Трагедия советского авиатора Рычагова, часть 1
Часть 1 Продвижение по службе
Он был красой и гордостью той страны,
что породила его на этот свет,
но режиму, что столь безвременно послал его в небытие, -
никакого оправдания нет.
Был также пламенным патриотом своей Отчизны
и в деле своём звезда,
но стечение трагических обстоятельств -
погубило его навсегда.
До призыва в армию он ничем не отличался от своих сверстников,
но в авиашколах* - обнаружил способности высшего класса,
т.к. быстро освоил учебный самолёт У-1 и самолёт-разведчик Р-1,
и уже тогда - можно было увидеть в нём будущего аса.
Так, в один из учебных вылетов, будучи курсантом,
Рычагов попал в аварийную ситуацию,
когда его самолёт загорелся (после отказа двигателя)
и остро почувствовал на себе земную гравитацию.
Озеро и лес под ним -
делали посадку прямо перед собой невозможной**,
и поэтому гибель лётчика -
казалась попросту непреложной.
* В 1930 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков,
а в 1931 г. - 2-ю военную авиашколу в Борисоглебске.
** В то время лётчики летали без парашютов.
стр. 1
Однако Рычагов не растерялся
и не поддался влиянию стресса,
а развернул самолёт почти на 90 градусов и, спланировав,
посадил его на опушке леса.
Зимой 1932-ого, уже будучи после авиашколы,
наш герой - спас самолёт У-2 от крушения,
когда во время вылета одна из его лыж -
приняла вертикальное положение.
Это угрожало бы неминуемой аварией,
когда самолёт пошёл бы на посадку,
и Павел Васильевич Рычагов -
вновь продемонстрировал боевую ухватку.
Он предоставил второму пилоту удерживать самолёт в полёте,
и предотвратил крушение,
тем, что хладнокровно вылез из кабины на крыло и ударами ноги -
поставил лыжу в нормальное положение.
В 1933-ьем Павел Васильевич стал командиром звена (3 самолёта),
и сумел продемонстрировать качества таковые,
что уже через несколько месяцев возглавил авиационный отряд (12 самолётов)
и вывел его в передовые.
В продолжении верховное командование -
отдало должное его боевой сноровке,
и в начале 1936-го старший лейтенант Рычагов был награждён орденом Ленина -
за успехи в боевой подготовке.
стр. 2
В октябре 1936-го авиаотряд Рычагова был, правда, отправлен -
но не вопреки его собственному желанию,
для оказания помощи -
республиканскому правительству Испании.
Был командиром группы из трёх эскадрилий истребителей И-15,
на которых летал, был ранен и несколько раз его сбивали,
но на его счастье -
парашюты его спасали.
И однажды, спасаясь с парашютом,
он получил почести от дружески настроенных испанцев,
когда приземлился прямо в центре Мадрида,
и был подхвачен на руки - ликующей толпой республиканцев.
В боях сбил 6 самолётов* противника лично
и ещё 14 - ему добавили групповые сражения,
а 31.12.1936-го капитан П.В.Рычагов был удостоен звания Героя Советского Союза -
за свои выдающиеся достижения.
В феврале 1937-го славный ас был отозван** в Москву,
и очень скоро -
он, за подвиги в Испании,
получил досрочное звание майора.
В ноябре 1937-го нашему Герою представилась возможность -
блеснуть и стратегическими талантами.
Это когда он был направлен в Китай,
чтоб возглавить деятельность советской авиации - в боях с японскими оккупантами.
Его испанский боевой опыт очень пригодился в начальный период,
т.к. первые группы советских лётчиков такого опыта не имели,
и это отрицательно сказывалось в воздушных боях,
мешая достижению цели.
* 5 истребителей и 1 бомбардировщик
** Вместе с уцелевшими лётчиками своего отряда
стр. 3
В Китае Рычагов сам не летал, но формировал авиагруппы -
как старший советник по использованию советской авиации,
и под его руководством были запланированы и осуществлены -
важнейшие боевые операции.
