухватится рукой... Наверное они пойдут в Царство Небесное. Пятилетнее дитя — ангельская душа, бабушка — жертвенная любовь,
буквально исполнила Закон Христов — умереть за ближних своих. Так мне подсказывает помысел, но на всё воля Божия. В этой смерти, как в зеркале отражается духовное состояние каждого человека. Мы, как несмысленые дети, подходим ко греху так близко, что уже не можем удержать себя в берегах  и срываемся, скатываемся в грязь и тонем в стоячих затхлых водах соблазнов. И желающих нас спасти зачастую увлекаем за собой в это болото. А выбраться сами от туда уже не можем, ухватиться не за что, вокруг скользко и голо. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения...Блажен, ему же Бог его упование его» стихи пс. Давида. Да, здесь есть над чем задуматься!

     Вчера,29 июля, суббота, 2017 года, самый жаркий день в году. До 30 градусов в тени. На улице нечем дышать, как в бане. Привезли сразу троих покойников. Три отпевания, одно за другим. Раба божия Бориса отпевали в часовне. Второй покойник Василий лежал в закрытом гробу на улице, даже  внутрь не заносили, уже разлагался, отпевали у дверей часовни. Потом привезли женщину, умерла на четвёртом  инсульте. Гроб с любовью украшен, всё в кружевах белых. Много родственников с бумажными цветами и венками. Оказалось, это мать нашей Оли — швеи из «Солоницы». Красивые дети, внуки, все плачут. А я смотрю на прочерк на кресте между датой рождения и смерти — в нём заключена вся жизнь человека.
Инсульты просто так не приходят, они, как предупреждение «огнеопасно!». Сейчас Оля успокоится и я поговорю с ней о матери, что таится за этим прочерком.
     Вот мне сейчас около 70 лет, сколько ещё Бог даст пожить будет указано цифрами на моём кресте. Но это уже не имеет особого значения, жизнь в целом прожита, всё посажено, выросло и принесло свои плоды, проходит заключительный этап — подводим итоги!
Семьдесят — восемьдесят лет, это так мало и так дёшево ( по нынешним расценкам) и этими копейками мы можем выкупить себе Царство Божие. Бесконечную радость покой и безсмертие. Но можем заработать и вечную муку! Я чувствую в себе огромную, долгую жизнь, Как море чувств, находок, потерь, ожиданий, разочарований, радости, горечи, измен,
обманутых надежд. В последние же26 лет, после смерти матери, - переосмысление всей жизни и снова бесконечно долгие часы, дни, годы борьбы со страстями, похотями, собирание в целое изуродованной души — это кажется вечностью и всё это уместится в прочерке между датами рождения и смерти на кресте. Человек не умирает, он становится для нас невидимым,
как этот загадочный прочерк. Батюшка Николай говорит: - Вот отпеваю покойников и думаю, все придем к этому концу «зачем мятутся народы и затевают тщетное», а покоя в душе не ищут. Клевета, зависть, осуждение и прочие страсти, это не тот багаж с которым нас ждут в Царствии Божием. Нужно стяжать Духа Святого и постараться обрести покой ещё здесь в этой короткой земной жизни.


ПОДВИГ  СВЯЩЕННИКА
               

        И так, вчера было очень жарко. Ева, псаломщица, после второго отпевания валится с ног. 
Зову её попить чайку у нас в доме, пока привезут третью покойницу. Она соглашается, а батюшка Николай (Андреянов) нет, говорит, что они с матушкой Иоанной на пороге сахарного диабета, поэтому решили воздерживаться от сладкого.
    Ева псаломщица рассказывает, что они с батюшкой Александром (Смирновым) с утра ездили в поселок Лосева и отслужили там Литургию. По дороге встретились с медведем,
тот выскочил из травы, испугался и побежал перед ними через дорогу.
    В это время подъехала на велосипеде ещё одна клиросная, мать Даниила. Напишу о них всех попозже. Подвезли гроб с матерью Ольги, нашей швеи, начали отпевание.
Проводили похоронную процессию до могилы. Дожди всё расквасили, в яме вода, берега оплывают. Все красивые кружева и рюшечки вокруг гроба утонули в сырой коричневой воде.
Тоскливо и жалко! Когда наши близкие живут, мы не замечаем их порой, и не уделяем должного внимания. А это могло бы им согреть душу и уйти добрым делом в Вечность.
А когда потеряем, опомнимся, но... поздно. Хотя и здесь есть возможность помочь близким — молиться за них, поминать и помнить. Однако это далеко не каждый понимает.
      Пару недель назад тут произошёл следующий случай. Солигаличский район обширный (по местности) А священников всего двое. Поэтому им приходится как говорится «вертеться, как белка в колесе». Так случилось, что не рассчитали по времени и отпевание было назначено одновременно с крестинами. Привезли покойника к часовне, ждут, а священника нет. Пьяные могильщики пустили меж родственников дэзу, что они всегда опаздывают, эти попы... пьют да деньги гребут... Дедушка лежит себе в гробу уже никуда не торопится, а родственники заволновались: «У нас ресторан заказан на это время, а мы тут сидим, а там люди ждут. Что же это за варварство такое!» Смотрю я в окно из сторожки, бунт затевается.
Вышла. На меня налетела очень городская дама, в модных брюках, стриженая, гологоловая,
кричит: Дайте мне телефон вашего начальства, я доложу о ваших беззакониях. «Да погодите — говорю — докладывать, сейчас позвоним и всё уладим». Звоню благочинному батюшке Александру. А он оказывается в с. Корцово литургию служит. Оказывается батюшка Николай  в Преображенском храме младенца крестит. Передают, подождать минут двадцать. Тут городская родственница стала ещё громче требовать телефон начальства и грозить что всех выведет на чистую воду. Да успокойтесь вы хотя бы из уважения к покойнику, может быть так Богу угодно, чтобы он немного у храма полежал в гробу.  А она бегает, как ужаленная: Ой, ресторан пропадает, наше время пошло. Да, ты тётенька пойми, вашему дедушке сейчас не ресторан нужен, ему 20 мытарств предстоит пройти. Ты смирись, а ему там полегче будет...
Да какой там смирись, когда рога уже в небо упираются...
   После отпевания батюшка Николай с улыбкой объяснил, что несколько дней назад он причащал в последний раз этого дедушку больного на дому, а тот попросил батюшку лично отпеть  его. Попросил и дождался-таки.  Потому что ничего в нашей жизни случайно не происходит. Во всём воля Божия и Промысел Его!
          И снова возвращаемся во вчерашнее пекло. После похорон Олиной мамы, не успели отдышаться, а уже пора в Преображенский храм на вечернюю службу идти. Я ничего собственно не делала, а ноги подкашиваются, мозги плавятся, села в свой уголок, валидол посасываю. А на клиросе опять псаломщица Ева поёт и батюшка Николай  по храму с кадилом идёт. У меня в глазах двоится от переутомления, А они... Богу служат, как всегда, не жалуясь никакому высокому начальству. Откуда силы! От Бога!   Он сказал: В немощах
ваших сила моя совершается! Вот так!

               
ПОГОВОРИЛИ С ПРОШЛЫМ
            
                Cегодня Илья пророк.  Могилка почти рядом с церковным домом. На скамеечке сидит бабушка. Подхожу, спрашиваю: кого проведаете. Рассказывает: самой уже 86 лет, здесь всё прошлое. Вот свекровь, а тут её сын - мой муж, давно уж помер. А вот рядом  сын наш, как раз в день пророка Ильи преставился, винопитие виной. Вот и сестра мужа рядом, та же беда — винопитие. А я уж и не дождусь, когда к ним отойду, нажилась досыта. Сама верующая и свекровь верующая была, здесь в храме Петропавловском служила, за всех молилась.
            В стороне под деревьями  мужчина обкашивает могилку. Тоже печальная история. Давно дело было. Авария случилась. Тогда ещё и машин-то было — раз, два и обчёлся. Нужно было сестре Валентине к матери съездить, она и сынишку Серёжу шестилетнего прихватила к бабусе в гости. Муж договорился с колхозным шофёром, чтобы подвёз их до места. Воспользовались возможностью съездить в центр ещё несколько пассажиров. Грузовик был загружен удобрением. Сели сверху и поехали. Навстречу выскочила машина, водитель пьяный. Грузовик с пассажирами свернул на обочину и перевернулся. Все успели в сторону отскочить, а Валентина с мальчишкой замешкалась, их накрыло кузовом и засыпало удобрением. Пока подмогу вызвали, откопали их, они уже задохнулись. На пожелтевшей фотографии молодая женщина, а рядом прижался к плечу мальчонка в картузе. Живая улыбка, живые глаза, живые люди!..
 
