Экспертный обзор. Сергей Лейбград. Итоги года-2020
Зима. Эстетическая, этическая, политическая и медицинская пандемия. Территория жизни оккупирована коронавирусной властью и властью коронавируса. Отчаяние и внутренняя эмиграция. Последнее, что ещё можно читать – стихи. От неконвенциональной документальной поэзии, Галины Рымбу, Константина Шавловского до музыкального внутреннего прямоговорения Елены Фанайловой, Михаила Айзенберга, Дмитрия Веденяпина… Чтобы не ссылаться на себя, процитирую Шавловского: «мы живём в россии// состоящей из снега и пыток// гостеприимства и пыток// книжных магазинов и пыток// подвалы её трещат// под байкальским льдом// где плывут родители// вскрытые как конверт// с именем лауреата».
Тексты финалистов БЛК (или, возможно, таковой их выбор) меня удивили (ошарашили даже более, чем в предыдущий раз) несовпадением (художественным, эстетическим, этическим, экзистенциональным, языковым) с моим сегодняшним состоянием. Впрочем, меня же никто не неволил, и я просто должен сделать свой выбор. Даже если (не исключено, ошибочно) полагаю, что столкнулся с декоративной уютностью, безвременностью, игривой невменяемостью…
Разбирать стихи построчно, анализировать отдельные детали, звукопись и тропы, слабые, небрежные или симулятивные рифмы, локальные удачи и вторичность поэтик, то есть переходить в режим учебного семинара, кажется мне занятием странным. Это, возможно, имело бы какой-то смысл, если бы авторы сами сначала выбрали меня для такой роли…
Я попал на конкурс самодеятельных театров поэзии, где само действие, сама игра, само участие важнее результата, важнее собственно высказывания. Но ты всё равно пытаешься увидеть живых людей, с их трагической или комической телесностью, биографией, травмами, судьбами, счастьями и бедами…
Передо мной не стихи детей или начинающих авторов, чтобы – пробиваясь сквозь вторичность, штампы и ученическую мастеровитость – увидеть потенциальные возможности, способность, дар, талант как обещание будущих ещё ненаписанных стихов. Передо мной (во всяком случае, в своём большинстве) тексты людей состоявшихся, иногда самодостаточных, избравших занятие поэзией как спасительный, игровой или коммуникативный досуг… Отсюда так много стилизаций, аллегорий, притч, этюдно-сценических миниатюр, «песенных текстов» (в том числе, «старых песен о главном»), рассказов в стихах, осколков городского авторского фольклора. Того, что Дмитрий Александрович Пригов называл «промыслом» (по аналогии с Палехом, Хохломой, Гусь-Хрустальным и пр.)… Но ты всё равно ищешь или другую оптику, интонационное дыхание, артикуляцию, речь, то есть развоплотившуюся реальность и время, или отдельные, уникальные биографии, неожиданный для тебя опыт, образ языкового присутствия и существования…
Меня пригласили. Я гость с бейджиком «Эксперт» на этом уютном бесконфликтном мероприятии-соревновании. Задача безумно проста – назвать лучших на твой субъективный вкус, лишь отчасти легитимизированный фестивалями, книгами, знаниями, предчувствиями и редакторской работой. Остаётся читать и ждать разрывов в белом инерционном шуме конвенциональных стихов и конвейерных верлибрических интонаций…
«Пока летит пчела над пряною лавандой,// среди живых цветов выискивая цель,// я созерцаю мир из глубины веранды,// и наливаю чай в сиреневую гжель» (Борис Голубчик)… Спасибо за романс… «и радио где-то жужжало// весь день чем весьма раздражало// соседка срывалась на мат// зачем вас таких нарожала// я мишку как в детстве прижала// я тоже не лучшая мать» (Елена Таганова) – рифма «мат – мать» заставляет проснуться и рассмеяться…
Резко пролистываю все подборки и начинаю читать с конца. И, наконец, просыпаюсь всерьёз. Потому что всё-таки встречаю попытки преодолеть инерцию, робкие попытки говорить и выговаривать как будто впервые и по-своему, «надышать» собственное языковое пространство, цельное и органичное, узнаваемое индивидуально. Потрясений нет, но уже есть культура, рефлексия, артикуляция, вменяемость, растерянность, память, боль и юмор…
Шорт-лист стихотворений:
ИРИНА ЧУДНОВА
идёт снег... посвящение Геннадию Айги http://stihi.ru/2020/11/18/5695
ГЛАША КОШЕНБЕК
и всё http://stihi.ru/2020/01/01/5754
ЮЛИЯ ШОКОЛ
держава http://stihi.ru/2019/12/25/4357
АЛЕКСЕЙ ИСХАКОВ
бокетто http://stihi.ru/2020/01/04/9035
ВАДИМ ГРОЙСМАН
Московский студент http://stihi.ru/2020/10/15/2972
ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК
чувство волка http://stihi.ru/2020/04/19/3489
Шорт-лист подборок:
ГЛАША КОШЕНБЕК
ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА
ЮЛИЯ ШОКОЛ
АЛЕКСЕЙ ИСХАКОВ
ГОША СПЕКТОР
Свидетельство о публикации №120121503122
Крепкий лонг, достойные авторы, и те, что в шорт-листах и те, кому не повезло.
С Новым годом, страна!..:))
Сабанцев Сергей 28.12.2020 10:25 Заявить о нарушении
Владислав Сергеев 28.12.2020 11:12 Заявить о нарушении
Сабанцев Сергей 28.12.2020 12:46 Заявить о нарушении
Сергей Дуков 28.12.2020 13:14 Заявить о нарушении
Сабанцев Сергей 28.12.2020 13:35 Заявить о нарушении
Сабанцев Сергей 28.12.2020 13:43 Заявить о нарушении
Владислав Сергеев 28.12.2020 16:25 Заявить о нарушении
Сабанцев Сергей 28.12.2020 16:43 Заявить о нарушении