1. 4-1. 8 Пять Аспектов Дэхания. ГАТЫ. Инайят Хан
Дыхание
1.4, Пять аспектов дыхания
- 1: Воздушный поток
Механизм тела в своей работе зависит от пяти различных аспектов дыхания, и эти аспекты представляют собой пять различных направлений дыхания. В Коране, а также в еврейских писаниях эти пять дыханий известны как пять ангелов. Таким образом, эти аспекты проявляются в их более тонкой работе в человеческой жизни. Часто пророки говорят об их направлении в символических терминах, как сказано: один стоит слева от человека, один справа, один перед ним, один сзади, один внутри него. Когда один из этих пяти аспектов не работает должным образом, это приводит к беспорядку во всем механизме тела. В еде и питье, зевании и потягивании, а также во всех повседневных действиях эти пять аспектов дыхания должны играть ведущую роль.
Среди этих пяти аспектов первый - это дыхание, которое похоже на стебель на дереве, и которое человек ощущает ноздрями. Очищением, развитием и контролем этого дыхания развиваются все пять аспектов. В человеческом теле есть атомы, которые образуют определенный орган, которые более или менее активны в разных ритмах в зависимости от того, как до них доходит дыхание. Атомы, которые не получают должного дыхания, остаются неразвитыми и поэтому бездействуют. Поскольку центры тела расположены в центре всего механизма, естественно, что у среднего человека дыхание не достигает своей внутренней части, как должно.
Вопрос: «Если это естественно, что оно должно доходить до них, то почему так не происходит?» можно ответить, сказав, что это потому, что человек ведет искусственную жизнь. Если бы человек вел естественную жизнь, ему не было бы необходимости развивать с помощью определенных медитативных процессов скрытые в нем качества. Лошадь, собака или кошка интуитивно знают о смерти, болезни или бедствии в доме, в котором они живут. Современная психология считает животных лишенными разума, а человек, который намного превосходит низшее творение и является идеалом всех существ, не обладает такой интуитивной силой. Причина в том, что животные ведут более естественный образ жизни, чем человек, хотя даже и это ухудшается контактом с человеком. Кобра может привлечь свою пищу с расстояния в милю, но человеку приходится трудиться руками, чтобы добыть хлеб насущный.
Короче говоря, в человеке есть способности, которые из-за искусственности его жизни закрыты, и человек живет неполноценной жизнью. Чтобы жить полноценной жизнью, мудрые во всех религиях взяли дыхание в свои руки и пробудили атомы и центры, которые являются инструментами для этих способностей. Как только дыхание касается этих центров, они заставляют их вибрировать, а затем они выполняют свою работу. Поэтому дыхательные упражнения, которые даются муриду, похожи на завод часов. Раз в сутки часы заводятся и после этого идут без усилия.
1.5, 2: Электрический ток дыхания
Дыхание - это канал, через который может быть дано все выражение сокровенной жизни. Дыхание - это электрический ток, который проходит между вечной жизнью и смертным телом. Те, кто достиг интуиции, чудесной силы или любой другой силы, достигли ее с помощью дыхания. Но первая важная вещь - это чистый канал для дыхания, и этим каналом является человеческое тело. Если канал заблокирован, дыхание не сможет свободно течь. Сам по себе воздух неплох, но когда он касается земли, он принимает на себя влияние земли и, следовательно, может загрязняться. Так же и с дыханием; дыхание само по себе чисто, но если канал, через который оно действует, неправильный, оно становится нечистым.
Дыхание движется по телу, и канал, через который оно делает этот кругооборот, - это позвоночник. Мистики придают этому каналу большое значение; они называют это змеем. Они представляют его как змею, держащую свой хвост во рту. Почти во всех символах змея представляет канал дыхания. На языке йогов это называется Кундалини. Когда этот канал очищается с помощью дыхания, это не только помогает физическому здоровью, но также открывает способности интуиции и внутренние двери, в которых заключается настоящее счастье человека. Чтобы очистить этот канал от всего, что преграждает путь, нужно соблюдать правила мистических омовений и ритмичного дыхания.
Люди, которые не могут понять предмет и которые слышат и читают вещи пополам, говорят, что некоторые чакры, центры открываются дыхательными упражнениями, и что следствием этого могут быть многие виды страданий. Но, глядя на это с другой точки зрения, можно с таким же успехом сказать, что глаза ребенка никогда не должны открываться, потому что он тем самым подвергнется искушениям всех видов. Всякая добродетель в самоконтроле, в смерти нет добродетели. Жизнь имеет смысл только тогда, когда человек полностью ею управляет. Люди ищут явления, но нет явлений лучше, чем само дыхание, потому что дыхание - это жизнь и свет, а в дыхании - источник жизни и света. В овладении дыханием кроется секрет обоих миров.