             У моего сына Вити поломался велосипед, я отремонтировать не могу, а у Вити ума не хватает (30 лет!). Пришлось звонить соседу Борису в Нетёсово, чтобы привёз с нашей дачи камеру и покрышку, да привёл велосипед в порядок. Когда ремонт закончился, поели борщечка, попили чайку и пошли с Борисом по кладбищу. Он решил всех своих знакомых навестить. Удивительное дело — идём среди крестов и покойников, а в памяти разворачивается долгая жизнь не только Бориса, но и все умершие оживают. Вот с Колькой
 вместе электриками работали, весёлый был мужик, и такая история вспомнилась и эдакая.
Светлана- то его жена пережила его лет на семь, да вот она рядом и похоронена. Смотрит Борис фотографии на кресте, а в глазах за минуту десять лет жизни промелькнуло.
А вот тут у тропы где-то пасечник лежит.  Помню, говорю, помню, это уж при мне было.
Как только он приедет в деревню на лето, так у вас запой на месяц. Хорошо, что ты во время бросил пить. А пасечник, так и утонул в речке пьяный, пошёл бельё полоскать и перевернулся в воду. Борис вздыхает, как не помнить. Дочь пасечника за местного предпринимателя вышла замуж, так тот своим тестю и тёще богатый памятник мраморный отгрохал, да вот же они.
Ну что друг, каково тебе там? Вот я тебя и навестил, спи спокойно. А вот смотри, старички Орловы похоронены. И сродники их все рядом. Мы ведь бывало раньше по молодости из деревни в Солигалич пешком ходили за покупками и по другим делам. Устанешь, ноги гудят, к ним отдохнуть заходили. Обычно и переночевать оставались. Помню, баба Люба добрая была, жалела нас. Встанет ни свет ни заря, картошечки нажарит  с лучком. Хлебушка даст, мы поедим и довольны, а что ещё надо? Спасибо тебе, баба Люба, пусть у тебя и там всё хорошо будет... И так идём по всему кладбищу, как книгу живую читаем, и доброе там есть и неудачное, и радость, и слёзы - всё в прочерке между рожденьем и смертью поместилось и всё это живое! Отдохнул Борис после прогулки и пошёл на остановку автобусную, домой пора возвращаться. И по лицу видно, не с кладбища возвращается, а из прошлой жизни своей, со многими повидался, поговорил, поздоровался. А ведь он человек не верующий! Даже не замечает, что  сегодня в духовном мире побывал, наполнился им и умиротворился.
Что за место такое, это кладбище - удивляется позёвывая - просто засыпаю на ходу? - Просто ты здесь благодатью надышался, ведь это врата в Царство Вечное! 
ПОКОЙ ПРИХОДИТ ИЗ НУТРИ  (Паисий Святогорец)
          
О  ЧЁМ ПОВЕДАЛИ НАДГРОБЬЯ.
               
            Когда входишь в ограду Петропавловского храма, по левую сторону видишь старинные мраморные надгробья. В основном встречается фамилия купцов Собенниковых.
Наш батюшка Александр интересуется историей Солигаличского района, поэтому может порассказать много интересного. Говорит: обрати внимание на эти старинные памятники.
Два мраморных надгробья, На них имена двух купеческих дочек. Одна Собенникова Александра Никаноровна, другая Клавдия Никаноровна ( Фамилия другая, видать замужем была ), молодые, скончались обе 2 июля 1886 года. Что случилось? Оказывается в том году в этих числах были неожиданные заморозки до -10 градусов. Батюшка говорит, что они на печке угорели. Откуда известно? Так ведь не пошли купаться и утонули вместе в такой мороз летом. И аварии не могло произойти, автомобилей тогда не было. А вот от неожиданного мороза печь натопили и трубу рано закрыли. Очень даже вероятно. А рядом похоронены  их дедушка и бабушка Собенниковы, по дате кончины можно определить. Скорее всего родители хоронили на своём семейном месте сразу двух дочерей. Люди они были известные не только в уезде, а, пожалуй, и во всей волости Костромской. Лесопромышленники были!
Конечно много народу тогда съехалось со всей волости. Колокола звонили о нежданном человеческом горе извещали. Все в трауре... Здесь и Николай Васильевич, и Ираида Васильевна, и Варвара Терентьевна ( дата кончины позже -1900 г, 1903 г, 1914 год), все Сабенниковы. Может быть это отец и мать или тётки трагически погибших девушек. Все теперь похоронены рядом. Всё это было до революции. Жили основательно, умерших хоронили с почётом, чтобы на века память людям осталась. С Богом жили. Не то что нынче.
Вот вчера провезли мимо храма покойника, без отпевания, без почестей на новое кладбище.
Кто такой? Говорят повесился, лет около 40. Провезли мимо! Мимо Бога, мимо жизни, мимо блаженной вечности. Упал первый запоздалый в этом году снег и запорошил стёжки-дорожки. Приблизилась унылая зима и дохнула холодом. Такое ощущение, что будто бы всё заканчивается и надвигается пустота. Люди разучились жить и умирать достойно не умеют.
        Смотрю, а в ряды рода Сабенниковых две новые могилы втиснуты. Фамилия другая, а надгробия уже наши постсоветские. А тут на днях, как в ответ мне, приходит к оградке довольно представительный мужчина и направляется к этим надгробьям. А поскольку я теперь каждый день дежурю пред открывшимся Петропавловским храмом, обращаю внимание приходящих на кладбище на то, что теперь храм открыт для них, могут заходить и помолиться об усопших и о живых тоже и поставить перед иконами свечки, я подхожу к мужчине и предлагаю то же. Однако он отказывается, ссылаясь на то, что у него дома есть свечки из самого Иерусалима, вот их он принесёт и поставит. Спрашиваю осторожно, как это его родственники в ряды Сабенниковых затесались. Он объясняет гордо, что они были самыми уважаемыми людьми в городе: один в милиции, другой в коммунальных услугах! И пошёл  мимо нашего храма домой за иерусалимской свечкой. Думаю, комментарии излишни.
               

ОТЦЫ И ДЕТИ.
               
            Батюшка Александр позвонил и предупредил, что к полудню привезут старушку,
надо открыть храм и поставить гроб в притворе, похороны будут завтра в одиннадцать.
Через час прибежала рыжая худая женщина с голубыми длинными ногтями, дочь старушки.
Она объяснила что маму везут из Галичского дома для престарелых. Пару недель назад старушку отвёз туда старший сын и оставил на попечение государству. А она, уж старенькая, лет около восьмидесяти видать не пережила этого и умерла от тоски. Дочь, говорит, что сейчас и гроб поставить некуда, брат запил, дом открыт, никого нет. Посинели от холода ждём катафалк. Идёмте, говорю, в сторожку, погреетесь у меня, но они оказывается с мужем на машине приехали, там греются. Подъехала крытая машина, маленький гробик весь в кружевах и рюшечках, а занести надо на руках, ворота на кладбище  закрыты на кодовый замок. Зять из машины выскользнул взял за один край, водитель вздохнул, взял за другой, занесли, поставили, тут же яркие корзинки с цветами , венок дорогой, и ушли до завтра.
 Ну что ж раба божия Валентина, поночуем с тобой по соседству, в церковном  дворе.
Сердце защемило! Вырастила ты их, выучила и никому не нужной оказалась, кроме Бога!
        На утро, к одиннадцати приехал батюшка Николай с псаломщицей Евой. Гроб занесли в храм, открыли. Старушка лежала на боку, видно растрясли в поездке из Галича. Такая маленькая, тщедушная, платок сполз на глаза, руки упрятаны в длинные рукава. Рыжая дочь с голубыми ногтями следит, как батюшка поправляет наряд покойницы ласково приговаривая: вот мы тебе и платочек поправим, и крестик в руку дадим, а нательный крестик-то имеется? да вот видна тесёмочка. А вот тут свечечки поставим...   
       Отпели, наемные рабочие унесли гроб в грязную сырую яму, застукали комья глины по крышке, верх уставлен бумажными цветами и венками, Только беленький кончик креста выглядывает из этого цветного бумажного вороха, да мелькают быстрые голубые ногти рыжей женщины отсчитывающей деньги всем за услуги. Царствие Небесное тебе Валентина!

        Уже время к вечеру, а недалеко от храма стоит не молодая женщина, поглаживает мраморный крест, оперлась тяжело на кованную оградку. На кресте фотография молодого  парня. Вот сынок мой - вздыхает сквозь слёзы - сегодня годовщина, уж двадцать лет... как..
Не нашлось в тот момент рядом человека, чтобы поддержать, пережить горе... вот и застрелился... Жена молодая, дочь остались, а со мной теперь и не знаются, говорят что и так он им жизнь испортил не подумал о них! Что случилось-то? Убитая горем мать не хочет судить никого, но вскользь прорывается... Когда нам сказали, мы бежали к нему, боялись что он и её застрелил... Изменила! А он их не тронул, он от безысходности себя убил. Если бы кто- то из родных оказался рядом, чтобы ему пережить тот страшный момент, он любил её  сильно, от неожиданности задохнулся в её измене... И никого рядом не оказалось!..
Мы идём с ней в храм, мать ставит свечу на канун, лобызает икону Божией Матери Фёдоровской и что- шепчет ей стоя на коленях и  всхлипывая. Потом медленно идёт домой погружённая в свою неизбывную скорбь.
         
