Рецензия на Нет, не люблю тебя, как прежде

Рецензия на «Нет, не люблю тебя, как прежде» (Виктор Пашков)

Здравствуйте, Виктор.
Взяться за написание отклика на Ваше стихотворение, меня заставили мои беспокойные мысли. Не дают мне покоя после прочтения Вашей работы "Ну почему моей свободе тесно".
Вы публикуете редко новые стихи. С особым волнением подошла к прочтению этой работы. Я не прОсто начала его читать Я ПРИСТУПИЛА К ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЯ. Написала свой аналитический отклик.
Почитала отклики других читателей и ...огорчилась. Да, огорчилась. Очень.
Читали, выражали своё отношеник к Вам, приводили свои примеры, дополняя тему стихотворения....Но где стихотворение? Его как будто и нет. О нём ни слова с точки зрения аналитики.
Да, не пишутся на сайте рецензии. Не читала, к сожалению, ни одной.
А попыток разобраться в образах! Боже упаси! Такого и не бывало. Стандартные "тёплышки", поцелуйчики, "Людочки"....И ещё "обнимашки"! Верх совершенства в выражении мнения о чём, о ком?
Что ждёт автор? Конечно слов о ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Не только сказать "Трогательно", но и попытаться разобраться в образах,вникнуть, если это поэзия.
К сожалению, умные , толковые люди , пишущие хорошие стихи , отделываются ничего не значащими фразами, внутри своего клана или братства, не выходя за пределы. Цель одна:попасть в рейтинг, на первые строчки!
Того, кто немного отличается своими принципами в смысле написания откликов - обойти.

Я давно пишу аналитику по Вашему творчеству . Пишу много. Изданы две книги.
Однажды в издательстве меня спросили, а зачем это писать? Зачем анализировать?Я просто читаю стихи: -сказал мне руководитель, сам поэт.
Мой ответ таков:мне есть что сказать по Вашим работам. Во- вторых, это важно и поэту, имеющему "своё лицо" в поэзии, важно читателю, чтобы потом знать, простите скажу так, чем "Иванов" отличается от "Петрова".
Надо вспомнить, сколько статей написал о поэтах и поэзии В.Белинский, сколько аналитических статей написано по творчеству Пушкина, Некрасова, Есенина.

Выделила Вас из всех поэтов сайта, потому, что поняла передо мной неординарная личность, самобытный поэт, требовательный к себе, стремящийся создать "своё в поэзии", основываясь на примере лучших представителей Русской поэтической школы.
Не говорю, что надо делать углублённый анализ каждого прочитанного произведения. Но на минутку надо забыть о "тёплышках", "обнимашках", "ладошках" и вспомнить:передо мной работа автора, которой он отдал свою душу и пропел её для читателей, как говорите Вы, Виктор, "стремясь передать следующим поколениям своё видение сегодняшнего дня России."

Мне было обидно за Ваше "забытое" стихотворение "Ну почему моей свободе тесно". Только примеры ,которые приводят читатели.! В откликах. Из жизни, правильные, но это ли надо. Конечно, будет затрачено время, чтобы написать анализ.
Подогрело моё желание высказаться, не буду скрывать, отклики на моё стихотворение"Уходит, пепел листьев вороша".
В нём драма женщины, которая потеряло может быть самое дорогое в жизни и по-бабьи воет от горя, забыв об утончённости своей красоты, размазывая по лицу тушь и помаду. Мне пишут :как хорошо Вы сказали: "пепел листьев".
Какая душевная глухота, какое непонимание образа! Не осень, женщина уходит в себя, хочет спрятаться от всего мира, переживая горе.

Эти моменты, Виктор, простите , я и освоём, заставили меня высказаться.
Знаю Ваши слова:"на сайте никто не хочет разбираться." К сожалению, это факт.

Пусть простят меня те, кто может быть , наберётся терпения и прочитает мои слова, но я впервые призываю писать не просто "понравилось", всё - таки включать отдельные элементы анализа на стихотворение.
Без этого нет стихотворения, которое преподнёс нам автор, есть работа, статья журналиста по теме,но не поэтика.

Напомню самые простые элементы на сегодняшнем прекрасном стихотворении любовной лирики "Нет, не люблю тебя как прежде".

Начинаем с НАЗВАНИЯ, КОТОРОЕ У ВАС ВСЕГДА ПЕРВАЯ СТРОКА.
ДАТА НАПИСАНИЯ:2013 год.
ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ:вытекает из темы. Расстался герой(он же автор) с женщиной, посвятил этому событию стихотворение, а может даже обобщил разлуки, которые были в его жизни.
Название, как и первая строка, настраивают на тему стихотворения.

