91. Тетради-отклики

     "Число, гармония не допускают ошибки, так как не допускают ни страха, ни надежды, ни желания, ни стремления, ни отвращения".

      С. Вейль. Тетради.


      В этом что-то есть, как в супергерое, который уже за чертой. Как в том моменте, когда уже ничего не осталось. Когда возможно, чтобы свершилось то, что уже не попадает ни направо, ни налево, что уже не падает, а проходит ровно посередине лучом, что происходит совершенно равновесно, в этом что-то есть такое "указательное" - на то, что так возможно. "Мёртвым всё равно, детям всё равно" - поёт известная рок группа "Сплин". Когда и тебе станет вот также всё равно и ты начнёшь действовать. Когда перестанешь бояться, перестанешь желать, перестанешь надеяться, когда перестанешь стремится - ты "умрёшь", потому что тебе будет всё равно, и ты станешь точным, и сможешь действовать.
     Тогда ты сможешь ТОЧНО действовать. Абсолютно точно можно действовать только на самой границе всего - на острие, на пике, на пределе, на рубеже - но там нельзя жить - действуй, будучи мёртвым и возвращайся в жизнь, воскресай.


      "То, что чувствует страдающий безвинно, подобно преступлению, которое было бы ощутимо. Но настоящее преступление неощутимо. Страдающий безвинно знает истину о своем палаче. Палач ее не \чувствует\ знает. Зло, которое чувствует в себе самом невинный, живет в его палаче, но тот его не ощущает.
[Как морщины на портрете Дориана Грея.] Невинный может познать зло только как страдание.
В преступнике неощутимо именно преступление. А в невинном неощутима именно невинность.
Чтобы праведность совершенного праведника была сокрыта от людей, от богов и от него самого.
Невинный — вот кто может чувствовать ад".

       С. Вейль. Тетради.


     Если я правильно понимаю, то мысль Симоны такова: на нашей земле грешник не чувствует ада (лишь в божественной энергии он мог бы почувствовать собственный ад), ни преступление, ни зло не ощущается преступником, их ощущение передано жертве - жертва чувствует "за" преступника то, что должен чувствовать он. Поэтому чувствовать ад на этой Земле может только невинный. И наоборот, в лучах божественной славы всё должно стать на свои места - ад должен чувствоваться тем, от кого он исходит, а невинный должен ощущать блаженное состояние.
    Но нет божественных энергий и на Земле царит эмпирическая реальность факта и злодей продолжает совершать преступления, ничего не чувствуя или же чувствуя упоение злом и освобождение от энергий, которые сбрасывает на другого, а жертва продолжает "познавать зло" - продолжает "претерпевать страдания".

    "Если тебе плохо - сам виноват" - это жирная, подлая ухмылка злодея. "Мне хорошо" - говорит злодей, - "а значит Бог ко мне благоволит" - это его извращённый, отвратительно пахнущий самообман.
    Но и невинный может вживаться в роль страдания и принимать его за кару господню. Униженные и оскорблённые постепенно через свой внешний ад приобретают внутренние черты ада.
    То, что происходит - не делают боги, к ним только взывают и те, и другие, но это делают люди - сами с собой.


     "Если я не хочу совершать поступки, которые, как я знаю, приблизили бы меня к благу, это, возможно, не потому, что моя воля настолько слаба, что отступает перед тем малым трудом, которого требуют эти поступки. Но это, может быть, потому, что я не хочу приблизиться к благу.
Почти все во мне отказывается приближаться к благу — все, кроме одной точки: ибо то, что дурно, бежит от света.
И все же ;;;;, ;;;; -
Малый труд, которого требуют эти поступки, — всего лишь алиби, завеса, предлог, чтобы скрыть от самой себя тот факт, что я выбираю зло, предпочитая его благу".

     С. Вейль. Тетради.


     Однажды я уже писала на эту тему: куда направляется безобразная душа по Плотину? Прочь от себя. Она никогда не спешит к себе, но всегда от себя уклоняется. Достаточно, чтобы образ (образец) которому она следует был нарушен и вот душа руководствуется уже не благом, а злом или как минимум отклоняется от блага.
     С большой уверенностью можно сказать, что мы все, когда движемся к благу - движемся к нему с большим уклонением. Главное, чтобы наше уклонение не превратилось в бегство прочь...
     Безобразная душа потеряла свой образ, поэтому она ищет где попало, она как слепая движется наугад и конечно же соблазняется чем попало, поэтому в конечном счёте она движется в сторону привлекательных обманов.
     Но для нас, для тех, кто ещё не окончательно потерял свой образ и время от времени видит его в зыбкой дали, всё шатко и неустойчиво, иногда мы бросаемся вперёд в надежде достичь его, а иногда бессильно опускаем руки и покоряемся судьбе... Судьбе? Или тому всего лишь внешнему миру с его необходимостями, который для нас не несёт никакого смысла? Мой образ - это чувственная ткань моего смысла. Всякий смысл - многосмыслен и в образе он даёт нам об этом знать. В моём образе я непрерывно переживаю свои смыслы.
     Если я перестану их переживать, то мои смыслы иссякнут. Если мне навяжут какой-то пустой образ извне, то он так и останется пустым.
     Образ - это одежда моего бесконечного смысла. Нагой смысл как жало или как пламенеющий меч, а "занавешенный" смысл как сама жизнь - сладостно исполнен.
Говорят, что мир есть обман. Ничего подобного. Только мир можно пронзить на всю глубину его смысла. Только в мире можно открыть самого себя как движущийся, подвижный образ божественного.
     Если отношения выстраиваются на уровне "я и мир" (одна из половин пути Дао) или же "мир во мне" (другая половина Дао), то прав был Декарт - такие отношения всё и охватывают - такие, а не иные.


     "Я нуждаюсь в том, чтобы Бог взял меня силой; ибо, если бы сейчас смерть, разрушив преграду плоти, поставила меня перед Ним лицом к лицу и Он дал бы мне волю, я бы убежала".

       С. Вейль. Тетради.


     Беги, беги... по радиусу и по окружности... центробежная твоя где-то уравновесится центростремительной и твой радиус бегства превратится в длину окружности, которой ты станешь оборачивать своё удаление от Блага. Как электрон, попавший не на свою орбиту - ты вернёшься на свою. А может быть, увлечённый бегством, даже пролетишь свою и окажешься на ещё более дальней. В любом случае где-то ты снова закружишь. Но, всё-таки где мы тебя обнаружим? Приближение так трудно, так порой невыносимо, а удаление так легко - бежать прочь гораздо легче, чем даже кружить по своей орбите. Так где мы тебя найдём после твоего БЕГСТВА?


Рецензии