         Сегодня уже конец октября. Снег выпал и подморозило, но снова оттаяло. Рабочие, которые копают могилу, злые и ругаются матом. Пока в храме идёт отпевание, здесь решают проблему, как бы две соседние могилы родственников усопшего не поплыли и не соединились в новой яме, земля мокрой жижей стекает с боков могилы и оседает на не глубокое дно. С одного боку открылось широкое отверстие испускающее зловоние разложившихся трупов. Гробовщики нервничают, скорее бы принесли гроб. Две дочери близняшки ведут под руки отяжелевшую от горя мать. Они родные дети покойного. Когда-то Александр взял себе жену с ребёнком, девочкой, а жена ему родили ещё двоих дочек разом.
Растил всех не разделяя на своих и чужих. Свои неверующие, а старшая приёмная в храм ходит, побеспокоилась чтобы и пособоровали и причастили отца и теперь хлопочет о похоронах, заказывая отпевание, сорокоусты, подавая милостыню. Как аукнется, так и откликнется. Царство Небесное рабу божию Александру.

               Отпевают раба Божия Николая, 50 лет от роду. Мать тихо всхлипывает и отирает от слёз морщинистое лицо. Она как будто приросла к гробу, сидит на стуле в изголовье и  неотрывно смотрит на сыночка. Жить бы да жить ему, он так быстро собрался и ушёл... а её старую 75-ти летнюю старуху оставил …неожиданно. Жили вдвоём, помогали друг другу,
Николай бобылём и мать при нём. Заболел, занемог, простудился, дома решил отлежаться в больницу не захотел. Вроде бы и отлежался да снова слёг, двусторонняя пневмония …и как- то быстро его скрутило. Не успели опомнится, а он уж готов!... Всхлипывает мать безутешно, глаз отвести не может от лица сына. Рядом младшенький стоит и дочь рядом, приехали из города... а этот , с которым жизнь доживать думала,  ушел... и где теперь его душенька, и каково ей придется на мытарствах, один Господь ведает. «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, новопреставленному Николаю...» - поёт батюшка Николай. Мать берут под руки и ведут вокруг гроба, прощаться, за ней проходят другие родственники, а она опять спешит на своё место с левой стороны, целует сына в голову, гладит щеки. Её отводят под руки, приносят крышку гроба, и по храму разносится  жуткий стук молотка, заколачивающего гвоздь. Мать вздрагивает и голосит так жалобно и потихоньку. Тяжкое это дело хоронить матерям своих сыновей!


ДВЕ ГАЛИНЫ.
               

            Сегодня 9 ноября. На траве иней, приморозило. В одиннадцать часов под окнами останавливается труповозка, такая зелёная с облезлыми деревянными бортами, над кабинкой возвышается белый свежевыстроганный крест. Снимают гроб обтянутый бордовым бархатом,без рюшечек. Двор заполняют полицейские в своей новой чёрной форме. Испуганная стая голубей осторожно расселись по карнизу храмовой крышки ждут очередной подачки, крупы из пакетов. Но сегодня крупы нет. Мужчины стоят кучками, курят и обсуждают текущие дела. Женщин не так много, они за гробом вошли в храм. Началось отпевание. Батюшка Николай сегодня без псаломщицы Евы, отпевать будет один. Он хорошо поёт и я зашла послушать это душе полезное пение. Отпевают майора Галину, уже старую пенсионерку. Отдают последнюю почесть. Во дворе ходят трое с автоматами или винтовками, я теперь в этом не разбираюсь. Значит, будет митинг на кладбище, а когда гроб опустят в могилу, произведут три резких выстрела в небо, я уже видела такое. Батюшка поёт, читает о том, что ждёт покойницу за гробом, кадит, кое- кто крестится, «мероприятие»
 выполняется чётко и сухо. В руках у покойницы большая икона Божьей Матери, на лбу венчик, всё как надо. Прощанье. Мужская половина ручейком, почти стройным, заходит в храм, обтекает гроб, смотрит на покойницу и слегка прикасается к венчику и также тихо вытекает из храма. Я даже не решаюсь спросить у кого-нибудь, ходила ли она на службы в храм, причащалась ли. Щёлкают замки на гробу, кто-то шепчет что выносить надо вперёд ногами. Но во дворе нет труповозки, которая уехала за другой Галиной. Происходит непредвиденная заминка, двери открыты настежь, все ждут.
           Вот во двор медленно вкатывается машина с зелёными боками, а следом длинная процессия на этот раз почти из одних женщин. Похожие гробы меняют местами, один в храм, другой на машину. Мужская половина в чёрной форме уходят стройно за Галиной майором, а женская толпа в цветной одежде заполняет храм, начинается отпевание Галины учительницы. Эта толпа  более живая, чем первая, кто-то  всхлипывает, кто- то перешёптывается и сочувственно посматривает по сторонам. Одна женщина встала у свечного ящика и бойко  жменями раздаёт свечи. Кому-то из родственников покойной толкает в ладони десятка два свечек приговаривая: - Бери! бери, ещё на девять дней пригодится. Я останавливаю её руку:
- На девять дней будете покупать сами. - Но нам сказали, что свечи бесплатно! - возмущается щедрая раздаятельница. -Да, бесплатно сегодня на отпевании, и годовой помин, и само отпевание, всего за три тысячи. А на девятый день, и пол года , и год, и всю жизнь, придется покупать самим.
         Галина-учительница умерла ночью дома во сне, жила одна. Эти две Галины старой закалки, умели терпеть, были строгими и справедливыми, и люди их уважали, это советские кадры... Как хочется надеяться, что они были верующими, что искали Бога и нашли до своей неожиданной смерти. Как хочется, чтобы все спаслись. Гробы проплывают один за другим перед моими окнами... Куда они будут определены? Что их ждёт в наступившей для них Вечности?.. Господи! Как хочется чтобы все спаслись!.. Помилуй нас окаянных, Боже! 

6, 12, 2017 год.
 
            Сегодня сорок дней, как похоронили Александра. Это тот самый, который себе жену с девочкой взял и вырастил дитя наравне со своими двумя дочерьми. Сегодня с утра все торопятся навестить его, как здесь говорится: «поздороваться». Сначала пробежала дочь Ирина с ярким бумажным цветком, забежала в церковь свечку поставила и заспешила на работу. Через время пришла кое-как больная мать-жена под руку с зятем, тоже  «поздоровались» и свечку поставили в храме, а вот и старшая приёмная дочь идёт на могилку потом в храм, ставит свечи всем за здравие и отцу за упокой, а нам на радость принесла килограмм мармелада, помянуть. А завтра ещё придет в Преображенский храм на литургию,
панихиду закажет. Смотрю и думаю: обо мне бы так молились и умирать не страшно. Вот Александр болел, а в больницу не обращался, так и умер.
               

ЖДАЛИ ЗДОРОВОГО...
               
И сегодня же похороны Андрея. Ему всего двадцать восемь лет. Молодая жена и малый ребёнок. Мать, отец живы, все родственники в здравии. Андрея отправили в Костромскую больницу на операцию (поджелудочная железа). Ну вот и хорошо, прооперируют, подлечат и будем жить поживать, нашёптывала  молодая мать дитяте, укладывая его спать. И вдруг звонок: «умер на операционном столе!» И всё оборвалось, вдруг всё закончилось так нелепо и страшно.
    Отпевал батюшка Александр. Молодая жена, совсем ещё девчонка, стояла плотно прилепившись ко гробу и вытирала постоянно сукровицу, вытекавшую из губ мужа. Батюшка ходил вокруг гроба и кадил на покойника и жену. Она уже не плакала, только постоянно вытирала Андрею губы. Темный шарф сполз с головы, русые волосы рассыпались по плечам, она ничего не замечала и не чувствовала. Все плакали, много молодёжи, наверное друзья, шли вокруг гроба с последним прощанием. Вот и попрощались, но она не собиралась отходить от мужа, салфетка в руке была вся красная от крови... Батюшка стоял в сторонке, Псаломщица Ева пела: Святый Боже, Святый крепкий... Кто-то подошёл к жене и попытался её отвести в сторону. Она недоуменно посмотрела на родственницу и спросила: Разве ты не понимаешь, что я его больше не увижу? - и та отошла в нерешительности. Батюшка сказал, чтобы заносили крышку. Но жена наклонилась над мужем, как бы защищая его от всех. О! Как она была спокойна и рассудительна. Говорят, что дома она теряла сознание и плакала, а теперь собрала все остатки сил и... прощалась!.. Молчание длилось кажется вечность, но вот родные окружили её со всех сторон и отстранили . Крышку положили на своё место, пошли за гвоздями. Седой отец и престарелая мать Андрея плакали прислонившись друг к другу. Принесли гвозди и гулкий стук молотка  наполнил храм. Жена жалобно взвыла и охнула.
Казалось все неправильным, неожиданным и непонятным. Друзья взяли гроб на плечи и вынесли из храма. Когда вереница провожающих исчезла за кладбищенскими воротами, я подошла к свежей могиле раба Божия Андрея и сказала: Ну вот и ты Андрей теперь с нами, будем вместе ждать Страшного Суда, а он придет скоро, не замедлит!
            Господи! Помяни всех на сем кладбище погребенных, прости нас не разумных и окаянных. Любыми судьбами спаси нас, Ты всё можешь... Не оставляй нас на посмеяние сатане... Отче наш! Помилуй!!!