Авианалёты по аэродромам в Ханьчжоу и Тайване -
заслужили высокие оценки и симпатии,
а разгром авиабазы на Тайване(23.2.1938-го) вызвал у японцев -
сильнейший шок и острую фрустрацию,
т.к. уничтожение 50-ти самолётов и трёхлетнего запаса топлива -
причинило серьёзнейшую дезорганизацию.
В результате этого налёта база была временно выведена из строя
и стала непригодной на полёты,
а поэтому в течение целого месяца -
оттуда не взлетали самолёты.
Военное командование оценило по достоинству -
вклад П.В.Рычагова в боевую обстановку,
и 18.3.1938-го он был награждён орденом Красного Знамени -
за проявленную стратегическую сноровку.
В апреле 1938-го он был отозван из Китая домой
и недолго дожидался следующей награды:
14.4.1938-го ему, минуя чин полковника,
было присвоено звание комбрига (командира бригады).
Следует отметить также,
что, ещё накануне своего отзЫва,
его в декабре 1937-го -
избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созЫва.
стр. 4
А далее, получив новое назначение*,
он был отправлен на Дальний Восток, и, без углубления в подробности,
наш герой в боях у озера Хасан (летом 1938-го) -
вновь раскрыл свои выдающиеся способности.
И вот за эти-то боевые качества,
порождённые в огне и пламени,
он в октябре 1938-го был награждён -
вторым орденом Красного Знамени.
Следует отметить также, что в знак восторга -
от доблестного представителя высшего пилотажа,
Сталин предложил (ещё перед его отъездом) принять его в партию -
без прохождения кандидатского стажа.
В сентябре 1938-го был назначен на новую должность**,
и в ней отличился на диво,
а за свои достижения он 9.2.1939-го -
был произведён в звание комдива***.
В течение части 1939-го находился на этой должности -
пока не дошёл до нового горизонта,
и был продвинут на должность командующего ВВС -
Девятой армии Северо-Западного фронта.
* с мая 1938-го был назначен командующим ВВС Приморской группы Дальневосточного
фронта, в состав которой входили три авиабригады (48-ая штурмовая, 69-ая
истребительная и 25-тая скоростная бомбардировочная), несколько отдельных
разведывательных эскадрилий, а также около 10-ти отдельных отрядов и звеньев.
** командующий ВВС Первой Отдельной Краснознамённой армии
*** комдив - командир дивизии
стр. 5
На этом посту он (в ноябре 1939-го - марте 1940-го)
принял участие в советско-финской кампании,
и произведение в комкоры* (11.4.1940), а также третий орден Красного Знамен (21.5.1940) -
свидетельствовали о славе и признании.
4.6.1940-го нашему Герою было присвоено звание генерал-лейтенанта,
и на него продолжали сыпаться горохом - новые номинации,
а через две промежуточные стадии** он в феврале 1941-го был назначен -
и заместителем наркома обороны СССР по авиации***.
Ему было всего лишь под 29, и природа -
наградила его щедро и богато,
но будущее показало, что столь высокое назначение -
пришло к нему рановато.
Конец первой части
(продолжение следует в http://stihi.ru/2021/01/03/3242)
* комкор - командир корпуса
** в августе 1940-го он был назначен начальником Главного управления ВВС РККА, а
в декабре 1940-го - членом Главного военного совета РККА.
*** фактически главнокомандующий авиации Советского Союза
ИосЭф МеерОвич (Израиль)
стр. 6
Свидетельство о публикации №120122003070
поразила меня больше всего из известных личностей, о
которых вы писали. Если бы снять о нём фильм со всеми
сценами спасения и в разных точках мира - было бы
потрясающе интересно! Какая судьба и яркая жизнь. Он
горел, как факел. Спасибо за прекрасный роман в стихах.
Ольга Чернявская 1 12.11.2024 19:48 Заявить о нарушении
Иосэф Меерович 12.11.2024 21:01 Заявить о нарушении