На берегу реки и в реке

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 2. «Л» - «Р» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 240 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4160/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/tiiz/
___________________________________

На берегу реки и в реке
http://www.stihi.ru/2002/12/25-218

       Так пусто в жизни…
          Как будто стоишь на берегу реки
               и все относит мимо тебя
                новые, и новые воды…

Почему я не капля полноводной реки, текущей единым потоком? Нет у капли в потоке границ, нет своих устремлений…
Что это, желание отсутствия «я»? Извечная тоска по Единому? Может быть, это желание смерти? Ведь только через смерть «я» обретается вечная жизнь, исчезает Преграда… Она снимается поглощением одного из двух: или я сольюсь с миром, или мир сольется со мною.
Это будет… И нет, наверное, разницы, что с чем сольется. Будет одно. Но почему этого нет всегда, Господи? Почему отделен я от мира? Почему мое «я» не разлил Ты в синеве неба, не объединил моим «я» океанские воды, не наполнил им безбрежие лесов и степей? Почему не слил мое «я» со Вселенной, отделил от Себя?
Зачем я не Ты, Господи?! Зачем рядом со мною миллиарды других «я»? И жизнь протекает,
      как будто стоишь на берегу реки
          и все относит мимо тебя
              новые, и новые воды…

Как трудно понять! Как трудно смириться! Как трудно жить со своим «я», Господи! Зачем дал Ты мне муку мою?
Господи! Господи! Когда наплывает тоска, хочется вернуть Тебе все, что Ты дал мне, неблагодарному, Господи!
Мое «я» - самая тяжелая ноша.
Но… может быть, она и Твоя, Господи? Может быть, во мне, через меня и, наверное, неизмеримо больше меня - страдаешь Ты, Господи?!
Ты сотворил меня из Себя - часть Свою. Что же Ты натворил, Господи?! Зачем принял муку сию?
Что Ты ответишь Себе? Смотри на Себя: стоишь Ты на берегу реки,
      и все относит мимо Тебя
         новые, и новые воды…

Но ведь и они - это Ты, Господи! Ты обнимаешь Собою все. Разве Ты - не каждая капля воды в этой реке, Господи? Так и я вместе с Тобою смотрю на себя - ведь мы одно, Господи?
Смотрю я на то, что проносится мимо: ведь и для каждой капли воды я, стоящий на берегу, мелькну на одно лишь мгновение. Она не будет грустить…
Ну а я погрущу… Ты дал мне много больше, чем ей, Господи! Погрущу… И примусь за дело свое. У меня много дел. Ведь Ты для дел создал меня? Чтобы по реке шли корабли и по берегам зеленели поля, чтобы мир украшался через дела мои и Твои - наши дела с Тобой, Господи! И чтобы видеть каждую каплю воды в реке Твоей, Господи. Смотри: они искрятся на солнце! Травы, деревья и облака… И рыбы, и птицы! Ты видишь?
Смотри глазами моими: все это - Ты! И обнимают Меня
  все новые, и новые воды…

Смертью своею я лишил бы Тебя Твоего, Господи! А страдания мои - не только мои. Что же, если Ты терпишь, как же мне не потерпеть, Господи?
Ты разделил меня с каплей воды - и я могу ее видеть. Я могу видеть весь мир, и я его вижу - спасибо, о Господи! Я вижу Твое совершенство.
Боже, дай силы мне быть достойным Тебя!
Счастье  мое - видеть Тебя, страдание – потерять…
И страдаю я, когда я теряю в себе Тебя, Господи! Тогда так пусто в жизни, как будто стою я один на берегу бесконечной реки
           и все относит мимо меня
               новые, и новые воды…

Думать о том, что хоть в каком-нибудь месте мира, хотя бы мгновение что-то одно течет мимо другого совершенно не связано и бесполезно может лишь тот, кто не понял еще, что все в этом мире объединяешь Ты, Господи. И потому, как я могу совсем отделить себя от Тебя: от этой земли, неба и солнца?..
Каждому, по справедливости Своей, Господи, равно даришь Ты счастия и страдания. Кому больше счастья, соответственно, - и страдания. Ты дал мне жизнь человека - на что же жалуюсь я? На то, что Ты дал мне чрезмерно?
Все станет однажды землей и водою. И это будет долгая жизнь… Человеческое счастье недолго; кратко наше страдание. Что же, я откажусь от чего-нибудь? Тогда я признаю себя неудачным творением Твоим, Господи. Ты Сам это признаешь во мне.
Нет, я пройду свой путь до конца. И скажу спасибо Тебе. А когда придет срок, который Ты Сам назначишь мне, Господи, моя кровь растворится в воде, и с радостью обнимут меня
             руки земли,
                крылья небес,
                все новые, и новые воды…