СПОКОЙНАЯ
               
     Отпевали рабу Божию Тамару, ей было 77 лет. Батюшка Александр рассказывает, что она месяц поболела и отошла. И причастили, и пособоровали перед смертью, всё как положено.
Мужа она похоронила давно, тоже причастили перед смертью. Всегда ходила в храм на службу. Была  самая спокойная! Вот такая короткая характеристика - СПОКОЙНАЯ. С покоем в душе жила. Недавно наш знакомый батюшка Андрей сказал, что у святых написано: «Самая великая мудрость — это смерть» А поскольку мы с Витей на кладбище живём, у нас этой мудрости пред глазами предостаточно. Отпели Тамару, вышли из храма. А вокруг покой и тишина . Как в каноне написано: Господь — Начальник тишины. Вот оно всё здесь на кладбище, смотри и насыщайся. Всё покрыто густым инеем. Великолепные липы рядом с храмом вытянулись почти вровень с крестом колокольни, окутанные белой вуалью инея, как царские невесты поблёскивают на солнце. Резные кресты вокруг украшены в белое. Мраморные памятники свесили набекрень свои богатые снежные шапки спокойно зовут в вечность. Батюшка запрокинул голову и пытается заснять на телефон белые верхушки липы уходящие в небо. Псаломщица Ева тоже пытается запечатлеть на телефон это мгновение покоя и тишины. И я думаю, что здесь мы очень близки к Богу. Ведь Господь не где-то там в космосе, Он среди нас и в нас, как и обещался. Очень близко, рядом эта неуловимая вечность и раба Божия Тамара уже видит её реально, а мы, как сквозь тёмное стекло, но скоро все там будем. Смерти не надо бояться, к ней надо готовиться, как невеста к свадьбе, нужно спешить сшить белое платье чистоты и непорочности. И спокойно ждать вечного покоя. Упокой Господи души усопших раб Твоих идеже нет болезни, печалей и воздыхания, где жизнь бесконечная. Кстати, до пострига я тоже была Тамарой, а теперь — Афанасия, что значит безсмертие. И не случайно мы теперь живём на кладбище, здесь конец Божьего домостроительства на земле и врата в безсмертие.
        Мы с батюшкой Александром приблизительно подсчитали, сколько здесь упокоено солигаличан, за время существования города и вышло более двадцати тысяч человек, сейчас в Солигаличе проживает всего семь тысяч. Вот и подумайте, где основная сила и молитва о нашем спасении, где духовный центр города?!


ОТПЕТЫЕ
               
         Моя новая знакомая, назовём её цветочницей, так как она торгует цветами, спросила меня: отпевают и поминают ли в церкви самоубийц. Когда я сказала, что этот вопрос решает епископ  в зависимости от причин приведших к такому ужасу, она рассказала мне свою историю.
Дело случилось несколько лет назад, а закрутилось всё ещё раньше. Цветочница, будучи замужем уже второй раз, снова повстречала импозантного, столичного пожилого, но довольно приличного папика. Он ей дарил дорогие подарки, шампанское лилось рекой, всегда собиралась шумная весёлая компания на отдельной квартире, а муж знал всё но молчал. Жирную точку в этой истории поставила богатая шуба. У цветочницы была своя семья, а у папика, своя. Сначала он приезжал на тайные свидания на сутки, потом на неделю, месяц и, наконец, совсем поселился рядом с любовницей. Но к тому времени он уже изрядно поднадоел своей пассии и она объявила об этом. Однако все мы знаем пословицу «седина в бороду, а бес в ребро» и здесь не обошлось без этого. Папик предложил цветочнице старческую руку и изношенное с годами сердце и  известил об этом свою столичную семью.
Но виновница страсти отказала решительно. Папик от неожиданности растерялся и стал требовать назад дорогую шубу, денежную компенсацию за все издержки на попойки и за моральный ущерб. Но цветочница отказала ещё решительней и спряталась за спину мужа.
      Обиженный жених  попытался облить бензином машину обидчицы и поджечь её, но его оттащили и послали вон... Тогда он повесил в своей комнате петлю и приглашал всех знакомых , когда-то пировавших тут, посочувствовать его горю, но никто серьёзно не отреогировал. Надоедливые звонки вынудили цветочницу взять, наконец трубку телефона и она услышала старческий дрожащий голос: - Голова моя сейчас в петле, всё зависит от твоего ответа... Нет!!! - ответила непреклонная возлюбленная и услышала в трубке... топот копыт...
 На следующий день она увидела, что из дома их бывших свиданий милиция выносит труп несчастного. 
      Цветочница  каким-то образом выхлопотала в церкви, чтобы его отпели и земельку с могилы выслала в столицу его жене и дочери. Считая, что совершила доброе дело, теперь она интересовалась стоит ли его поминать. А как же не поминать, не молиться о нас, если все мы пред Богом отпетые грешники?! Отпетые и окаянные!!! Господи, помилуй!


ГРОБОВОЕ МОЛЧАНИЕ
               
   На улице возле кладбища к одиннадцати часам стали собираться люди с бумажными цветами в руках. Я вышла за ворота и спросила, почему не заходят. Ответили, что ждут покойника из Высоковского. А я не знала что сегодня отпевание. Поспешила в храм и включила дополнительную электропечь вверху, как раз над головой батюшки, чтобы лысинка не примерзала, в храме пять градусов тепла, а им петь. Ждали полчаса, потому что дорога скользкая и снег идёт, а везут покойника из далека (30-40 км.) И машина едет тихо, сами понимаете! Но вот подъехали, внесли в притвор крышку запорошенную снегом, а следом гроб прямо в храм. Людей не очень много, но все чем-то встревожены и насторожены, перешёптываются, никто не плачет, жена (вроде) говорит: - Рот-то не открывайте ему - и сама натягивает на нижнюю чисть лица покойника кружевное покрывало. Под покрывалом на лице толстый слой кровавой ваты. Начинается отпевание. Я выхожу из церкви и спрашиваю осторожно почему умер-то, болел наверное? Седой старший брат его отвечает странно: - Мы все болеем. Возвращаюсь в храм, там гробовая тишина, все испуганно насторожены. Ни слёз ни всхлипываний, как это обычно бывает. В конце отпевания батюшка вдруг объявляет: - До сорокового дня всем родственникам необходимо исповедоваться!  Молча заколачивают гроб и уносят. Спрашиваю у батюшки Николая, а почему необходимо исповедоваться? - Что-то не ладно у них, -  отвечает серьёзно батюшка.  Вот и закопали!   Могильщики, перепачканные глиной проходят мимо в свою железную будку. - Какой-то странный покойник, - говорю им, не слышали, может болел чем? - Да кто его знает, - отвечают в недоумении - все молчат, а у покойника и рот заклеен! Он главный свидетель, но уже ничего не расскажет. Что же там случилось? Можно только предполагать и есть версии. А вы как думаете?


