Вопросы

ВОПРОСЫ


Как защитить тебя от злой толпы,
Не знающей сомнений и пощады?
Злорадно в спину воткнутые взгляды -
Бесстыдны люди, мерзки и глупы...

Кто даст тебе спасительную нить,
Чтоб отличить тупик от коридора?
Путь к счастью от страданий и позора,
Созвездьем стать иль в лабиринте сгнить?

Какой прочесть в твоей судьбе урок?
Паденье в бездну - крыльев испытанье?
На сердце шрамы - ангелов касанье?
Шептанье смерти - перемен исток?

Мне совесть ставит горькие вопросы,
Ведя в ночах с пристрастием допросы...


2020-12-07 S. (Ред.1.3)


Примечания

1. Путеводная нить Ариадны и Лабиринт - элементы древнегреческого мифа о победе героя Тесея над быкоголовым чудовищем Минотавром. Корону царевны Ариадны бог Дионис в память о ней поместил на небо. Драгоценные камни превратились в звезды, которые стали созвездием Северной Короны.
 
2. Шёпот смерти - теологическая концепция, известная из иудаизма.
Если христианство отрицает фундаментальность смерти, которая входит в Мир только
как результат грехопадения Адама, то иудаизм и ислам признают смерть частью божественного замысла, причем идущей в порядке творения ранее жизни:
"Который сотворил смерть и жизнь..." Священный Коран, Сура 67 "Аль-Мульк" ("Власть"), аят 2.
Именно этот пункт считается некоторыми христианскими миссионерами краеугольным различием религий.

Жизнь необходимо отделять от смерти, защищать, очищать. "Шёпот смерти" - процессы распада, сопровождающие жизнь, "недожизнь", "уженежизнь". Именно с этим связана концепция символической ритуальной нечистоты и очищения.

С точки зрения современной науки становление новых материальных структур сопровождается обязательным ростом энтропии (хаоса), которую необходимо удалять из живой системы, чтобы она могла развиваться. 


Рецензии
Доброго вечера, Муса!
Вот этот философский стих у Вас-очень мне по душе.
А первое четверостишие особенно близко и в отношении себя самой (с вопросом: как защититься) и в отношении близких людей(как защитить).
Почему то вспомнился Шекспир:
"Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть. Напраслина страшнее обличенья. И гибнет радость, коль её судить Должно не наше, а чужое мненье."
Спасибо! Очень понравилось...
Жаль только, что стихотворение лишь задаёт вопросы, но не даёт ответы. А так хотелось бы их узнать.
С уважением к Вам и признательностью,
Юля

Юн Шу   11.12.2020 22:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юля!
Очень рад Вашему отклику!
.
Сложное стихотворение...
Я его поместил, изрядно поколебавшись, в любовную лирику, хотя философия кажется перевешивает, особенно в примечаниях :)
.
Стихи пишутся на эмоциях, чувствах - стихи Мусы, я имею в виду.
.
Ваша рецензия побуждает меня дать некоторый авторский комментарий.
Сонетная форма сразу жестко ограничивает размер.
Первые две строки и вся первая строфа - это конкретный вопрос, стоящий перед ЛГ Муса.
Какое-то обстоятельство в жизни его возлюбленной, какая-то угроза, от которой он страстно хочет её защитить.
.
Вторая строфа - миф о Тесее и Лабиринте. Это прошлое. Метафора увлечённости целями, достижение которых оборачивается гибелью, если нет спасительной нити, позволяющей вернуться назад. Ведь Нить Ариадны не вела Тесея к его цели - Минотавру - она помогала ему вернуться! Как не наделать ошибок, из которых нет возврата, если не иметь заранее подготовленные средств - не волшебных, заметим, а вполне рациональных и мудрых!
.
Третья строфа - философский итог. А что собственно есть ошибки и неправильность? Какой в них урок? Возможна ли вообще жизнь без них? Наше право совершать ошибки и право судить за них других...
.
Финал - возврат к теме первой строфы. Совесть терзает ЛГ Мусы. Всё ли он сделал - возможное и невозможное...
.
Вот как-то так. И, кажется, стихотворение не только ставит вопросы, но и даёт некоторые, если и не прямые ответы, то подсказки.
.
С уважением и признательностью, Муса

Муса Бен Юнус Исмаил   12.12.2020 22:19   Заявить о нарушении
Доброй ночи, Муса!Когда мы читаем чьи то стихи, то непроизвольно связываем сюжет со своим личным...Не то, чтобы всё написанное воспринимается на свой счёт, нет, но всё равно ищешь какие-то похожести...Ведь именно точки соприкосновения и цепляют в итоге в произведениях. Поэтому, для себя лично ответов я и подсказок в Вашем стихотворении не нашла. Они понятны только автору,но не читателю. Хотя, возможно, я чего-то и не заметила. Но спасибо за пояснения. И если всё таки абстрагироваться от личного Вашего ЛГ, то в глобальном смысле содержание этого стихо-актуально для многих.
Приятного Вам воскресенья!
С уважением,
Ю.

Юн Шу   13.12.2020 03:02   Заявить о нарушении
Мои рациональные выводы из текста:
1) Прежде чем втягиваться в рискованное мероприятие подумайте, как будете выбираться (нить Ариадны).
2) Из тупиковой ситуации выход находится там же,где и вход.
3) Не можете изменить обстоятельства - измените своё отношениеи к ним.
4) Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
5) Развитие невозможно без роста энтропии, это проявляется в элементах разрушения, иногда рядом, иногда прямо в нас самих. Это закон. И от этой энтропим-хаоса надо своевременно избавляься, сбрасывать куда-то. Для этого нужна энергия.
.
С улыбкой, Муса

Муса Бен Юнус Исмаил   14.12.2020 14:22   Заявить о нарушении
Ух ты...)Спасибо,Муса!)
Вот это особенно заинтересовало:"Из тупиковой ситуации выход находится там же,где и вход". Надо это как-то осмыслить. Пока не очень его понимаю.
С улыбкой и благодарностью,
Ю.

Юн Шу   15.12.2020 00:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.