82. Тетради - отклики
С. Вейль. Тетради.
А вот тут я у себя дома, как ни на каком другом месте. Ещё в детстве в 2-3 года - пространство бабушкиной комнаты - большой старый дореволюционный дом с огромными потолками, витыми лестницами и балконами-колонами. Созерцать я могу что угодно, где угодно, как угодно - даже двигаясь. Ведь для того, чтобы созерцать вовсе не нужен буддийский покой, не обязательно сидеть в позе лотоса, можно и быстро бежать, потому что устойчивое состояние, которое для этого требуется - у тебя внутри. Созерцатель на пределе своих возможностей может созерцать краем глаза и своего сознания. То, что родится у него в душе будет формой созерцания, а не какой-нибудь другой формой видения.
Созерцать, видеть и смотреть - три разных плана.
Смотрят практически все, за исключением тех, уже совсем плохих случаев, когда человек даже и не смотрит, отворачивается от чего-либо по собственной воле. Это бывает у тех, кто либо очень сильно изгажен, либо у тех, у кого слишком большая чувствительность, но мало сил, чтобы её переносить.
Основное правило для люда и Логоса: слушают и не слышат, смотрят и не видят, присутствуют но не внимают.
В простом обыденном смотрении люди видят лишь те вещи, которые видели уже много раз, они видят - виданное. А "невиданное" они увидеть не могут, пропускают его, теряют, не "схватывают". В основном они видят "функциональное" и ярко-красочное, привлекательное. В первом они действуют, во втором они отдыхают. Вот для чего люди используют своё зрение.
Надо разобраться тогда что значит "созерцать" и что значит "видеть".
"Созерцать" означает стягивать весь мир в одну какую-то выделенную совокупную точку, означает воспринимать в ней всю полноту осмысленного тобой - созерцать можно только смыслы.
Когда я "созерцаю" закат, если я его "созерцаю", я воспринимаю не розовый или оранжевый горизонт, а некоторый миг заката мира, представленный в его чувственной конкретной, ощутимой форме.
Созерцают - смыслы, переполняющие формы, созерцают смысло-формы. Поэтому все созерцатели - уже мыслители. И уже художники, поэты. Отсюда и формула Симоны - длинный ряд разных фигур, начиная от философа и заканчивая поэтом (гении), к которым добавлены герои и святые. Но что касается самых последних, то я бы остереглась их сюда помещать. Все гении - несомненно. Несомненно и художники, и поэты, и философы. Все герои - может быть... Так я бы сказала - может быть... Все святые - ни в коем случае. Ибо святые скорее претендуют на то, что "видят", а не на то, что "созерцают". Что такое "видеть"?
Видеть - значит улавливать дух. Чем дух отличается от смысло-формы? Во-первых, тем, что он не имеет никакой определённой формы, вообще не имеет формы. Во-вторых, тем, что дух это не смысл, а "предел" или "универсальный посредник".
Итак, когда видят, то видят лишь глубинные пределы; когда созерцают, то созерцают лишь смысло-формы, а когда смотрят, то смотрят лишь пародии на те и другие - смотрят на функциональность (внешний предел) и на красочность и привлекательность (внешнюю форму). Поэтому от людей требуют не того, чтобы они стали другими и превратились скажем в инопланетян, которые иначе "глазеют", а того, чтобы они просто стали настоящими.
Видеть и созерцать - это два моих Бога, и я хотела бы подарить этих богов и всем остальным людям.
Свидетельство о публикации №120121004722