ПРИМЕТЫ
               

        Идёт рождественский пост, а мир готовиться к встрече  Нового года (по новому стилю).
Погода резко меняется и у нас зачастили отпевания. Одна бабуся мне сказала, что пока река льдом не покроется, люди часто умирают, и весной, пока не сойдёт лёд на реке- поостерегись.
Это не глупая примета, а просто наблюдение. В самом деле в это время весны и осени перепады погоды, давления в атмосфере и старые сосуды( в основном) не выдерживают. Да и больные нервы шалят, психика «не стабильная». Поэтому и остерегись!
         Но есть и приметы, мягко выражаясь, дикие. Сегодня приехал в гости наш сосед из Нетёсово дед Борис. Затащила его в церковь поставить свечку за умерших. Даёт мне пятьдесят рублей: - Ставь свечку за упокоение Никанора Петровича Сидорова и Анну Тихоновну Петрову, они на этом кладбище похоронены. А что за своих родителей не ставишь?- спрашиваю. - Так они у меня в Верховье, рядом с твоим Ильёй, или не знаешь?!
Вот такое понятие: Свечку можно ставить только там, где похоронены. Пытаюсь ему объяснить, что если бы он чудом оказался даже за границей в нашей Православной Церкви, то и там может поминать всех своих умерших и живых знакомых и родных. У Бога нет географии, мы все тело Христово. Но это для него понятие запредельное и даже раздражает.
      Приходят люди на отпевание, проводить знакомых в последний путь, как говорится. Спрашивают, можно ли свечки за своих родственников « попутно» поставить. А почему нельзя? Ставьте, даже нужно! - Так говорят, что если идёшь по дорожке за другим покойником, то к своим обращаться нельзя.
      -А можно за здравие свечку поставить! - Конечно можно! - А мне сказали, что в этом храме только покойников отпевают. Здоровым повредить может. «Ой! Стала свечку зажигать, а она погасла..» - Так вы её подержите в наклоне, а то фитиль воском заливает. Вот горит (от этой свечи другую зажигает) Ой! Опять погасла! Что бы это значило, не к добру однако! - Это значит, что надо почаще в церковь на службы ходить и научиться свечи ставить, вы же её
воском затопили!
       «Подруженька, давай сначала о здравии поставим, а потом за упокой, а то все родные перемрут». «Что вы такое говорите, о смерти, не дай Бог, у нас все живые, покойников нет и даст Бог, не будет».
     « Нет вы свечу-то в правую руку берите и ставьте иначе не положено.»
« А где у вас Спаситель детей?»... нет не просто Спаситель, а Спаситель детей!»
      «А икона ангела Хранителя у вас есть?» - Нет, но есть Архангел Михаил. «Так мне бы к Ангелу Хранителю...» - А вы поставьте Архангелу Михаилу, он начальник над всеми ангелами. И расскажите ему, что вам от ангела Хранителя нужно. Михаил прикажет и всё исполнят!
А кого о детях просить..? - Так вот же икона Преподобного Сергия Радонежского, все матери ему ставят, он помогает в разумении наук, добрых наук! - Нет, у меня и дети и внуки умные,
а вот в семье что-то не ладится... - Тогда просите Матерь Божию Феодоровскую, это Икона Дома Романовых, они ей молились и все вместе согласно в Царствие Божие вошли страстотерпцами! - Страстотерпцами?...Нет, я пожалуй, Николе Чудотворцу поставлю!
    Ой, а меня в этом храме крестили!...В Советское время... а когда я подросла пришла сюда на Пасху, так мне такого порассказали, что я теперь уже двадцать лет в церковь не хожу, вот тут на сердце камень лежит, а к покойникам своим хожу, вот цветочки бумажные ношу.
Сегодня пришла, а свёкор на меня сердито так глядит с фотографии. Снежок обмела, крестик поправила, смотрю заулыбался. А камень так и лежит на сердце... - Так пойдите к священнику на исповедь, он умеет и не такие камни снимать. - Неужто!!! - Поверьте моему опыту! - Да всё руки не доходят!.. - Да руки-то и не дойдут, желательно бы ноги дошли, лучше так, чем потом вперёд ногами донесут... долгая пауза переходящая во вздох).
          «А что это вы вокруг могилки зигзагами ходите?» - Так видите, тут какая-то головёшка чёрная лежит, взять рукой боюсь, чтобы выбросить, а вдруг колдовство какое?  «Какое тут колдовство, вон дерево рядом изгнившее свалилось, гнилушка и отлетела к вам.»- Нет!
Боюсь рукой прикасаться! А что вы звезду на памятнике на крест не поменяете, от креста любое колдовство сгинет? « Так он же военный был!..» -Так что ж теперь ему к Богу со звездой и без креста на Страшный Суд идти?... «Пусть пока так будет... А головёшку- то подальше отбросьте ...Вот спасибо, а я всего этого боюсь! ( и пошла снова вокруг могилки ровненьким колечком.)
          -Здравствуйте матушка, здравствуйте, а мы тут каждый день свои могилки караулим.
«А что случилось?» Я вот мать , а это мой сын, и здесь все наши родственники похоронены,
а она, моя не родная сестра, крымская татарка, ходит и с наших могил цепи снимает, которые вместо ограды. А мы их снова навешиваем. Она... такая... такая...и еще такая...я бы её убила, да она нам никто, просто усыновили, она в мать мою топором бросала, а теперь ходит и цепи с неё снимает, говорит, у мусульман так не положено.«Так пусть муллушку поставит, -говорю»  Я её такую муллушку устрою... в полицию пойду и заявлю, пусть только прикоснётся к нашим цепям...А пока всё на месте! (торжествующе уходят).
     Под аркой кладбищенских врат появляется пышная дама. Юбка до пола, пальто почти до пола, по пышному воротнику из синтетики рассыпались кисти белого шерстяного платка, под платком яркая чёрная хохлушка, широко улыбающаяся полузубатым ртом: - Матушка, вы меня узнаёте? «Нет!» А я вас сразу узнала, помните, мы с Сергием приезжали к вам в д.Нетёсово и вы нас кормили вареньем из чёрной смородины? «Допустим...» Так вот я к вам с просьбой, позвольте мне в вашей часовенке псалтирь прочитать. «Заходи, читай... Только это не часовенка, а храм первоверховных Апостолов Петра и Павла.» Нет, в храм мы не пойдём, он безблагодатный, а в дом к вам прошусь. Мы непоминающие епископа, ещё мы царисты, и вот у нас на груди значки Царя Искупителя. «А в груди у вас что?...Вижу вот младшая девчонка твоя с тобой мёрзнет, а где старшие четверо, которых, ты оставила вместе с бывшим мужем, когда нашла себе единомышленника Сергия, он тоже своих детей с бывшей женой оставил... так где остальные четверо, говоришь рассовала кое-как?! Так слушайте царисты, Царь Николай 2 с Царицей Александрой своих детей не «рассовывали», а вместе страдания приняли и до последнего в храм ходили, и перед смертью их батюшка православный исповедовал, а вы чем занимаетесь?» А мы пойдём сейчас ко Кресту новомучеников им помолимся, мы паломники. «Так наших солигаличских новомучеников наша Православная Церковь прославляла именно в этом храме безблагодатном!.. И с чего ты взяла, что псалтирь нужно читать на кладбище? ...Сиди у себя дома и читай, вон твоя девочка на морозе описалась, и где-то четверо «рассованных», а в Писании сказано, что жена спасёт себя через чадородие! (хохлушка возмущённо обращается к единомышленнику Сергею): Смотри... и она меня учит!? ...но ты не спорь с ней, мне главное в тепле псалтирь прочитать, а для этого целый день нужен... так старцы наши учат!.. И что ты на этого Вылузгина уставился, помолись ещё ему, этому бесу... Полинка, нельзя на кладбище какать...что ты наделала... (тащит мокрую и пахнущую девочку за ворота... Сергей хлопает беспомощно ресницами, бросает мне какую-то знаменитую фразу знаменитых старцев и спотыкаясь плетётся за любимой единомышленницей. Хохлушка на прощанье выкрикивает, что они на Николу Чудотворца обошли свою деревню по глубокому снегу с иконой, которую приложил кто-то к мощам в Бари и передал кому-то, тот тоже приложил и вот она в руках у единомышленников, обошла их раскольническую деревню. «Запомни, - говорю я ей вслед, - Святитель Николай Мирликийский, это правило веры и образ кротости, до свидания, кроткая ты моя!...» Хохлушка прыгает в лицо несчастному новому мужу и он боится что-либо возразить. Они садятся в свою машину и уезжают. Хороший был человек, этот Сергий, но «горе от ума!»
        (Ещё о приметах) - Нет, здесь за здравие мы не будем ставить свечку, потому что храм на кладбище стоит, здесь можно только о упокоении молиться!»...
« Так, сколько здесь подсвечников? Семь! Дайте мне семь свечек»...
         «Скажите матушка, говорят что огарок от упокойной свечи от простуды лечит, дайте огарочек пожевать.» Так вот батюшка рядом, у него попросите, ещё лучше поможет. Батюшка смеётся и что- то объясняет болящей, та уходит без огарка.      
     Родственники ищут чужих мужчин, чтобы вынести гроб, считают, что своим родным этого делать нельзя?!    


ЗА НЕДЕЛЮ ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
               
      Три дня осталось до советского нового года. Отпевание. В храме чисто и легко. Народу много. Хоронят Александру, воспитательницу детского сада. Она лежит, спокойная, как живая, красивая! Доработала до пенсии и умерла. Рак. Исповедовалась причастилась, приготовилась к смерти. Лицо чистое гладкое, мраморное и я вижу, что эта смерть величественна и прекрасна. И так бывает!
        Покойники идут один за одним, каждый день и все такие разные. Встретили новый год.
 Родственники одной покойной бабушки отмечают праздник вокруг её могилки. Слышно звяканье стаканов, громкий разговор, возвращаются все пьяные, шумно заходят в храм и ставят пучок дешёвых свечек на все подсвечники. Довольно смеются, что везде мерцают тёплые огоньки. Целый день идут люди с подарками и ёлочками на могилки. Много детей в колясках и на саночках , гуляют и не забывают о своих умерших и очень хорошо, что теперь открыт храм. Бумажные цветы для красоты, поминание на могилках хоть и не христианское,
но говорит о любви к родным, а свечка в храме, это большая польза для души самого умершего, это путь к Богу. Идут молятся и благодарят батюшку Александра, что теперь могут в любой день поставить свечку. Благодарят батюшку Николая, что очень душевный человек, отпевает не просто, а сострадает и находит нужные для утешенья слова. И нас с Витей не забыли, несут конфетки и подарки. Вот такой он советский новый год...непонятный.
 Беда в том, что началась последняя неделя поста перед Рождеством Христовым, но всё уже выпили и съели, осталось одно тяжёлое похмелье.


РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
               
     С первого января 2018 года покойников везут каждый день, до РОЖДЕСТВА и в само РОЖДЕСТВО и после. Сегодня уже 11 января. Приходил оперуполномоченный Сергей Иванович. Ищут пропавшую женщину, ей 60 лет. Показали ориентировку. Я узнала её. Ещё до Нового года она приходила на кладбище, пьяная, с недопитой бутылкой в кармане. Хотела поговорить, но о чём можно говорить с пьяной женщиной? Я её отправила домой, но она развернулась и пошла на кладбище. Говорю ей: - Уже темнеет, а ты пьяная, упадёшь и замёрзнешь между крестами.- Ну и пусть,- говорит, - Если никому не нужна. И пошла по алее.
Теперь её ищут родственники, подключили полицию, а она исчезла. Витя мой узнал её по ориентировке, говорит, что она часто в храм ходила, свечки ставила, её там все знают, а летом по рынку ходила, коробки собирала, ругалась, что порвали и разбросали. А мне она что- то говорила, будто никому не нужна и вот приходила на кладбище к родителям по плакаться.
Не знаю, найдут ли её, но что живые живым не очень нужны (говорят ушла она из дома после большого скандала) это ясно и вот так получается, что жаловаться на живых идём к мёртвым.
      Я, выходит, тоже виновата, не захотела выслушать пьяную женщину.  Оправдываюсь только тем, что их в праздник здесь много пьяных и всем хочется поговорить, а мне не хочется! Значит не родился ещё во мне Христос? Нужно исповедоваться!
      Сегодня 12 января.  Нашли её на кладбище замёрзшую. Пролежала две недели в снегу между могилками, а сегодня утром её собаки отрыли. Это Екатерина, та самая женщина, которая приходила ко мне пьяная. Но почему родственники и полиция искали её на кладбище? Значит она им сказала, куда пошла после скандала, искали не у друзей а в канавах, значит знали!? Лежала лицом к земле, скорченная, только видно щёку малиновую, голова стриженная, седая, открытая, снег под трупом оттаял до земли. Сейчас увезли на вскрытие, а что вскрывать и так всё ясно. Может быть она приходила ко мне, чтобы я теперь молилась за неё всю жизнь!? Когда же будет отпевание?
         Отпевали 17 января. Было два покойника. Сначала отпели Валентину, умерла от сахарного диабета, сказали врачи поехать в область, а Валентина не захотела по больницам скитаться, уехала домой в деревню, там и умерла через несколько дней. Незадолго перед этим хоронили раба божия Валерия 42 года, умер скоропостижно, говорят тромб оторвался.
И вот привезли Катерину. Кучка знакомых, возможно родственников, дочь с тремя малыми детьми. Лицо закрыто покрывалом.  Кто-то сказал «откройте», грубо ответили «открой и посмотри если не страшно, а мы насмотрелись». Видно лица уж нет , всё обморожено. Пьяные копальщики шли с могилы и меня упрекнули «она к тебе стучалась за помощью, а ты не открыла, может быть и живая была бы...» Я смутилась и потеряла покой. На исповеди отец Николай сказал, что в таких случаях нужно вызывать полицию, но в дом впускать не надо.
Мой духовник батюшка Петр, успокоил тем, что она шла своим путём независимо от меня, она сама это выбрала, ну а мне нужно о ней молиться. Помоги Господи, рабе твоей Екатерине на мытарствах и прими её во блаженный покой!
            

ЗЕЛЁНЫЙ ЗМИЙ.
               
    Ещё в Густомесово был у меня друг, как-то сам прилепился. Поставил обломившийся крест на купол в Успенском храме, помог мне провести свет в келию на чердаке. С женой они жили мирно, но много пили. Беда случилась зимой. Гуляли у своих знакомых, как всегда пили спиртное, жене стало плохо, она вышла в холодные сенцы и прилегла там на лавку.
О ней забыли, а когда вспомнили, она уже умерла и замёрзла с сенцах. Мой знакомый стал винить себя во всём и запил по-чёрному. Говорил, что ему здесь делать нечего и хотел умереть. Мужик-то был мастеровой, всё у него в руках ладилось, сам себе просторный дом отгрохал, и в хозяйстве всё было в порядке, хотя и пили они с женой. А после смерти жены руки у него опустились, ничего не мило. Как-то пришёл ко мне, денег на хлеб взаймы просит. Конечно дала ему, как откажешь. Он взял где-то бутыль самогона, сел на берегу Волги на окраине села на чью-то лавочку под окном. Смотрит на Волгу да самогон пьёт. Дело к ночи, на улице прохладно, но хозяева в дом не пустили пьяного. На утро нашли  мёртвым под окном, умер от переохлаждения, уснул пьяный на улице. Я тоже винила себя, что деньги дала.

            Был ещё один ужасный случай в моей жизни со спасением пьяных. Дальняя знакомая
зашла вечером к нам пьяная (тоже в Густомесово). Попросила стакан, достала из-за пазухи бутыль с самогоном, налила, выпила залпом, а недостающее водой долила. Поставила на стол и свалилась на пол мертвецки пьяная. На улице ночь, а она спит, под ней уже лужа и запахи разные пошли. Я знала, где она живёт с дочерью и зятем да кучей детишек-внучат и отправила сына  туда, чтобы пришли за ней. В семье у них было не всё ладно, а точнее всё неладно. Нынешний зять знакомой был когда-то её любовником, вышел из тюрьмы и выкупил в нашей деревне домик своих уже почивших родителей. Туда он поселил свою любовницу с дочкой, которая до того уже успела нагулять себе девочку Сашеньку. Как уж там получилось, но так называемый отчим, стал жить с дочкой моей знакомой, и вскоре у Сашеньки появились две сестрички, бывшая любовница осталась жить с ними на условиях тёщи и бабушки, вот такой кроссворд, сразу и не разгадаешь. И теперь эта тёща и бабушка лежит у меня на полу мокрая и ждёт своих родственников. Вскоре прибежал зять, здоровый такой мужик, спросил, где бутылка, быстро ткнул её за пазуху и поспешил к двери. Но потом вернулся и попинал изо всей силы сапогами лежащую на полу любимую тёщу. Она не проснулась или не хотела, только екала под ударами. Сделав своё дело зять убежал. А знакомая целую ночь провалялась у нас на полу и только утром её увели под руки дочка и внучка Сашенька. С той поры я зареклась давать приют в своём доме пьяным лицам дальним и близким. Стараюсь сразу же без промедления развернуть туда откуда пришли.


ЗВОНОК НА ТОТ СВЕТ
               
        Сегодня 24 января 2018 года. Сначала шли покойники в основном бабушки и женщины, теперь пошли дедушки и мужчины. Да всё парами! Вчера двое, сегодня двое. Вчера хоронили раба Божия Михаила, цыгана с окраины Солигалича, из Гнездниково. Все цыгане съехались на похороны, на хороших машинах, прилично одетые мужчины, ведут себя спокойно и с достоинством. Женщины чёрные или седые, в пуховых платках тёплых полушубках, стоптанных полуваленках, ну такие, как на рынке, где шалями торгуют. Тихо, никто не болтает без дела. Отпевает батюшка Николай. Вот пропел вечную память, закрыл лицо покрывалом и посыпал песочек крестом по верху, сказал несите крышку и отошёл в алтарь.
В это время у самого солидного цыгана зазвонил телефон. Солидный достал телефон из кармана и стал в полголоса разговаривать на своём языке с кем-то, стоя  рядом с покойником.
 Потом смотрю, а он снова открывает лицо отпетого, включает телефон на громкую связь и подносит его к уху покойника. Из трубки слышен старческий голос плачущей женщины, а может быть мужчины. Он что-то говорит всхлипывая, а покойник спокойно слушает, не перебивает. Голос стих, трубку убрали, лицо закрыли, крышку заколотили, всё пошло своим чередом. Никто не удивился, будто так и положено, только я осталась стоять с открытым от удивления ртом.
Что это было, обычай или такая глубокая вера?
            Ева псаломщица рассказывает, что когда появились сотовые телефоны, то некоторые богатые родственники клали аппарат в гроб и потом звонили или ждали звонка, пока не сядет батарейка. Каких только причуд не увидишь на пороге в Вечность!