И будут лететь года… И вот буду я каплей воды. Время ничто для воды. И кто-то всегда будет стоять на берегу полноводной реки и смотреть на меня… Может быть, он тоже поймет - и, может быть, даже и я немного в этом ему помогу? - что он и каждая капля в реке, это - одно. Все мы - на берегу реки и в реке. А весь бесконечный и вечный мир, это и есть - Ты, Господи!.. Каждый помогает Тебе еще немного узнать Себя и стать сущему несколько совершеннее.
Чтобы никто не творил напрасного зла…
И, может быть, уже больше никто с отчаянием не думал о том,
   что так пусто в жизни…
      Как будто стоишь один
         на берегу бесконечной реки
           и все относит мимо, и мимо тебя
              новые, и новые воды…

1993
_________________________________________

Человек создан миром, чтобы спрашивать и отвечать, и потом снова – спрашивать. И так в бесконечной вселенной… может быть без конца! Если мы поймем только, что каждый из нас – на берегу и в реке… одновременно! Всегда. И весь бесконечный и вечный мир это и есть – «мы с Тобой, Господи…» - неотделимо!

Поскольку Бог вездесущ и Он сотворил нас, по сути, мы – это Он, но не кто-то в отдельности, а все вместе.. и вместе со всем, что есть во вселенной. Мы – дети Его, плоть от Плоти и дух от Духа Его.
У Бога нет одного «Я», оно распределено между всеми активными составляющими Единого.
И каждый прозревает и узнает Его в меру свою, человек и животное, камень… и даже атом.
На мой взгляд, Бог един, но каждый видит свое лицо Господа и по-своему исполняет дело Его.
Увы, не все верно несут свою миссию в мире, не находя и даже не стараясь найти собственную Мечту…

Все мы однажды сольемся с бесконечной Рекой. При жизни ощущение вечного приходит не часто. И не ко всем.
__________________

- Знаете, я вчера в метро перечитывая распечатку, поняла, что меня «не устраивает» в том, что я читаю у Вас. Я чуть не рассмеялась. Это можно выразить приблизительно так, как выражают женщины свои претензии мужчинам. Лень расшифровывать, но это что-то вроде этого: что для мужчин содержание, то для женщин оглавление.
Книга радости и печали, написанная мужчиной содержит те же главы, что и написанная женщиной (и ненаписанная тоже), но это другая книга.
Мне кажется, что женщина не желает быть каплей в потоке (по замыслу, не должна хотеть). Она (эта женская «фара») хочет быть одной у любящего Бога. Мне кажется, что невозможно поверить в то, что Бог любит меня (а зачем мне другой!), если не считать, что все сотворенное было сотворено ради меня, человека. Разве Бог сотворил нескольких, чтобы потом выбрать? Прихожу к выводу: мы все - один человек, и тут же мне становится «легче», и доказательства есть, хоть и в виде туманных намеков («возлюби ближнего, как САМОГО СЕБЯ»). Как это возможно, если ближний - это не ты сам (с любимыми людьми - еще яснее)?
У меня раньше тоже вызывали тоску красоты природы и ощущение, что я, такая дисгармоничная вся), тут случайно (по «недосмотру прислуги»), но слиться с этой красотой мне хотелось только от отчаяния, что я не стОю ее - т.е. нелюбима Богом. Мне кажется, что вера - это вера, что «я» и есть единственный «предмет любви» Божьей, ради которого был совершен подвиг - сотворение мира.

Ольга Сущева
-------------------

- Похоже, Вас обуяла гордыня. :))
Интересно излагаете. Но не могу согласиться. Я тоже – не просто капля в едином потоке. :)) И не один я… Безусловно, и другие мужчины сделаны для чего-нибудь большего. :))
«У меня много дел. Ведь Ты для дел создал меня? Чтобы по реке шли корабли и по берегам зеленели поля, чтобы мир украшался через дела мои и Твои - наши дела с Тобой, Господи!»
Вот она – суть. Наши дела с Господом – общие! Это – продолжение творения мира. А каплей волы стану я после смерти. Тогда сольюсь с миром на более простом уровне. :)
А пока я человек – один из высших центров мировой воли.
И не мир сотворен для меня Господом, но я создан для мира – чтобы творить его далее, еще прекраснее и совершеннее. :)

Виталий Иванов
-------------------

- Рассказ «Персик» - это О'Генри?
Там герой совершает множество подвигов, приносит персик, который захотела, вроде бы, его любимая.
Правда, она уже об этом забыла, но это ничуть не огорчило, а даже умилило, по-моему. Он счастлив был, что есть восхитительный ПОВОД для проявления своих М-качеств.
О каких делах, отдельных от этой «схемы», Вы говорите?
Пока у мужчин будут существовать «великие дела», результаты которых не предназначенны для подарка любимой, мужчине они (дела) будут в тягость - Бог не поверит человеку, сотворенному мужчиной и женщиной. Я не шучу. :) Это - о Любви Божьей.

Ольга Сущева
-------------------

- Вот это, Ольга, по-настоящему сильно! Мысленно склоняю колени…
Единственная мелькнувшая тень, когда я немного остыл от первой реакции, - что при таком взгляде мы мало, чем отличаемся от животных. Но ведь мы берем от них лучшее – двуполое продолжение рода и все, связанные с ним удовольствия. Что еще надо?.. И будь что будет! :)
Рассказ О. Генри когда-то читал – премилая вещь!