ТЕМА:расставание двух влюблённых.
ИДЕЯ:показать холодность и безразличие мужчины при расставании.
КОМПОЗИЦИЯ:стихотворение поделено на четыре строфы.
ФОРМА СТРОК:"Пашковская строка". Уже говорила, что это значит , не повторяюсь.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ СТРОФЫ:сложность отношений, наступивший разрыв, глубокое разочарование мужчины до степени " и видеть больше не хочу,"
СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ СТРОФЫ:причина расставания в строке :
"Случилось так, как получилось, -".
Не ясна, скорее всего- охлаждение . Даже "сны пропали".
В жизни как бывает:думаешь, снится, любишь. Здесь всё ушло.
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕЙ СТРОФЫ: В ней мы узнаём причину разрыва:"Сжигаю прошлые страницы
В ночном костре другой любви -" Автор раскрывет причину,недвуссмысленно говоря о новом увлечении.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕТВЁРТАЯ СТРОФА: сплошные метафоры, олицетворения, эпитеты,говорящие о сгоревшем чувстве. Холодный пепел остался.
Перейдём к ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Нет поэзии без образов. Через образы автор передаёт тему стихотворения.
Он не просто вспоминает то, что было(иначе это были бы мемуары), а данным ему талантом и способностями мыслит образами, которые как Вы, Виктор, говорили: "сами приходят к Вам".
МЕТАФОРЫ: вся третья строфа и четвёртая.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:"пропали сны". Я не буду перечислять всё. Назову из второй строфы. О богатстве двух крайних строф уже сказала.
ЭПИТЕТЫ:разговоры бесполезны,прошлые страницы,последний белый лист, тёным шторам.
Полностью соответствуют теме.
ЛЕКСИКА ПО ТЕМЕ:не люблю, не хочу, бесполезны, молчу, вины, пропали...Закончу. Уже названные мной слова выражают тему. ОТРИЦАНИЕ "НЕ"- говорит само за себя.
ПРИМЕР СРАВНЕНИЯ:
" Уходят тени от предметов
По тёмным шторам
Змейкой
Вниз."
Тени как змейки. Как не привести пример этой выразительной строки. Не тени, чуства ушли , именно вниз...Растворились!

ГРАДАЦИЯ:
ИСКРИТ- СГОРАЮТ - и, наконец, -ГОРИТ ПОСЛПДНИЯ ЛИСТ- И ТОЛЬКО ТЕНИ ОСТАЛИСЬ.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА- мужчина и женщина.
Женщина, очевидно, просит не покидать её, но он уже всё решил.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ: женщина любит,не боится умолять.
Мужчина решителен, характер строг, "сжигает за собой мосты", жестковат. Даже не желает объясниться.
РИФМА:есть прямая:хочу-молчу. ЕСТЬ АКУСТИЧЕСКАЯ:прежде -бесполезны. Она удаётся автору, обладающему тонкия музыкальным вкусом.

ЗВУКОПИСАНИЕ:"искрит былое вереницей,"- потрескивание искр явно прослушивается в этой метафоре-олицетворении.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ : передано ясно в первой строфе-напряжённость в разговоре и настроение героев.
МНЕНИЕ О СТИХОТВОРЕНИИ: стихотворение привлекает внимание сюжетом, поэтическими средствами выражения. Волнует происходящее. Печалит разлука двух людей , которые явно страстно любили друг друга. Слово "ДРУГОЙ" костёр" подсказывает это.
Невыгодно выглядит образ главного героя- бросает женщину, которая страдает и не хочет расставания.
Особенно яркими показались две крайних строфы.

Я всего лишь, очень кратко попыталась показать, ни в коем случае никого не поучая, как можно написать анализ о стихотворении если оно затронуло и показалось интересным. Можно использовать не всё , а только часть из предложенного мной. Писала, не надеясь, что будут читать.
Единственный, кто прочитает, так это автор.
Виктор, буду ждать Ваш "приговор" по высказанному на Вашей странице и по краткому анализу стихотворения, которое меня восхищает, как пример поэтики, пример умелого испльзования образов в стихах.
Простите, автор , но "тёплышек и обнимашек" Вы от меня не дождётесь.
Строга, ох , строга!!!
С улыбкой заканчиваю своё повествование.
До встречи Виктор!


Лана Порошина   01.11.2020 21:38   •


Рецензии