ТЕЛО ХРИСТОВО
      
         1 февраля, 2018 года. Четверг, в храме служба памяти Макария Великого. Батюшка объявил, что игумену  Варфоломею из Чухломского храма будут делать сегодня очень сложную операцию в Москве, рак кишечника. Поэтому просил всех прихожан молиться о благополучном исходе. Я так думаю, все в нашей епархии были об этом предупреждены и молились. Каким бы ни был исход (всё в руках Божиих) но в этой молитве ощущается реально, что мы есть Церковь - Тело Христово. Мы единое целое, а глава - Христос. Это необъяснимо ощущается. И вспоминаются слова Апостола Павла, что глаз не может сказать, что он не ухо и потому ухо не нужно. Все мы разные, но все необходимы друг другу. Господь Сам раздаёт нам таланты и определяет, кто и как будет Ему служить. Но мы все как-то тайно взаимосвязаны и разорвать эти связи не в наших силах.
         Сегодня же на кладбище я столкнулась с такой историей. Рядом под моими окнами две могилки, два молодых парня, погибли в один день, ехали на машине и попали под грузовик, оба насмерть. Дело было 14 лет назад, но до сих пор родители прокапывают к их могилкам в снегу дорожки с разных сторон. И памятники разные и мамы по разному относятся к случившемуся. Мать Дмитрия воткнула скромный бумажный букетик в снег, зашла в церковь и поставила свечку о упокоении, да ещё нам с Витей дала кулёк конфет поминать сына.
Позже подошла мать Дениса со знакомыми, прорыли дорожку в снегу с обратной стороны, утыкали снег несколькими букетами живых и мёртвых цветов вокруг дорогого памятника и пошли по домам, даже свечку не поставили. Первые - Тело Христово, вторых не знаю, Бог весть. Господь в смерти соединил парней, а родственники пока не поняли, всё делят что-то. Даже горе их не объединило. Возможно до сих пор виноватых ищут?
        Когда смотришь на такие дела невольно вспоминаются места из Священного Писания и Предания . Смысл их в том, что есть покойники (усопшие) успокоившиеся от земных забот ещё при жизни. И есть мёртвые, хотя они ещё ходят по улицам, дышат и чего-то  хотят добиться от жизни. То есть мир делится не на тот и этот свет, а на живых и мёртвых и на земле, где раздел этот не всегда видимый, и на небе, где раздел вполне реальный и ощутимый, то есть Рай и ад, вечная жизнь и вечная смерть. И раздел этот - Крест на котором распят Христос. А мы вокруг, одни по левую сторону, другие по правую. Поэтому не надо ждать смерти и думать в страхе, что же меня там ждёт. Надо скорее становиться по правую сторону Креста и жить по заповедям. Это не получится сразу, но за веру и старание Господь даст победные венцы. То есть воскресит!


РАК               
         
             Мы придумываем прививка от чумы, от холеры, от оспы и прочее, но к нам приходят новые неизлечимые болезни, и косят людей под корень. Я здесь постоянно слышу: Это рак!
Не знаю, может это знак нам, какой? Рак пятится назад, а мы катимся в пропасть. На кладбище вижу ухоженную могилку и зимой и летом. Молодая мама умерла от рака, оставила двоих малых деток. А недалеко от неё высокий мраморный памятник, здесь похоронен  отрок Ванечка, малыш ещё и в школу не ходил, умер от рака. И много, много таких. Сегодня привезли женщину, рабу Божию Елену, 46 лет. Полгода назад заболела, что- то с лёгкими, наши лекари полечили от чего-то, не помогает, хуже становится больной. Порекомендовали поехать в Галич или Кострому, проверится основательно. Она не поехала, ходила, работала, по дому управлялась шесть месяцев, а за неделю до смерти слегла и не встала. Вскрыли- оказался рак лёгких. Остались братья сестра, муж, двое детей, у дочери уже малыш родился. Много родни - все остались, а Елена умерла! Все готовы были к худшему, потому что на глазах чахла, а чем поможешь, если даже диагноза правильно не могут поставить. Нет, что не говорите, но в моей молодости  такой халатности в медицине не наблюдалось. Вот тебе и прогресс, только не понятно, куда прогрессируем?

Ещё один случай о «пользе» теперешнего прогресса. Сегодня на кладбище приехала молодая женщина лет 25-30. Разговорились. Приезжает она в Солигалич на кладбище раз в полгода, живёт далеко в Волгореченске. Потому и разговорились, что мы тоже жили в тех краях. Так вот благодаря прогрессирующей цивилизации Татьяна познакомилась по интернету с Виктором. Долго переписывались, несколько месяцев, потом перезванивались по телефону и, наконец, он пригласил её в гости в Солигалич, к себе домой. У Татьяны был в Волгореченске свой парень, но она его оставила и поехала  к Виктору. Прошло некоторое время и они поженились. Всё бы хорошо, но в Волгореченске молодому мужу напели, что Татьяна гулящая и такая и сякая — постарались дружки бывшего кавалера. В отношениях появилась трещинка. А тут Татьяна сообщает мужу, что она забеременела. Виктор очень хотел ребёнка, но опять же благодаря нашей продвинутой цивилизации ему сказывали врачи, что детей он иметь не может. И тут всплыло предупреждение - «гулящая». Хотя Виктор с радостью встретил известие, что у него будет доченька, трещинка недоверия увеличилась и через неё всё чаще стали просачиваться скандалы и недовольства. Родилась дочь и Татьяна ради сохранения семьи сделала анализ на ДНК. Да здравствует наша всё могущая цивилизация!  Всё , кажется, стало на свои места, ложь опровергнута, правда торжествует. Виктор спешил к своей жене, чтобы раз и на всегда покончить с раздорами. Ехали в машине
четверо, опять же прогресс. Все четыре колеса спешили на встречу счастью... На повороте трое вылетели из машины, а Виктор не успел... Теперь он уже никуда не спешит, не мятётся, не выясняет правду. Он спокойно лежит на нашем Солигаличском  кладбище , а жена с доченькой раз в пол года навещают его. А мы всё продолжаем спешить, хотя народная мудрость напоминает нам: «тише едешь, дальше будешь! Вот тебе и весь прогресс!


ЗНАКОВЫЙ ДЕНЬ
               
            Приходит женщина в храм и спрашивает, можно ли на два имени одну свечку ставить.
«Хочу помянуть мужа и свёкра, сегодня — день памяти - 22 февраля.»  Вот так случилось, что на двоих один день. Рассказывает, что сначала умер её муж, был облучён в Чернобыле, долго лечили, но так и не спасли. 22 февраля умер. А через год свёкор, отец мужа, поехал в деревню за родными, чтобы помянуть сына и умер сам в этот же день, видать сердечко не выдержало, так изболелось о сыне за год.


ПЬЯНЫЕ КОПАЛЬЩИКИ
               
         Как только задымиться труба на вагончике у кладбищенской ограды, знай, что похороны. Копальщики снуют мимо храма с грязными грабарками на плече и очень деловым видом. К выносу гроба из храма их уже крепко покачивает. Это родственники покойника почему то им дают вино, надеясь что они лучше сработают, но выходит наоборот. Батюшка Александр и псаломщица Ева рассказали следующее. Был случай, когда наши деловые ребята под градусом опуская гроб в могилу, перевернули его. Гвозди не выдержали, крышка отлетела и покойник упал в грязь на дне могилы. И пришлось им спускаться туда  и стукаясь пьяными лбами, «благоговейно» укладывать покойника на место и приводить гроб в порядок.
        Усопшие не простили ребяткам такого надругательства и в следующий раз, когда опускали на полотенцах гроб в яму, один из копальщиков поскользнулся и угодил прямо под гроб. Гроб колышется, а из под него невнятное мычание и рука торчит и «кричит» всеми пятью пальцами о помощи. Конечно же вытащили его наверх, а он красный, как рак с перепугу, слова сказать не может, трясётся весь. Ну и что думаете, пить перестали? Ничуть!


ПРИЕЗЖАЛ ВЛАДЫКА!
               
Готовились двое суток. Топили печи, которые вообще не растапливали в эту зиму. Оба батюшки принимали участие. Говорит отец Николай «представь, Владыки приедут, будут читать молебен нашим новомученикам (сегодня им 100 лет), как расстреляли, так вот они поют, а печи потрескивают, эдакая сельская экзотика. А я себе на уме думаю, лишь бы Владыке тепло было, у меня к нему такое необыкновенное трепетное чувство. Я люблю Христа и рада что Он нас спас, что Он вообще есть и ещё я люблю Владыку нашего Алексия,
Потому что именно он есть у нас. Приехал не он один, с ним был и митрополит Ферапонт, но это меня не тревожит. Приехал владыка и я получила много сердечного радования. Он сказал что к лету заберёт меня с Витей к себе, я не просилась, но он так сказал. И я готова служить ему, ухаживать, исполнять послушание, Владыка мне чем- то близок духовно, что со мной бывает очень редко. Теперь я жду, как всё это произойдёт. А в душе у меня радость, что есть Господь и есть мой владыка. Вот как-то так!


