арзамас
Другие историки сталинизма, наоборот, отмечали, что культ диктатора был заложен в самом основании большевизма и не был системным сбоем. Согласно марксистской доктрине, отдельная личность не имела принципиального значения, главные роли на авансцене истории играли вступившие в борьбу классы.На практике диктатура партии очень быстро превратилась сначала в диктатуру узкой группы партийных лидеров, а потом и одного лидера.
Культ личности не был уникальным изобретением сталинизма: аналогичные культы возникли в первой половине ХХ века во многих странах мира. Историки, сравнивающие сталинизм с опытом других стран, говорят о том, что возникновение культа можно объяснить и вполне прагматическими интересами правящего класса. Так, в 1935 году Мария Сванидзе, входившая в семейный круг вождя, записала в дневник свой разговор со Сталиным: «Он как-то сказал об овациях, устраиваемых ему, — народу нужен царь, т. е. человек, которому они могут поклоняться и во имя которого жить и работать».
Важнейшим событием для советской культуры 1920-х годов стала смерть Владимира Ленина, после которой в считаные недели возник его полномасштабный культ: Петроград был переименован в Ленинград, во многих городах появились памятники Ленину, на Красной площади был построен Мавзолей, где в саркофаге со стеклянной крышкой лежало забальзамированное тело вождя.
В середине 1920-х культы разной силы и масштаба возникли и вокруг остальных видных большевиков: по стране прошла волна переименований, в результате которой Гатчина превратилась в Троцк, Елисаветград —в Зиновьевск, а Царицын — в Сталинград. Впрочем, по мере того как Сталин разделывался со старыми большевиками, города, носящие их имена, исчезали с карты и на ней появлялись имена тех, кто поддержал Сталина во внутрипартийной борьбе, — Кирова, Орджоникидзе, Ворошилова.
К концу 1920-х годов Сталин избавился от всех конкурентов в борьбе за лидерство внутри партии и превратился в единовластного правителя страны. В этот же момент он решился на беспрецедентную по масштабу программу насильственного преобразования страны.
Партийные идеологи почувствовали, что такие радикальные действия нуждались в дополнительной легитимации, и развернули кампанию по возвеличиванию Сталина. 21 декабря 1929 года вождь отмечал свое 50-летие, и советские газеты обрушили на читателей шквал материалов про Сталина. На следующий день все материалы вышли отдельной брошюрой. Вот как описал ее в своем дневнике партийный функционер Александр Соловьев:
«В ней 270 страниц. На 13 страницах помещен перечень приветствий областных, окружных, районных и низовых парторганизаций, не менее 700 приветствий. <…> Кричащие лозунги: „Вождю мирового пролетариата“, „Вождю революционной мировой партии“, „Испытанному вождю“, „Вождю мирового Октября“, „Вождю побеждающего социализма“, „Беспощадному борцу за чистоту ленинской линии“, „Бойцу пролетарской мировой революции“, „Организатору Союза Республик“».
Первого января 1934 года газета «Правда» вышла с очерком известного партийного идеолога Карла Радека «Зодчий социалистического общества». , а главным героем лекции выступал Сталин.
Очерк стал своеобразным прологом к XVII съезду партии, названному газетами «съездом победителей». На нем Сталин подвел итоги первой пятилетки, наметил задачи на следующую и объявил, что в СССР построен фундамент социализма. После этого на страницы центральной прессы хлынул поток «сталинианы».
Особую роль в производстве культа играла Грузия. В начале 1930-х годов самой влиятельной фигурой в коммунистическом руководстве Закавказья стал ставленник Сталина Лаврентий Берия, который взял в свои руки сбор всех документов, относящихся к революционной молодости вождя. В 1935 году Берия под своим именем выпустил книгу «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье», а через два года последовал сборник воспоминаний и документов «Батумская демонстрация 1902 года». Обе эти книги показывали, что с самых первых годов ХХ века совсем еще молодой Сталин играл роль чуть ли не единственного лидера и идеолога революционной борьбы на Кавказе.
