Легенда о Дельфиниуме

Предисловие

Живокость, или Дельфиниум, или Шпорник (лат. Delph;nium)- род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Лютиковые (Ranunculaceae). Включает около 450 видов, произрастающих в Северном полушарии и в горах тропической Африки. Многие виды происходят из Юго-Восточной Азии и особенно из Китая, где произрастает более 150 видов. Род Живокость близок к роду известных ядовитых растений Аконит (Aconitum). Однолетние виды рода Живокость иногда выделяются в смежный род Сокирки (Consolida), включающий около 40 травянистых однолетних растений. На территории России и сопредельных стран произрастает около 100 видов. Наиболее распространены: Живокость высокая (Delphinium elatum) и однолетний вид Живокость полевая (Delphinium consolida), или Сокирки полевые (Consolida regalis). Большинство видов - опасные ядовитые растения. Современное русское название растения, скорее всего, связано с практикой его применения в народной медицине. Устаревшее русское название Шпорник произошло от формы выроста-придатка на верхнем чашелистике, похожего на кавалерийскую шпору. Дословный перевод немецкого названия (нем. Rittersporn) - «рыцарские шпоры»; английского (их несколько) - «забавные шпоры», «пятка жаворонка», «коготь жаворонка» и «шпора рыцаря»; французского - «ножка жаворонка». Своё научное (латинское) название род получил, возможно, из-за сходства нераспустившегося цветка с формой головы и тела дельфина. По другой версии, имя растения происходит от названия греческого города Дельфы, в окрестностях которого росло множество этих цветов. Город был расположен на склоне горы Парнас, а в городе находился знаменитый храм Аполлона и дельфийский оракул. Не исключено, что название растения, упоминаемое Диоскоридом, дословно можно перевести как цветок Аполлона дельфийского.
Цветы растения Живокость - довольно популярный мотив в изобразительном искусстве. Многие художники изображают Дельфиниум в своих работах как главный сюжет или декоративный элемент картины. Ботанические иллюстрации с изображениями разных видов рассматриваются порой отдельной группой, независимо от автора и времени исполнения[16], вызывая интерес как декоративные произведения. В 1985 году в серии «Лекарственные растения Сибири» в СССР была выпущена марка «Живокость сетчатоплодная». Цветы живокости показаны на марке «Rittersporn» из серии «Цветы Германии». Серия выпущена 3 января 2005 года немецкой почтовой компанией «Deutsche Post AG» и федеральным Министерством финансов Германии.
Живокость - это одно из излюбленных садовых декоративных растений. Выведено множество сортов и гибридов. Используется как срезочная культура во флористике. Отдельные виды нашли применение как красильные растения, из них получают краску для шерсти. Некоторые виды - эффективные инсектициды. Дельфиниумы широко используются в качестве декоративного растения. Выведено множество сортов и гибридов, которые различаются по окраске и форме цветов и соцветий. Регистрацией сортов дельфиниумов занимается Королевское садоводческое общество.
Растение известно ещё с античности, однако в качестве лекарственного или ядовитого растения оно практически не применялось. Древнегреческий учёный Теофраст приводит рецепт использования растения для борьбы с нательными насекомыми. Плиний Старший даёт подробное описание этому противопаразитическому средству. В травнике английского ботаника и врача Джона Джерарда сообщалось, что экстракты семян живокости помогают против укусов скорпионов, и предполагалось, что живокость способна отпугивать ядовитых животных, которые не могут двигаться под действием растения, однако эти сведения не нашли подтверждения.
Препараты, полученные из живокости, обладают высокими антимикробными свойствами, могут оказывать обезболивающее действие. Применяются, как релаксанты, при нервных заболеваниях, сопровождающихся повышением мышечного тонуса. Как-то: Мелликтин - форма выпуска таблетки; Элатин - таблетки; Кондельфин - порошок; Дельсемин - в ампулах.
Применение в медицинской практике: болезнь Паркинсона, постэнцефалитный паркинсонизм, рассеянный склероз, травматический паралич.
Необходимо помнить, что обращаться с растением надо крайне осторожно, все его части сильно ядовиты.
Древние греки считают дельфиниум цветком печали.
Существую два основных мифа о происхождение цветка.
Первый миф о происхождении цветка рассказывает другую историю - согласно ему, под стенами Трои происходила битва, в которой участвовал Ахиллес, сын морской богини Фетиды и Пелея. Фетида в качестве подарка преподнесла сыну великолепные доспехи, к созданию которых приложил руку сам бог-кузнец Гефест. Согласно поверьям, Ахиллес был неуязвим, за исключением пятки: за нее держалась мать, когда окунала маленького Ахиллеса в священные воды реки Стикс. Однако Парису удалось победить Ахиллеса, выпустил стрелу из лука, попавшую в пятку героя. После смерти Ахиллеса доспехи достались Одиссею, а, не как ожидалось, Аяксу Теламониду, который величал себя вторым героем. От отчаяния Аякс кинулся на меч. Упавшие капли крови на землю проросли и превратились в цветы дельфиниумы.