КАК ПРИЗЫВАЕТ ГОСПОДЬ
               
   Сколько мы жили в Нетёсово, всё время сосед Борис упирался рогами в небо и говорил,
что ему и причащаться не к чему, и вообще он возможно не крещённый , так как его в детстве бабка звала нехристем.. Крест носить не мог, говорил что он его давит. Себя считал самым невинным человеком на земле, но часто повторял «вот мне бы автомат в руки, я всех бы перестрелял, потому что народ весь гадкий и подлый».
       Когда мы уехали в Солигалич жить (на кладбище) Борис зачастил к нам и стал жаловаться, что ему совсем плохо, кто-то душит по ночам. Так ты причастись, а если не крещён покрестись, вот и полегчает - говорили мы ему. Но он сильно ругался, почти до крика и говорил, почему это он обязан перед попом отчитываться, кланяться ему, ещё и руку целовать? А через два дня слышу говорят, что Борис приезжал и покрестился. К вечеру звонит мне, довольный, спокойный, да ещё прощение просит, говорит что теперь его никто не мучает и ещё ему сказали, что грехов теперь у него нет. Такой весёлый, предупредительный, слышу что приезжал снова в храм, а в свободное время до автобуса, нашей старенькой Галине Грибковой дров наносил и печь растопил, да ещё и чаи с ней распивал. К нам забежал попроведать, такой спокойный, хоть и больной. Рассказывает, что ходил на службу в наш Верховский храм, а там оказывается так красиво и хорошо. Я удивляюсь, ведь он туда десятки раз заходил по большим праздникам свечку на помин души матери поставить и не видел ничего.
       Батюшка Николай рассказывает (пока ждём покойника) аналогичный случай:
Когда он был малышом, ещё и в школу не ходил, жил в деревенской избе с мамой, папой, бабушкой и сестрёнкой. Спал он в закутке но на отдельной кроватке. Печь жарко натопили, так что дышать нечем. Проснулся мальчишка ночью мокрый весь, одеяло сбросил и вдруг видит: сидит за столом мужик огромный , а глаза как огонь красные и смотрит...  Так жутко стало, что и вскрикнуть не мог только натянул на себя  с головой  одеяло, глаза зажмурил крепче да так и уснул. Утром попытался свое видение матери рассказать, да той не до его «фантазий», возле печи совсем закрутилась. Зато бабушка сидит в сторонке да слушает, а потом и говорит: мать, а мать, нехорошо это, дай ко я мальца в церковь свожу к батюшке.
         Пришли в церковь, а там чудеса, Николка глазёнки округлил, дохнуть боится. Всё вокруг сияет! От икон свет неземной изливается, любая виньеточка, закрутка точёная ярким лучиком светится. Вышел священник, а кадило у него звёздами усеяно и сам-то он весь светится, как сказочный принц. А одежды на нём, как из золотых нитей свитые блестят.
А тут и Чашу для причастия вынесли. А Чаша та в руке священника солнцем горит, того и гляди пальцы обожжёт. Причастился Николка, себя от радости не помнил. Прошло время...  И Вот он сам теперь священник и причащает из огненной Чаши.
       А вот и покойницу привезли. Как всегда спрашиваю у соседей-родственников: перед смертию хоть причастили. Да нет - вздыхает соседка- сыны, племянники молодые, слушать не станут, ещё и обидятся. А все говорят, хорошо прожила, долго, почти 90 лет и  ходила на ногах до последнего. Но сама не вспомнила и близкие не побеспокоились подготовить бабушку к жизни вечной. Без соборования, без покаяния, без причастия отправили голенькую душу в гробу из красивых синтетических рюшек.
       

СМЕРТИ НЕТ!
               
    Сегодня середина марта. Приближается весна и люди мрут почти каждый день. Давление, погода и так далее. Они проплывают один за другим и это становится одним из реальных фактов  ЖИЗНИ! Если смотреть на жизнь поверхностно, то в ней бывают рождения, свадьбы, расставания, когда люди уезжают друг от друга на долго. Они переписываются или нет, но знают что тот или та где-то живёт, так же ищет счастья и не находит. Бывают болезни, взлёты, падения, смерть... Но жизнь человечества не останавливается от этого, она продолжает течь. Когда человек умирает, он не исчезает. Во первых верующий человек понимает, что друг, близкий, родной — он не исчез, а просто переселился в другую страну, как за границу, за неизвестную нам грань. Церковь учит, чем мы должны ему помочь, когда он отходит. Это соборование, покаяние, причастие. Дальше 40 дней его пути по мытарствам близкому необходима наша усердная молитва, милостыня. Дальше, когда он доберётся до неизвестной нам страны, мы должны не переставать любить его и поминать в церкви. Конечно, близкий не вернётся к нам, но мы знаем, что придет время и мы сами пойдём к нему тем же путём и будем нуждаться в такой же молитвенной поддержке. И мы встретимся! Какай жизнью он там будет ЖИТЬ это время без нас, мы узнаем. От того, какой Жизнью мы будем жить здесь , зависит наша встреча. Эта встреча состоится в БОГЕ! И это надо помнить.
И так, смерти нет! Есть временное расставание. Вся наша ЖИЗНЬ на земле, это подготовка к переходу в Царство Небесное. Нам необходимо приобрести здесь брачное белое платье без порока и нечистоты  И если помнить , что Царство Небесное внутри нас есть, то становится всё предельно ясно.  Цель всей временной жизни — это очищение души от мирской скверны.


Я СТАРЕЮ!
    
       После  60-ти лет началось явное старение. Душа остаётся молодой, это факт, но тело начинает «рассыпаться». Во-первых меняются формы, точнее всякие формы утрачиваются и тело превращается постепенно в бесформенную тушку мяса. Появляются старческие болезни, которые быстро становятся постоянными. Лекарство, как допинг ежедневно. Сейчас мне 70 лет и я полностью изменилась. Болезни стали хроническими, ноги слабеют, голова перестала воспринимать новое, живу старыми запасами знаний и восприятий. Всю эту компьютерную систему не могу запомнить и принять, для меня это чужое. Склероз, хотя я и раньше не могла похвалиться острой памятью.
     В душе много желаний и планов на тему «как угодить Богу», но нет того постоянства и решительности, какие были раньше. Я не знаю, это воля Божия ли, может Он постепенно смиряет меня, как бы отрывая от житейских дел земных, или я теперь не имею той благодати, которую получила, при постриге в иночество. Тогда случилось чудо. Во мне было такое горение! Решительность! Желание служить Богу даже до смерти. Я не знала как это реализовать, что делать. А в это время Господь Сам меня повёл! Главное, я не задумываясь оторвалась от частной собственности. Всё недвижимое и движимое продала и отдала в монастырь и сама туда приехала. Помню была такая твёрдая уверенность, что мы теперь  «у Бога за пазухой». И даже когда меня с двумя инвалидами- детьми пустили по миру голых и босых, сомнений не было в том, что я правильно поступила, полностью положившись на Бога. Всё было на грани срыва, но не срывалось и незаметно для меня во мне возрастала вера, что Он есть! Мне кажется, что Он Дал мне веру даром, а потом пропустил нас через мясорубку скорбей и гонений, чтобы этот Его Дар укрепился в наших сердцах.
       Прошло больше 25-ти лет нашего перерождения и я вижу изменения в душе, как бы со стороны. То Семя, которое было посеяно во мне в начале, теперь укоренилось и окрепло, оно заполнило меня всю, проросло, пора приносить плоды. А я старею! Мне хочется, но не можется! Поэтому хочу монашества или схиму, чтобы новая волна благодати сподвигнула бы меня на последний решительный шаг. Моё желание служить Владыке Небесному через  нашего Владыку Алексия. Думаю, у каждого батюшки есть матушка, и если она понимает своё место, то должна заботиться о священнике. А у Владыки нет матушки, хочу быть ему нянюшкой, помощницей, чтобы у него во время его трудов  в епархии был тёплый, спокойный уголок, где можно чуть-чуть отдохнуть, передохнуть, обогреться. Меня удивляет то, что ни с каким иным Владыкой у меня не возникало такое желание. У меня и на кладбище неплохо, сама себе хозяйка. Пугает правда то, что я тут раньше времени упокоилась. Если даст Бог, и я буду рядом с Владыкой, весь это покой исчезнет, зато я могу окунуться в новый подвиг, получить новые знания, приобщиться к новому, неизвестному мне служению. И ещё я чувствую, что Владыка Алексий мне родной по духу, по горению в Боге. Мне кажется, что
он служит Богу с любовью, даже до смерти и я хочу быть с ним рядом в этом подвиге.          
Но всё может быть внешне совершенно иначе, только  бы Суть не изменилась!               

        Прошло время и всё изменилось. И дал мне Господь подвиг, но не владыке послужить.
Дал подвиг юродства Христа ради. Так что у меня теперь своя юродивая епархия. И сама я - кладбище для мучеников - деток убиенных в утробе матери. Вот такая теперь у меня схима из детских крестиков. Всё случилось, но не как я себе это представляла, а как Бог повелел!

 Об этом на файле «Твоя от Твоих Тебе приносяще!»


Рецензии