Хайку и личность автора

Личность автора, его индивидуальность — это компоненты хорошего хайку. Не нужно бороться с «личностью» или с «эго» поэта: в этом нет продуктивности, поскольку лишение человека, пишущего хайку, индивидуально-личностных черт, характеристик лишает поэзию хайку стилистического разнообразия, состоящего из разных и уникальных взглядов на мир, на людей и вещи, хотя в японском понимании «вещь» — моно — подразумевает и предмет, и человека.

При этом Басё говорил, что «личностное» может стать помехой в изучении хайку. Он приводил такой пример ученичества: учиться сосне у сосны, бамбуку — у бамбука. Смотреть на них «чисто» — без своеволия, без проекций предыдущего опыта. Таким образом, возникает свежесть восприятия, новый взгляд на знакомые вещи. Также Басё призывал, возвышая свой дух, своё сердце, возвращаться к обыденности и слагать стихи непосредственно о том, что окружает поэта. В таком подходе проявляется принцип каруми — возвышенной простоты в описании быта, событий, происходящих с поэтом, мира вокруг, и в лёгкости строк.

чистое небо
льнёт к рукам
придорожный цикорий

В этом стихотворении, построенном с использованием приёма ториавасэ — двучастности — есть противопоставление небесной чистоты и цветов цикория. Но противопоставление — только на первый взгляд. Если же «очистить» своё восприятие, то становится ясно, что голубой цвет неба и цветущий рядом с дорогой цикорий не так уж и далеки друг от друга. Видеть небо в чашечке цветка призывал английский поэт Уильям Блейк (1757-1828), и это очень схоже с принципом хосоми — умением проникать в душу предмета и видеть глубокую связь великого и малого, вечного неба, которое всегда остаётся чистым, даже за тучами, и цветка цикория, который, конечно же, недолговечен, и может быть задет дорожной пылью, но ничуть не хуже чистого неба над головой. Тем более, этого «неба» можно коснуться, разглядеть его суть, его маленькую жизнь.

Итиго-итиэ (Ichigo-Ichie) — «одна жизнь, единственная встреча». Источник данного фразеологизма — японская чайная церемония. Чайный мастер и его гость встречаются словно впервые и в единственный раз. Такая встреча становится особенно ценной, предполагая чуткое, внимательное отношение друг к другу, пусть даже чайный мастер и гость — давние знакомые. Остаётся только настоящее время, или настоящий момент этой жизни, и вкус чая. При такой встрече нет места взгляду друг на друга сквозь проекции предыдущего опыта взаимодействия.

«Личностная» помеха при написании хайку — проекция — исключает возможность единственной встречи и «свежего» взгляда на мир. Случается искажение отражения натуры, если приводить в пример сясэй (принцип «рисования с натуры» или «отражения натуры» путём живописного реализма в хайку). При таком взгляде на вещи сосна приобретает качества бамбука, бамбук становится похож на сосну, а человек из уникальной личности превращается в манекен для ярлыков. Поэт хайку не отказывается от своей личности, но умеет абстрагироваться даже от негативного опыта, чтобы передать данный, вот этот, единственный «момент хайку», момент жизни, без помех, и чтобы суметь увидеть этот самый момент.

Другая «личностная» помеха — это важность, а именно — гипертрофированное чувство собственной важности. Когда человек ощущает себя настолько важным, что ему уже нет дела до «мелочей» вроде красоты окружающего мира, до удивления, восхищения природой или другими людьми. Уходит «волшебство» обыденности, теряются «моменты хайку». Уходит чувство любви, а Басё говорил своему ученику Такараи Кикаку (1661-1707), что поэт должен любить то, о чём пишет стихотворение. С такой помехой можно справиться, если следовать принципу макото, предложенному Оницурой — предельной искренности, правдивости, детской непосредственности в восприятии окружающего мира.

пыльный асфальт
опускаюсь на колено
возле клумбы гиацинтов

На многолюдной улице в парке встать на колени, чтобы понюхать цветы, «зарыться» носом в клумбу — довольно глупый поступок с точки зрения «важного», «взрослого» человека, однако хайдзин может позволить себе, невзирая на возраст, побыть ребёнком.

К гипертрофированной важности можно добавить эмоциональную чёрствость. Сочувствие — один из важнейших принципов хайку, и этот принцип включает в себя проявление эмоций автора. Именно здесь так важна открытость миру — природе и людям, так важны принцип хосоми (внимание к малому и хрупкому) и сиори (печаль и выражение сострадания).

дом престарелых
на карнизах
голуби

В стихотворении нет ни слова об одиноких, больных, страдающих стариках. Всё это — и одиночество, и болезнь, и страдание — сказано первой строкой. Однако голуби на карнизах, почти возле каждого окна, явно привыкшие к угощению от жителей дома, свидетельствуют о том, что за стенами живут люди, не потерявшие надежду и связь с внешним миром и, самое главное, не утратившие способность сочувствовать тем же птицам.

Не забывать о себе и своих чувствах; любить себя и то, о чём пишешь; не проецировать свой прежний опыт на происходящее здесь и сейчас; не придавать себе важности исключительной персоны; не становиться «сухарём», стремясь к максимальному минимализму в хайку; думать не только о себе, но и о других — хорошая практика для поэта хайку.

P. S. Примерами в тексте служат мои стихи.


Рецензии