Большие люди и любовь Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

             БОЛЬШИЕ ЛЮДИ И ЛЮБОВЬ
                ЭССЕ

     В человеческой истории да и вокруг нас в огромном нашем мире в настоящее время всегда есть  Большие Люди и которым всегда приковано всеобщее внимание и чьи образы и судьба колдовски завораживают очень многих  - вокруг таких людей неизменно создается ореол необычайного и великого. И очень часто - ореол красоты.
       К когорте Больших Людей сознание общества нередко относит и выдающихся писателей и поэтов, чьи судьбы обретают тогда в глазах множества людей особое значение.
         Все что с такими Большими Людьми связано, вся их личная и даже интимная жизнь  - волнует тогда «всех и каждого» и неизменно окутано для общества ореолом величия и красоты.
         Причем это конечно же касается и любовных историй, пережитых Большими Людьми.
           Такие любовные истории превращаются в сознании масс в возвышенные и романтические легенды - вот как легенда под именем «Есенин и Дункан» или легенда под именем «Ахматова и Модельяни» или легенда (поновее и попроще) «Высоцкий и Марина Влади»…
           Это очень красиво смотрящиеся любовные истории которые в сознании людей легко поэтизируются и окружаются всевозможными романтическими изысками…
            А вот у Марины Цветаевой такой красивой любовной истории не сложилось (в восприятии общества по крайней мере)… 
             Ее муж  Сергей Эфрон до «романтического героя» явно не дотягивает… Да он был офицером в Белом Движении и воевал…
             И его судьбой в трагические годы Гражданской войны навеяна знаменитая поэма Цветаевой «Лебединый стан» воспевающая Белые армии и «Белое дело».
             Но впоследствии в годы эмиграции Сергей Эфрон стал тайным сотрудником советской разведки, изменил всем своим «белым убеждениям» и облик его потерял возвышенные черты  - для романтического героя возвышенной любовной истории Сергей Эфрон со всеми своими «перебежками» от белых к красным (видимо и небескорыстными на самом деле) явно не подходил.
                Ну муж и муж… Хорошо хоть так - был у выдающейся поэтессы законный муж… У многих представителей большого искусства и этого не было.
                Была у Марины Цветаевой однако и достаточно серьезная лесбийская любовь - с поэтессой Софией Парнок.
                Но Софья Парнок бросила Цветаеву - не романтично вышло… Она ведь фигура неизмеримо «меньшего масштаба» конечно же… Кто такая Парнок чтобы бросать Цветаеву? - Ей подобная «любовная самодеятельность» по статусу в общественном сознании не положена.
                И эта лесбийская любовная история Цветаевой тоже не подходит для романтизации и для легенды, покоряющей воображение общества.
                Кстати, так очень часто и бывает - какой-то один из двух персонажей любовной истории не дотягивает до романтической ореола… И любовной легенды для «всенародного поклонения» не получается.
             Так вышло например с любовью Бунина в годы эмиграции к молодой писательнице Галине Кузнецовой. (во время их первого знакомства в эмиграции Бунину было 56 лет а Галине Кузнецовой 26 лет).
              Галина Кузнецова  бросила Бунина увлекшись (как оказалось на всю жизнь) лесбийской связью с известной в то время музыкантшей Маргаритой (Марго) Степун,   предпочитавшей как и подруга Цветаевой Софья Парнок однополую любовь с женщинами.
            И хотя именно любовью Бунина к Галине Кузнецовой навеян его последний шедевр - «Темные аллеи» ставшие  вершиной  лирической прозы Бунина…
            Все равно - уход Кузнецовой к Марго Степун…То что Бунин со своей запоздалой любовью к Кузнецовой остался «у разбитого корыта»… Все это однозначно разрушает любой по настоящему романтический ореол вокруг всей этой любовной истории.
            И конечно  эту любовную историю  не культивируют в литературе  и в обществе.
               Ее всем приятнее просто забыть.
             Ну и естественно  становится смешно если только взглянуть внимательно на «любовные истории»  основателя пролетарской литературы Горького.
              То «секретарем» пролетарского писателя была известная и очень красивая актриса Московского Художественного Театра Мария Андреева, как и сам Горький, очень преданная большевикам.
              И именно с Андреевой ездил Горький в США в годы Первой Русской Революции «собирать деньги» большевикам на революцию. И написал тогда чудовищный по вопиющему примитивизму «агитационный» роман «Мать».