1.6, 3: Ритм дыхания
Ритм - это основная вещь, которую следует учитывать при дыхании, так как именно от ритма дыхания зависит работа всего механизма, и основная причина нерегулярности ударов сердца или головы - это отсутствие ритма в дыхании. Поскольку человек обычно не думает о своем дыхании, он упускает из виду тот факт, что его здоровье полностью зависит от ритмичного дыхания.
Ритм - центральная тема всего творения. Поэтому младенец поочередно двигает руками и ногами, формируя ритм. Это показывает, что никто никого не учит ритму, это естественно для всех существ. Это ритмичное движение, которое позволяет рыбе плавать, а змее лазать по деревьям. Если бы ритм не был инстинктом, животное никогда бы не научилось ходить, а птица - летать.
Человеческая жизнь настолько разорвана со всех сторон, настолько разделена, что он часто забывает о вещах, наиболее важных для его жизни, которые низшие существа, кажется, более правильно сохраняют в своей жизни. Аккуратность в человеческой работе и уравновешенность в действиях человека показывают в нем ритм. Когда человек демонстрирует неуравновешенность в своей жизни, когда его жизнь нарушена, и все, кажется, идет не так, как надо, чаще всего нарушается ритм его дыхания. Неравномерность активности и покоя в жизненных привычках вызывает нарушение ритма дыхания.
Очень часто многие неправильно понимают восточные мистические упражнения. Когда учитель дает своему ученику дыхательное упражнение, он часто имеет в виду не само дыхание, а ритм. Мысль, отданная дыханию, становится грузом на нем и, естественно, дольше задерживает его в своем движении, изменяя его по сравнению с тем, чем оно было бы естественно. Именно следование ритму дыхания и поддержание регулярного ритма дает наилучшие результаты.
1.7, 4: Дыхание мост к Богу
В терминологии суфиев дыхание называется Касиф и Латиф; Касиф означает «плотный», а Латиф - «прекрасный».
Плотное дыхание - это шумное и затрудненное дыхание, которое напрягает нервы и легкие. Упражнения на плотное дыхание полезны для развития мускулов и контроля над нервами; они полезны также для легких и для физического здоровья.
Но в духовном развитии, если дыхание не станет чистым, оно не сможет проникнуть через важные центры тела и не сможет укорениться достаточно далеко в самые сокровенные части жизни.
Дыхание для суфия - это мост между ним и Богом; для него это веревка, свисающая на землю, привязанная к небу. Суфий взбирается по этой веревке. На языке Корана он называется Бурак, конь, который был послан Пророку для его путешествия на небеса. Индусы называют это Прана, что означает жизнь, но они представляют ее символически как птицу, которую на санскрите называют Гаруда, на которой ездил Нараяна, Божество.
Нет мистического культа, в котором дыханию не придается наибольшее значение для духовного прогресса. Как только человек коснулся глубин своего существа с помощью дыхания, ему становится легко стать единым со всем, что существует на земле и на небе.
1.8, 5: Дыхание носитель самости
Дыхание - это тайна; в нем скрыта тайна жизни. Дыхание доказывает существование невидимой жизни. Дыхание слышно, но при этом неслышно. Дыхание видно и в то же время невидимо. Это определенная степень активности дыхания и способности, посредством которой оно действует, делает дыхание слышимым. Это показывает, что существует нечто, что мы осознаем, источник чего никто не знает, что действует каждое мгновение дня, по модели которого создается механизм природы и искусства.
Никто не может объяснить, откуда он попал в это смертное тело, и никто не может сказать, куда он уходит, покидая это тело из глины. Можно только сказать, что что-то живое пришло и поддержало это смертное тело живым, а затем покинуло его, доказав, что то же самое тело, которое когда-то считалось живым, на самом деле не было живым, но само было жизнью. Это доказывает разуму, даже тому, кто лишен веры, что существует некий источник жизни, и что она снова возвращается к тому же источнику.
Истинное «я» человека - это та часть его существа, которая знает себя, чтобы существовать, которая осознает себя. Когда это «я» использует дыхание как свое средство передвижения, а не тело, оно взмывает вверх, к высочайшим высотам, к той цели, которая является источником и первопричиной всех существ.
Перевод: Садананда Брамхачари
Свидетельство о публикации №120121708699