Виталий Иванов
-------------------

- Фи!
Виталий! Зачем Вы только остыли от первой реакции! И чем Вас привлекают эти... тени. :)

Ольга Сущева
-------------------

- Не привлекают, а мучают. :) Приносят нравственные страдания!.. Наверное, эти тени - происки темных сил, дьявола. :)
Истинный Бог – женщина, дарящая мужчине яблоко. :)))

Виталий Иванов
-------------------

__________________

- Бог в каждом из нас, а мы в Нем настолько, насколько пустим Его в свою душу. Перед причастием молятся «да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна еже главу подклонити»... Войди, Господи, в храм души моей, который пуст и грязен, и нет в нем места, где можно голову приклонить, но смирись смирению моему - войди! Потому что Господь, сотворивший всех и вся, не насилует воли человека, не ломится к нему, а исполняет смиренные просьбы...
То, что Вы написали, это настоящие разговоры с Богом, то есть Ваши молитвы. На это невозможно не откликнуться.
Простите...

Ольга Коваленко-Левонович
-------------------

- Поскольку Бог вездесущ и Он сотворил нас, по сути, мы – это Он, но не кто-то в отдельности, а все вместе.. и вместе со всем, что есть во вселенной. Мы – дети Его, плоть от Плоти и дух от Духа Его.
У Бога нет одного «Я», оно распределено между всеми активными составляющими Единого.
И каждый прозревает и узнает Его в меру свою, человек и животное, камень… и даже атом.
На мой взгляд, Бог един, но каждый видит свое лицо Господа и по-своему исполняет дело Его.
Увы, не все верно несут свою миссию в мире, не находя и даже не стараясь найти собственную Мечту…
Спасибо за отклик, Ольга!

Виталий Иванов
-------------------

- Вот думаю, откликнуться или «закрыть тему»? Я вижу, как Вы болеете за Россию, и практически со всем, что Вы писали в полемике, согласна. Единственное, что удивляет (не то слово!): как можно не видеть, что наша культура, наша национальная идея сформировалась благодаря Православию. Придя из Византии, оно дало именно на нашей земле дивные плоды, удивительных святых, философов, непревзойденных по своей духовной глубине писателей? Мы спасли православие, оно спасло нас, как народ. И спор на интернетовских сайтах вовсе не на почве «межнациональной розни», а только - религиозной. Как христианину относиться к тем, кто убивал Сына Божия? И продолжает Его убивать? Молиться, как за убийц, чтобы раскаялись. А сделали это не «евреи», а - иудеи. А среди евреев немало православных. В наших храмах - иконы святым-апостолам. Кто они по национальности?

Ольга Коваленко-Левонович
-------------------

- Дело вовсе не в национальностях, а в культурах. В русских намешано всякой крови, как и в других народах.
Христианство, чтобы не говорили, на Руси насильно навязывалось.. и в любом случае, привнесено со стороны.
Кроме православного христианство есть и язычество православное. И вот, на мой взгляд, главное в этих сочетаниях слов и понятий – не христианство или язычество, а православие, Дух Русский. Всё, что сотворено, наработано именно на нашей земле – в рамках любых религий: христианства, мусульманства, буддизма, язычества и даже иудаизма… Нашим народом.
Собрать и объединить лучшее, что создало человечество и на базе этого создать собственную мировую религию и философию – вот путь России. Это и делается уже много веков, Вы правы. :)
Я не собираюсь сеять сомнения… Наоборот, надо верить – но не в другого, далекого, даже Христа – верить надо в себя и ближних своих.

Виталий Иванов
-------------------

- Великий Вы утопист, Виталий... На чем строить-то новую религию? На общечеловеческих ценностях? Дык мы строили уже... И ещё удивил меня безмерно термин «языческое православие». Это как? Интересно с Вами разговаривать, но не хочется отнимать у Вас время. Если скажете - хватит, то я и не буду.

Христианство две тысячи лет боролось с язычеством. Что может быть общего у света и тьмы? А мне, думаю, не стоит спорить с Вами, «покушаться немощной рукою» останавливать ход антихристианских мыслей.
Россию Вы искренне любите. И - спаси Вас, Господи.

Ольга Коваленко-Левонович
-------------------

- Не жалко времени для хорошего, интересного человека. Может, это я у вас отнимаю время? :)
На мой взгляд, у меня получается некоторое целостное и позитивное, подчеркиваю – позитивное! – мировоззрение. На базе русской культуры, конечно. В частности – русского космизма, в том числе его течения религиозного.
Если интересны мои размышления, можно посмотреть их тезисное изложение здесь:
«Проект Вселенная»
http://proza.ru/2001/12/31-26

Виталий Иванов
-------------------

- Загляну обязательно.))

Ольга Коваленко-Левонович
-------------------


Рецензии