Шанхайский однолюб

На спальных улицах «шанхая»,               
Окраин русских городов,               
Любовь, бесплодно истекая,               
Искала женский поводок.

Бежали мысли, разбегаясь,
Делили строчки на слова.
Огнём азартным, увлекаясь,
Кричали в сердце сгоряча.

Шаги считали справно время,
Дома оделись в белый снег.
И облысевшие деревья
Качали ветками вослед.

И стужа, благо излучая,
Мне подсказала, где причал.
Я пеплом чувства посыпая,
В подбрюшье истину искал.

Светилось небо от мороза,
И иней на глазах горел.
В окне шанхайская мимоза
Через окно глядела в цель.

Разделись вежды сквозь ресницы,
У поводка колючий глаз.
Ночь перешла любви границы,
Решая, с кем делить ей страсть.

Я в зарности купался, Майя,
Когда за солнцем день пропал.
Когда любовь, зиме мешая,
Согрела ветреный кагал.

Галдели чувства, заикаясь,
Мы познакомились без слов.
Сердца отчаянно брыкались,
Зовя шанхайскую любовь.

Ты Майя, девушка из мая,
Белянка с крашеной косой,
С окраин русского «шанхая»,
Где день вчерашний как «второй».

И чувства, радостно воркуя,
Сквозь вены в сердце забрались.
И клёкот душ, любовь волнуя,
Назло зиме в один сошлись.

Ты Майя - дочь любви «шанхая».
От гордости одна устав,
Блуждала рядом, дозревая,
Узрев, что жизнь - блажной рассказ.

Дыханье чувствами питая,
Держало зарь на поводке.
Любовь, бурливая до края,
Пускала слёзы по щеке.

Ты покорилась, отрекаясь.
Сидела ночью без белья.
И повторяла, доверяясь:
«Была его, теперь - твоя».

Была ты Майя не из мая.
И я стыдливо целовал.
Мудрёный опыт отдавая,
Лютуя, губы штурмовал.

Мы начинали день ругаясь,
У поводка был поводырь.
Урвали счастье, увлекаясь,
Стирая кожу рук до дыр.

Не майся, Майя из «шанхая»,
И не зови любовь судьбой.
Иллюзия - причуда злая,
Когда за сутки - не второй.

Мой поводырь смотрел лукаво.
И я, восторженно двоясь,
Смотрел назад, смотрел направо…
И, неожиданно боясь,

Нашёл незрячее воочью
Собрав грехи в один конвой.
Я написал желаньем строчку
Про бунт в постели заводной.

Откройся, Майя не из мая,
В тоске забытых городов,
Я беспрестанно затлеваю,
И день вчерашний бестолков.

Глаза порочного «шанхая»,
Где мстят за прошлое отцам,
Живут в грехах, любовь сметая
И скучно любят без конца,

Где чувства, в полдень голодая,
Приходят ночью без звонка.
Где помнят долго, не вздыхая,
Стремглав несутся поезда.

Любая страсть умрёт, старея,
Оставь мне запах сонных губ.
Я знаю, время матереет,
Я стал шанхайский однолюб.

Послушай, Майя из «шанхая»,
Зашёлся я, зашёл за край.
Устал идти дорогой рая,
Наверно, я скажу: «Прощай».

На пыльных улицах «шанхая»,
Среди заброшенных домов,
Мой дух мельчал, не уставая,
Найдя неравную любовь.