Любви ли, девой юной ради,
Случилось в Древней то Элладе.

Недалеко от Фермопил,
МайрОн - искусный скульптор жил.

Рассказ наш – то драматургия,
Прелестница Анастасия
Была любимой и невестой,
Порядочной и девой честной.

Но приключилась с ней беда,
Дней неприметных череда
Тянулась, дева стала чахнуть,
Бледнеть, худеть, что скульптор ахнуть
Вдруг не успел, в чём сущность зла, 
К утру, невеста умерла…

Расстроен юноша безбожно,
Понять его, друзья, несложно.
Ведь образ девы с Фермопил,
В его душе и свеж и мил…

Но что, поделать, где, же вывод,
Когда весь мир пред ним унылый.
Когда в груди огонь и стон,
Стал он ваять, ведь скульптор он.

Искусный очень был при этом,
Жил вдохновеньем, не советом.
Он в мастерской попал в набор,
Где мастер славный ЕвфранОр*.

А тот, воздвиг на трон искусство,
Отдав скульптурам душу, чувства.
Майрон всё это перенял,
И вот теперь её ваял… 

Тут всё же сделаем ремарку,
Жизнь дальше делает помарку.

А дело в общем будет в том,
Что скульптор в Греции рожден…
И значит, что в свершеньях строги,
В дела мирские смотрят боги!

А Майрон всё ваял, ваял,
Был совершенен идеал.

И вот в мгновениях легко,
Настасья смотрит на него.
Взор, как живой, смотреть нет мочи,
Наш юный скульптор смотрит в очи,
И слёзы сами с глаз текут,
Остановить бы ту реку…

Но он уже её обнял,
И целовал свой идеал.

А слёзы умиленья, Боже,
Текли уже, мой друг, по коже…
Свершилось то, не верь глазам.
Подвластно только лишь Богам!

«Анастасия – ты»,- едва,
«Жива она! Жива! Жива!» 
Кричит восторженный МайрОн,
Счастлив был скульптор, это ль сон,
Но нет, он ущипнул себя:
«Моя любимая, моя!»

Теперь тот случай этим днём,
На век другой перенесём.

Хирон** когда-то с совершенством,
Учил Асклепия*** с блаженством.
Открыл секреты врачеванья,
Смышлён был лекарь, в нём желанья
Переполняли, всё узнать,
Всех излечить и испытать
Не счесть всех трав, что изучили,
Людей, что после излечили.
Познал Асклепий тайны яда,
Что извлекал из змей и гадов.

Их часто видели вдвоём,
С кентавром рядом, шли в подъём,
В руке держал Асклепий посох,
Был упредителен в вопросах.
Обвила посох не тая,
Его помощница змея.

Но, как не велико искусство,
То для Богов было кощунством.
Жизнь – после смерть, то неизменно,
Таков порядок во Вселенной.

Зевс**** – громовержец, Бог Богов,
Без промедленья и торгов,
Пронзил врача, тот был строптив.
Своею волей умертвив…

Вот так и здесь, всё тот же Зевс,
В дела вмешался в то с небес.

