83. Тетради - отклики

    "Даже техническое изобретение предполагает разрыв готовых связей, которые в нас являются установками, а не отношениями.
Подлинное отношение предполагает единство противоположностей, то есть связь и разделение его членов. То, что получается через представление отношения, которое остается тем же для неограниченного многообразия пар членов и члена, составляющего материал для неограниченного многообразия отношений. Тем не менее многообразие ограничивается неизменным.
Неизменное всегда принадлежит к области, трансцендентной по отношению к области изменяемого.
Всё — смесь изменяемого и неизменного".

      С. Вейль. Тетради.


    Категория "отношение" давно применяется нами лишь для обозначения отношений предметов друг к другу, для обозначения их связей. Она "опошлилась", "оплебеялась" и нам надо вернуть ей первоначальный смысл.
   "Отношение" это всё то, что развивается и находится между парами противоположностей. Поэтому предметов может быть бесчисленное множество, а отношение между ними - одно, и при том условно постоянное (условно потому что может количественно и качественно, интенсивно меняться, оставаясь при этом всё ещё тем же самым отношением).
    Например, добро и зло - это одно и то же отношение. Специально привожу такой пример, который бьёт по нашим мозговым и житейским привычкам. Разве отношение, которое проявляется в Добре то же самое, что и отношение, проявляемое во Зле? - возмутитесь вы. Да, именно одно. И пока оно у нас разное, до этих пор, из-за этой разности - мы не будем понимать что такое Добро и что такое Зло. Чтобы увидеть это отношение - отношение Добра и Зла, нужно выйти за пределы и Добра, и Зла и оказаться там, куда нам и предлагает прибыть Ницше, или предлагает прибыть буддизм - оказаться "по ту сторону Добра и Зла". Посмотреть "что там".
"Отношение" понять нелегко, ибо оно единство противоположностей, и при том такое единство, которое знает различие внутри себя самого (в противном случае о каком отношении можно было бы вести речь?).
    Добро и Зло, собственно говоря "что это?" как пара противоположностей? Что раскалывается на Добро и Зло? Какой "орех", а не "грех"?
    Кажется, этот "орех" зовут Благом.
    Благо есть отношение Добра и Зла.
 Это самая точная формулировка, которую можно дать Благу.
 Добро и Зло ведут бесконечный мировой спор за Благо.
    Но Благо ни в коем случае не равно одной только "полезности", "полезность" есть лишь одна из многих разновидностей Блага - самая примитивная и земная (в каком-то смысле - коренная, если считать нашими корнями землю, но это не так, потому что корни человека растут и из неба).
    Поэтому "полезное и вредное" часть составного отношения Добра и Зла - часть Блага. Как "чудесная часть" чудесного чуда (Блага), полезность конечно, может быть равна ему всему целиком - при определённых условиях ("пол-царства за коня" и это сейчас единственное Благо), но как правило, "полезность равна либо Добру, либо Злу (в том случае, когда мешает высшим целям).

    Нам сегодняшним кажется, что "полезность" и "вред" были первыми руководствами к действию примитивного человека - что он мог знать о каком-нибудь высшем? - думаем мы. Но развитие антропологии в ХХ веке показало, что даже самые примитивные народы, ставят Благом для себя, как раз нечто совершенно необъяснимое из "полезности" (здесь видно хорошо каким образом Ницше в пролёте со своей теорией биологической и телесной полезности). Например, примитивные народы почитают больше всего Дар - так называемую передачу совершенно бесполезных украшений друг другу (одного племени другому). Какие-то разноцветные ракушки, сплетённые в виде ожерелья - хранятся, передаются и почитаются больше, чем всё остальное богатство племени, и это при том, что человек живёт в этих племенах скудно, нище. Что же символизируют или "делают" ракушки? А они объединяют племена друг с другом, то есть являются символом их общего духа и смысла. Вот вам пожалуйста и Благо!
    Ницше глубоко заблуждался, когда ставил "вред" и "пользу" тела впереди всего человеческого, скорее человеческое как человеческое начинается с признания и поддержания человека в Другом. " Ты тоже человек!" - вот с этого начинается человеческое.
    Что же касается "пользы" и "вреда", то они как таковые либо чисто биологические наши основы, включённые в нас, как подчинённые части более высшего основания, либо продукты уже нашего ума - в его заботе о всём "неудавшемся", "низком". Так что когда Нише писал о них, то он вспоминал и раскапывал не "подлинную старину", которую мы якобы забыли, а, пожалуй, сам провозглашал дух нового времени, проваливающегося в одно "телесное". То есть в этом Ницше был не мыслителем и разоблачителем духа нигилизма, а его глашатаем, его трубачом. В принципе он и сам подозревал в себе именно такое, но считал, что нигилизм в себе преодолел. Но мы вынуждены сказать: в определённом смысле - да, преодолел, но не в кардинальном.


Рецензии