Рецензии
Фабула произведения достаточна проста – неравная любовь. А сюжет - история несостоявшегося мезальянса.
Почти во всех больших городах России были (а где-то есть и сегодня) не совсем благополучные районы, в большинстве своём, называемые в народе «шанхай»...В Ростове-на-Дону исторически тоже были такие районы – «Нахаловка», «Берберовка»... Как и в Москве – «Хитровка» и «Марьина роща»...В разных произведениях Михаила Гуцериева есть строки, как яркие вспышки воспоминаний о днях детства и юности, проведённых в подобных условиях «шанхая» ... Например «Взгляд в прошлое»:
«На Шанхае русский мир
Церковь, Троица, просфир…»
Таким образом, это произведение не первое обращение поэта к теме «шанхая» и образам его обитателей.
Произведение написано любимым стихотворным размером Пушкина - четырёхстопным ямбом, что безусловно привнесло определенный шарм.
Интересна и драматургия этого стихотворения. Поэт расширил классическую структуру произведения до сюжетной схемы восьмипунктовой дуги, что более характерно для прозы: пролог- экспозиция -завязка - развитие - кульминация - поворот – развязка - заключение.
Две первые строфы, это безусловно пролог, в котором любовь лирического героя “искала женский поводок”, что сразу вызывает у читателя интерес к дальнейшему развитию событий.
Следующие три строфы – это великолепная экспозиция – романтическое описание зимнего города, в котором «стужа благо излучала» (очень красивая и эффектная поэтическая находка!). По моему мнению, эти три строфы заслуживают быть опубликованными, как отдельное поэтическое произведение.
Далее, переход к интригующей завязке и развитию из четырёх строф:
«Ночь перешла любви границы,
Решая, с кем делить ей страсть».
Здесь же, мы встречаемся и с героиней произведения девушкой Майей, образ которой поэт описал безобидной, но ёмкой строкой - «белянка с крашеной косой». При этом, читатель уже понимает о ком именно поэт написал «У поводка колючий глаз», что ещё более усиливает интригу.
А дальше по законам жанра – кульминация!
«И чувства, радостно воркуя,
Сквозь вены в сердце забрались
И клёкот душ, любовь волнуя,
Назло зиме в один сошлись»
Прекрасное описание любовной сцены, апофеозом которой послужила строка: «Любовь, бурливая до края» …
Но, как и в жизни, это есть ни что иное как «блажной рассказ»», ведь «у поводка был поводырь» - та самая девушка Майя…
И вот здесь происходит то, что в сюжетной линии называется поворотом, а в жизни прозрением:
«Не майся, Майя из «шанхая»,
И не зови любовь судьбой.
Иллюзия - причуда злая,
Когда за сутки - не второй»
И пусть «поводырь смотрел лукаво», лирический герой уже «собрал грехи в один конвой»…
История приблизилось к развязке:
«Глаза порочного «шанхая»,
Где мстят за прошлое отцам,
Живут в грехах, любовь сметая
И скучно любят без конца»…
А завершается эта история неравной любви достаточно банально, но очень изыскано:
«Устал идти дорогой рая,
Наверно, я скажу: «Прощай».
Приходится согласится, что не каждый найдет такие слова на прощание.
Очень многие строки этого произведения могут и должны стать «крылатыми». Поэт точно уловил настроение окраины, выразив это красивыми метафорами - «тоска забытых городов», «пеплом чувства посыпая», «клёкот душ», «скучная любовь без конца», «не зови любовь судьбой» ... Да в общем-то, многие строки - это афоризмы, несущие глубокую смысловую нагрузку. Эмоции в этих строках просто «зашкаливают»... Я думаю, что многие девушки смогут примерить на себя образ лирической героини произведения – Майи или «шанхайской мимозы». Вероятно, что это имя может стать нарицательным, как в своё время произошло с образом Незнакомки Блока.
И как я понимаю, для большей аутентичности поэт вновь использует просторечную, непоэтическую лексику – «кагал», «брыкаясь», «блажной», что придаёт произведению, написанному классическим, прозрачным четырёхстопным Пушкинским ямбом неожиданный колорит. А в совокупности со старинными словами «вежды» и «зарность» делает словесную палитру стихотворения очень яркой и красочной.
Меня давно привлекало произведение «Шанхайский однолюб», но я никак не решался на аутентичное музыкальное решение.
И наконец, я сделал запись - городской шансон, в стиле Вилли Токарева, но исполненный с чисто ростовской «пацанской» подачей.
Именно в таком стиле, в широко известных (не только и не столько донской кухней) ресторанах на Левом берегу Дона играл скрипач Моня, воспетый Розенбаумом в песне «Скрипач ростовский Моня»...
В аутентичности звучания этой песни можно не сомневаться,
Я переслал ссылку на эту запись, и надеюсь, что поэт её услышит.

Спасибо!

Сергей Ростовъ 2   21.09.2024 11:21     Заявить о нарушении
Сергей, здравствуйте! Рад был получить Вашу рецензию на «Шанхайского однолюба» — и, конечно, с удовольствием послушал Ваше оригинальное песенное решение. Любопытно то, как Вы прочитали и прочувствовали Майю: мы привыкли сравнивать любовь с весною, но здесь я подчёркиваю, что Майя «не из мая», трогательная чистая весеннесть давно стала ей чужда.

При этом Майя полна чувств, мы не назовём её простушкой: она молодая и страстная, она способна на отчаяние — просто судьба ей досталась тяжёлая. И, скажу честно, я бы хотел, чтобы как можно меньше девушек могли сравнить себя с ней… пусть лучше описывают себя образом Блоковской Прекрасной Дамы:

«По лицу, объятому дрожью,
Угадаешь думы мои.
Но всё прежнее станет ложью,
Чуть займутся Лучи Твои».

Очень понравилась аранжировка в духе «классического» шансона. Стиль, настроение – великолепно!

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   09.10.2024 09:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.