Триптих с аллегорией обучения... Герард Доу
Золотой век истории Нидерландов дал миру много талантливых живописцев.
Был среди них и Герард Доу, некогда оцененный чрезвычайно высоко, потом почти забытый, а в XX веке снова вернувшийся в ряды великих. Не мудрено – его работами интересовались европейские монархи, и каждая из них стоила баснословных денег – Рембрандт проигрывал в этом своему ученику Доу.
Герард Дау (нидерл. Gerard Dou, также Геррит Доу нидерл. Gerrit Douw, 7 апреля 1613, Лейден — 9 февраля 1675, там же) — нидерландский художник, принадлежит к кругу «малых голландцев» , первый ученик Рембрандта. Основатель лейденской школы fijnschilders («изысканных художников») и Гильдии святого Луки.
Прочная слава Доу заключена в притягательности маленьких, но чрезвычайно кропотливо и мастерски исполненных работ: жанровых сцен, натюрмортов, портретов и – что необычно для голландских художников XVII века – ню. Его картины отличаются гладкой, словно эмалированной поверхностью, которая стала эталоном для всей школы fijnschilders. Время, которое художник тратил на тщательное изображение деталей, иллюстрирует такая легенда: когда его похвалили за терпение, с которым написана крошечная метла размером с ноготь, мастер ответил, что тут ещё на три дня работы. Его заказчица рассказала, что он потратил пять дней только на одну её руку. Поскольку Доу брал шесть гульденов в час как портретист, неудивительно, что портреты не составляют значительную часть его творчества.
Чаще всего на картинах Доу изображены одна – две фигуры, которые занимаются повседневными делами либо в интерьере, либо видны через окно. Именно этот художник популяризировал композиционное решение «рама внутри рамы», за что его картины получили название «нишевые». Многие работы полны символов и многочисленных – подчас двусмысленных – визуальных ссылок на расхожие пословицы или девизы.
На сравнительно раннем этапе своей карьеры Доу разработал собственную характерную манеру, отличную от Рембрандта, отточив детальный и тонкий стиль. Потратив пять дней на написание одной руки на портрете, он нашёл работу настолько восхитительной, что начал производить собственные кисти. Герриту Доу приписывается более 200 картин, и образцы его творчества можно найти в большинстве крупных публичных коллекций Европы. Наиболее известные его ученик – Франц ван Мирис Старший. Ещё одним считается Габриэль Метсю, но документы этого не подтверждают.
Известные картины Геррита Доу: «Молодая мать», «Девушка, режущая лук», «Лекарь-шарлатан», «Женщина за клавикордом», «Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет)»
Геррит Доу родился в Лейдене в семье Марити Янсдоттер ван Розенбург и стеклодела и гравёра Доу Янса. Первые уроки в искусстве гравировки на стекле он получил от своего отца. В возрасте девяти лет мальчик поступил в ученики к гравёру по меди Бартоломеусу Долендо, с которым оставался в течение полутора лет. Затем два года обучался у художника по стеклу Питера Коувенхорна, а с 1625 по 1627 годы был членом гильдии стекольщиков. Тут возникает соблазн установить связь между ранними годами карьеры Доу и сияющими, словно отполированными поверхностями его более поздних панелей.
14 февраля 1628 года Геррит Доу, которому ещё не исполнилось и 15-ти лет, поступил в мастерскую к Рембрандту ван Рейну. На тот момент последний сам едва вышел из подросткового возраста. Считается, что Доу был первым учеником 21-летнего Рембрандта. Впоследствии у того было около полусотни стажёров. При этом, кажется, Рембрандт никогда не брал новичков.
Это обстоятельство должно, казалось бы, подчеркнуть особенное дарование и талант молодого лейденца, на самом же деле все обстояло чуть проще – Рембрандту на тот момент было всего лишь двадцать два, и сам он лишь искал свой стиль. Доу вместе со своим наставником участвовал в этих поисках. Первые работы Герарда Доу действительно несут на себе отпечаток ранней манеры Рембрандта. Считается, что на картине «Женщина, читающая Библию» Доу изобразил мать своего учителя, хотя не все искусствоведы придерживаются этого мнения.
1631 год стал поворотным в творческой судьбе Герарда Доу – в этот год Лейден покинули несколько известных на всю Европу мастеров живописи. Рембрандт уехал в Амстердам, затем в Лондон перебрался Ян Ливенс, успешный ландшафтный живописец Ян ван Гойен решил работать в Гааге, покинул город и мастер натюрмортов Ян Давидс де Хем (этот художник хоть и не родился в Лейдене, но много лет жил и работал в этом городе).
Это «великое переселение художников» не связано с ухудшением условий жизни в Лейдене. Напротив, в эти годы экономика города достигла значительных высот. И это «переселение» позволило Доу выдвинуться в первые ряды лейденских живописцев и уже к началу тридцатых годов художник был известен не только на малой родине, но и далеко за границами страны.
В сороковых годах XVII века Герард Доу вступил в Лейденскую гильдию Святого Луки – объединение нидерландских художников, и создал собственную школу под названием Fijnschilders, или «Изысканные художники». У Доу было много учеников и много подражателей.
При жизни Доу его почитателями и покупателями картин стали шведская королева Кристина, английский король Карл II, великий герцог Тосканский Козимо III Медичи, эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский. Впоследствии картины Доу приобретали и других монархи и члены их семей, включая Екатерину II и Жозефину Богарне.
Художник прожил в родном Лейдене всю жизнь, так и не женился, прослыл занудой и оставил состояние в двадцать тысяч гульденов. К настоящему времени ему приписывается около двух сотен картин.
Работы художника, добившегося при жизни достаточной известности, хранятся в крупнейших музеях мира, несколько картин есть в Эрмитаже. За период с 2006 г. по 2014 г. на аукционах Сотбис было продано 14 работ Герарда Дау, некоторые из которых стали частью Лейденской коллекции.
@
Свидетельство о публикации №120120703533
Герарда Дау, каким уваженьем пользовался и слыл авторитетом по ныне известен Дау
Забина 07.12.2020 14:08 Заявить о нарушении
Алексей Гончаров2 07.12.2020 14:12 Заявить о нарушении