               Потом в революционные уже годы в «секретарях» у Горького оказалась известная баронесса Будберг. Та самая что от Горького перешла в любовницы к знаменитому английскому фантасту (что тоже характерно само по себе!) Герберту Уэллсу.
               Вообще у нашего великого пролетарского писателя хорошо было надо сказать все налажено «с секретарями» (мужчин он правда «в секретарях» все таки избегал)…
              Я помню что я  еще в очень молодом возрасте читая «Жизнь Клима Самгина», обратил внимание на то как с большим знанием дела была описана Горьким платная «ночь любви» проведенная немолодым уже Климом Самгиным с французской горничной отеля во время заграничной поездки.
                Просто все описано было… Но очень «по деловому», со знанием деталей, которых «посторонний» таким любовным (сексуальным) процессам просто и знать не мог на самом деле.
                Так что наш пролетарский писатель «дело знал» несмотря на свой вздернутый нос (а может быть и благодаря этому).  Однако поэтизировать и превращать в легенду в его любовных похождениях просто нечего.
                Что касается Ахматовой и Модельяни - тут вообще все «воля случая»  и не более …
              Во время знакомства с молодой Ахматовой Модельяни был просто начинающим художником. И ничто не предвещало его будущем ошеломляюще громкой славы.
                Не могла предвидеть эту славу Модельяни и сама Ахматова. И не предвидела ее действительно.
                Перед трагическими днями блокады Ленинграда, собираясь в эвакуацию, она отдала своим знакомым остававшимся в Ленинграде не только на хранение, но и «на совсем» знаменитые теперь на весь мир ее рисунки обнаженной выполненные Модельяни в интимной обстановке их молодости…
                И только узнав - случайно причем - о том что Модельяни на Западе посмертно прославлен Анна Андреевна попросила вернуть ей эти рисунки уже в послевоенное время.
                Да были стихи Ахматовой о той любви и о смерти Модельяни    «Сероглазый король» которые так удивительно пел Вертинский… Было это.
                Но будущего значения главной любовной легенды своей жизни Анна Ахматова в этой связи изначально явно не подозревала и не могла подозревать.
                С Гумилевым же был «законный брак» но настоящей красивой любовной истории так и не получилось. Хотя поначалу Гумилев и был жарко влюблен в юную Ахматову. Но потом быстро ею пресытился и встал в своей жизни на обычные для себя «рельсы» в вопросах любви – кратковременные романы, интимная близость, случайные связи во множестве и как говорится «ничего личного.»
                Анна Ахматова тут быстро стала «постороннейя» и потребовала развода по закону.
                Все остальные же мужчины в  жизни Ахматовой - оказались «мелочью» на весах истории и не стоят  упоминания без упоминания ее собственного имени.  Для романтических героев в любви они увы «не годились.»
                Не говоря уже о том  что оставшись в советской России Анна Ахматова изначально и «по определению» обрекла себя на фатальную бедность в любовной жизни.
                Какие уж там возвышенные и романтические истории могли произойти при советской власти… В недрах огромных и полных склок коммунальных квартир и среди дремучих советских устоев и быта.      
                Ведь характерно  (даже и без связи с какими-то любовными легендами) советская жизнь всем кто оказывался в ней после жизни в эмиграции - казалась чудовищно убогой бедной и при этом какой-то фатально безвыходной..
                Американские и европейские путешественники, пробиравшиеся окольными путями в российскую глубинку в советские годы неизменно писали - как люди в России плохо одеваются, какое однообразие в еде, какое всюду полное отсутствие комфорта, удобств, вежливости, правил достойного поведения…
                Не приходится сомневаться что все это - правда в значительной мере.
                И любовью в советское время заниматься было просто негде и не с кем. Можно было только строить мифический коммунизм.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и  кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ»,  «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК»,   «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «РУССКОЕ  ПОЛЕ»,   «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД),  «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 18-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   


               

               
               
 


Рецензии