Фома Аквинский, 5 доказательств существования Бога

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
                Фома Аквинский


Фома Аквинский был ученый,
Мудрец, философ, богослов.
Он Аристотеля законы
Принял основой из основ.

Связать язычника с писанием
Задача была непроста -
Как логику о мироздании
Связать с идеями Христа?

Фома Аквинский сделал это,
Его трудам благодаря
Стали возможны отклонения
Науки против "жития".

Он перевёл оригинал
От греков, а не от арабов
И "Метафизике" жизнь дал
В Европе. Как это немало!

А ведь могла тогда Европа
Пойти путем, что шел Ислам,
Где догме вечная корона,
Где - не посмей ты мыслить сам.

Пять доказательств дал нам Бога -
Их изучают до сих пор.
Но только тех, кто верил строго,
Он убедил. С другими спор.   (2)

Дал философии приличие,
Как теологии вассал.
Чтоб Бога доказать наличие
Логично, разум чтоб признал.

С него включили философию
В программы первых высших школ,
Париж и Оксфорд и Болонья -
Теологический упор.

Для получения "магистра",
Иначе – "доктор философии",
Пять доказательств этих списком
Знать претендент обязан более.

Там есть движение, причина,
Необходимость есть и степень,
И цель – конечная доктрина...
Сейчас, конечно, ей перечим.

Начало было Возрождения -
Был слаб и хил его росток,
Но выжил он. Его рождение -
Для нас истории урок.

Критиковали его страшно,
Потом приняли все, как факт.
И стала догмой, и напрасно
Свободной мысли догма – враг.

Теперь католикам "томизм" -   (3)
Святая версия Аристотеля.
Ещё один известный "-изм"
И версия одна Утопии.

Его трудам благодаря,
В Италии на Возрождение,
Джордано умер от огня
И засудили Галилея.

(1) Фома Аквинский (1225-1274) — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, основатель томизма, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

(2) Знаменитые пять доказательств бытия Бога в трактате «Сумма теологии»
 
1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

(3) Томизм — ведущее направление в католической мысли, как теистическая версия аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии».


Рецензии