Сверкнув средь туч он дерзко-вздорно,
Швырнул вниз молнию проворно.
Сказав: «Сам виноват!», то чинно,
Майрона превратил в дельфина…

И вновь влюблённые сердца
В разлуке, коей нет конца…
«Как грозен Бог Богов в стихии!», -
рыдает горько Настасия.

Что делать – то она не знает,
И сердце девичье пытает.
Оно стучит, стук точен, тих:
«Иди на брег пучин морских!
Судьба там ждёт, твоё бытьё, 
Там счастье обретешь своё!»

Услышала – и сердцу легче…
Дельфин приплыл к ней в тот же вечер.
С тех самых пор они встречались,
Он подплывал, был страстным танец.

Она узнала – то был он,
Жених её, тот сам МайрОн…

Как только вечер, солнце низко,
Дельфин уж с нею близко-близко
Он максимально подплывал,
И в руки голову склонял….

Но вот однажды в гуще встреч,
Приплыл в слезах, хотел отвлечь.
Он в рост пред ней на хвостик встал,
В зубах своих цветок держал…

Его сложил к ногам, мой Бог,
Был цвета моря тот цветок…

Чудесен стебель в изумруд,
Но взгляд цветки к себе влекут…
В соцветье чашелепестков,
Дельфины смотрят, взор таков,
Что невозможно не принять,
Любовь, что льётся с них опять…

Но боль в глазах, вздохнув чрез сплин,
В пучине скрылся с глаз дельфин…

Анастасия смотрит вслед,
в предчувствие серебрится свет.
А волны шепчут ей: «Забудь!»
Качая в волнах Млечный путь.

Он не вернулся больше в срок,
Любви стал символом цветок.

Его влюблённые земли,
ДЕЛЬФИНИУМОМ нарекли!
Встречает с лаской там и тут,
В нём горьких слёз влюблённых суть.

Увидев, ты его не рви,
Он – гордый символ той Любви!
 
*) Евфранор (370-330 годы до н.э.) был известным древнегреческим скульптором и художником, он также написал книгу о симметрии и красках. Евфранор был одним из ведущих скульпторов IV века до нашей эры. Он работал и преуспел в Афинах, по этой причине афиняне почитали его, предоставив ему политические права, хотя он бы уроженцем Коринфа. Евфранор был учеником художника Аристида из Фив, работал он с медью и мрамором. Известными работы Евфранора: Патрос Аполлон, бронзовая Афина, Тесей на Афинской Агоре, Гефест, Лето с детьми, Агатодаимон, Дионис, молящаяся женщина, скульптора подростка Антикитера и многое другое. Плиний также упоминает о множестве уникальных рельефных надгробий, выполненных Евфранором.
**)Хирон (др.-греч.Хейрон от «рука») в древнегреческой и фессалийской мифологиях - кентавр, сын Кроноса и Филиры, изначально наделённый бессмертием.
***)Аскле;пий (др.-греч.), или Эскулап (лат. Aesculapius), - в древнегреческой и древнеримской мифологиях бог медицины. По классической версии мифа, беременная Асклепием Коронида изменила Аполлону со смертным Исхием, за что была убита. На погребальном костре Аполлон вынул из чрева Корониды Асклепия и передал его на воспитание кентавру Хирону, который и обучил мальчика искусству врачевания, в котором тот достиг небывалых успехов. Асклепий научился не только лечить самые разнообразные болезни, но и воскрешать мёртвых. Согласно одной из версий мифа, делал это он не из благих побуждений, а за плату. Такие действия возмутили олимпийских богов, которые сочли их нарушением законов мирового
****)Зевс (др.-греч.микен. di-we) - в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын бога Кроноса и титаниды Реи, брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.


Рецензии
И вновь благодарю, Игорь, за интересную информацию и прекрасную легенду. переданную рукой и талантом мастера. Прочла с удовольствием. Добра и мира вам желаю. Здоровья и удачи.

Евгения Грекова 2   19.12.2020 01:13     Заявить о нарушении
Добрый день, Евгения! Спасибо за позитивный отзыв к этой легенде. Всегда вам душевно рад. Игорь

Игорь Апрельский   19.12.2020 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 59 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.