вплоть до 60-летия вождя в 1939 году, шло нарастание потока сталинианы, который равномерно захватывал все жанры и виды искусства. Сначала вышла биография Сталина, написанная Анри Барбюсом, с говорящим названием «Сталин. Человек, через которого раскрывается новый мир». Затем Сталин как персонаж появился в игровых фильмах, посвященных революции. Наконец, в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке появился 25-метровый памятник вождя работы скульптора Сергея Меркурова.
Попробуем обобщить содержательную часть возникшего в 1930-е годы канона и для удобства описания возьмем художественную литературу. Во-первых, появился канонический набор эпизодов биографии Сталина, который подлежал художественному осмыслению: детство в Грузии, участие в революционном движении на Кавказе, испытание тюрьмами и ссылками, соучастие на равных с Лениным в революции 1917 года, стратегическое руководство Красной армией во время обороны Царицына, клятва над гробом Ленина, дарование советскому народу Конституции. Все значительные произведения сталинианы так или иначе вращались вокруг этих эпизодов из жизни вождя.
Во-вторых, сформировался набор устойчивых характеристик самого Сталина и связанных с ними смысловых рядов. Сталин уподоблялся явлениям природы. Например, солнцу, чьи лучи достигают самых дальних концов страны и всюду несут тепло и радость. Так же действовала сталинская улыбка, забота, слова. Сталин изображался отцом нации — одновременно строгим и добрым, неустанно думающим о благе каждого советского гражданина. Сталина называли «человеком из народа». Он одновременно понятен всем и каждому и при этом вобрал все лучшие свойства всех советских людей. На многих картинах и во многих текстах Сталин одет в шинель обычного солдата. Он лишь рядовой в армии строителей коммунизма.
Канонический Сталин был учеником Ленина, но и сам был учителем. Он познал все премудрости марксизма и поднялся на недосягаемую теоретическую высоту. Сталин представал садовником, заботливо выращивающим вокруг себя людей. Наконец, Сталина объявили вождем и пророком. Он единственный мог вести Советский Союз в светлое будущее.
Принципы вертикальной властной иерархии советского общества были переведены на язык живописи и фотографии. Любое изображение Сталина должно было с композиционной точки зрения занимать доминирующее место: Сталин был в центре, а остальные фигуры расходились от него кругами (, либо он возвышался над остальными, либо был самой крупной фигурой композиции
Чуть ли не каждого значительного советского интеллектуала связывала со Сталиным своя история отношений. У каждого из них была с ним или личная встреча, или телефонный разговор. О многих произведениях Сталин оставил свой устный или письменный отзыв. Каждое из этих событий сыграло судьбоносную роль в жизни конкретного писателя, режиссера или художника: кого-то вмешательство Сталина избавило от общественной травли; кому-то помогало спасти родственника или друга; для кого-то, наоборот, могло означать негласный запрет на творчество. Каждой своей реакцией Сталин демонстративно дистанцировался от официального газетного языка и показывал, что он сам мудрее и проницательнее, чем выстроенная им система.
Свидетельство о публикации №120120805362
Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2015. – 887 с
Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: / А.Н.
Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; ред. А.Н. Сахаров. – Москва: Проспект, 2015. – Том
2. – 720 с.
Красников, В.В. Советская государственно-политическая система (1917–1991 г.):
учебное электронное издание / В.В. Красников; Тамбовский государственный технический
университет. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ),
2018. – 79 с.
Автор Илья Венявкин
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
http://www.youtube.com/watch?v=TFKgrF7j9Ko – Жизнь советского общества в 1930-е
годы [видеолекция].
http://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/industrializatsiia -Индустриализация. 1929–
1941.
http://arzamas.academy/materials/1367 - Культ Сталина в СССР.
http://histrf.ru/lectorium/lektion/piervaia-piatilietka - Первая пятилетка [видеолекция].
http://www.youtube.com/watch?v=24OwS1uov3M – Террор 1930-х гг. [видеолекция].
http://arzamas.academy/materials/1484 - Хрущевская оттепель – демонтаж сталинской
системы.
http://www.youtube.com/watch?v=dSsiu0l2I2E
Анфиса Третьякова-Федина 09.12.2020 10:14 Заявить о нарушении