Мирча Элиаде о Йоге, часть 2
Глава №2,Техники достижения самоконтроля.
Мирча Элиаде - историк, феноменолог религии. Он – ученый, и он не был человеком религиозным в общепринятом значении этого слова. Сам Элиаде писал в своих трудах, что религия для него это не вера в богов или духов, это - переживание сакральных, запредельных состояний. Наиболее религиозным для него был тот человек, который способен вызывать подобный опыт по своему желанию и контролировать этот процесс. Йога в его произведениях предстает как наиболее целостная, лишенная каких- либо идеологических приоритетов совокупность практических средств, ведущая искателя сквозь покровы профанного мира к инобытию, Абсолюту
1.МИРЧА ЭЛИАДЕ О ЙОГЕ. Техники достижения самоконтроля. Концентрация на одной точке. Экаграта и самадхи.
Отправным пунктом йогической медитации является концентрация на каком либо одном объекте – неважно, на физическом ли объекте, таком как кончик носа, пространство между бровями, нечто светящееся и т.п., или же на мысли о метафизической истине. Эта целенаправленная, непрерывная концентрация называется ЭКАГРАТА. Непосредственный результат экагарты – быстрое и ясное отслеживание всех отвлеченных и механистических тенденций, которые составляют профанное сознание. Человек проводит свои дни в постоянных психических колебаниях, которые проявляются на некотором неопределенном, беспорядочно мерцающем фоне, подпитываемом ощущениями, словами и памятью. Чувства или подсознание постоянно вводят в сознание объекты, овладевающие им. Течение мирских мыслей рассеяно, возбуждено аффектами и зависимо от внешних проекций. Первый долг йогина в отношении мыслей – не позволять себе мыслить вообще. Вот почему йогическая практика начинается с экаграты, которая создает некую «психическую массу» и ставит заслон ментальному потоку. Практика экаграты направлена на контроль двух генераторов ментальной текучести: органов чувств и подсознания. Йогин способен прямо и решительно вторгнуться в функционирование этих источников ментальных вихрей (читтавритти) усилием своей воли и вызвать устойчивую концентрацию внимания. Экаграта может быть обретена только при помощи многочисленных упражнений и техник, в которых значительную роль играет физиология. Высшая ступень овладения концентрацией и достижение подлинной воли называется САМАДХИ.
Для того,чтобы достичь экагарты и самадхи, согласно Патанджали, нужно практиковать йогические техники, упорно выполняя предписанные духовные и физиологические упражнения. Таковыми являются: 1.самоконтроль (яма),2. соблюдение предписаний (нияма), 3.телесные позы и положения (асаны), 4. контроль над дыханием (пранаяма), 5. отвлечение органов чувств от объектов (пратьяхара), 6. концентрация (дхарана), 7. йогическая медитация (дхьяна), 8. самадхи.
Первые две ступени йоги (яма и нияма) - это подготовительные ступени и в них нет ничего йогического. Ими пользуются все аскеты и искатели освобождения. Яма предписывает соблюдать моральные законы – ненасилие, правдивость , неворовство, сексуальное воздержание и неприятие даров. Йогин говорит только правду, но если правдивые слова приносят вред для существ, то являются для йогина порочными. Он сначала размышляет, только затем говорит. Сексуальное воздержание – это сдерживание, сжигание «тайных сил», инстинкт не должен властвовать над йогином. Неприятие даров - это отказ от привязанности к имуществу.
Параллельно с этими запретами йогин обязан практиковать ниямы – ряд телесных и психических предписаний: чистота, удовлетворенность, подвижничество и изучение метафизики йоги, стремление сделать Ишвару (высшего,парадигматического йогина) смыслом всякого действия. Чистота означает очищение органов изнутри, чтобы полностью удалить пищеварительные шлаки и яды. Удовлетворение – отсутствие желаний увеличить то, что насущно необходимо. Подвижничество – терпеливое перенесение крайностей – голода, жажды, жары, холода, молчания, неподвижности. Уже при выполнении этих упражнений возникают трудности, большинство из которых производится подсознанием. И вместе с тем, как утверждает Патанджали, победа уже над этими соблазнами эквивалентна приобретению силы! Эта сила не нравственная, а магическая по своей сути. Отречься от искушений для йогина означает не только очистится, но и реализовать истинную, позитивную цель – распространить свою власть на то, от чего он вначале отрекся. Таким образом, в процессе своей практики, йогин обретает магические способности – сиддхи. Но ему впоследствии, чтобы обрести освобождение, придется отказаться даже от этой магической силы, подобно тому, как ранее он отринул человеческие страсти в обмен на нее.
2.МИРЧА ЭЛИАДЕ О ЙОГЕ. Техники достижения самоконтроля. Асаны и пранаяма.
Асаны, или йогические позы, в отличие от ямы и ниямы, являются йогическими техниками в собственном смысле слова. В них отчетливо проступает намерение преодоления человеческой обусловленности. Практик, выполняющий специфическую позу – асану - должен сделать усилие, суть которого – снятие естественного напряжения, иначе асана не может быть реализована. Она является конкретным шагом, предназначенным для уничтожения человеческого естества и имитации иного бытия, нежели человеческое. Йогин, находящийся в асане, может быть сопоставлен с растением или священной статуей, но отнюдь не с человеком, который, по определению, является существом подвижным, возбужденным, неритмичным. На уровне физического тела асана – это экаграта, концентрация на одной точке. Тело сконцентрировано, прекращает телесную подвижность и неустойчивость. Вслед за отказом от безвольного плавания в стремительном потоке состояний сознания (экаграта), йогин отказывается от бесконечных разнообразий положения тела, пытаясь превзойти человеческие границы.
Следующим йогическим отказом является «нежелание» дышать неритмично, как дышат большинство людей. Праняма – строгое йогическое упражнение, которое приводит аскета, находящегося в асане, к концентрации сознания на одной точке. Делая свое дыхание ритмичным и замедляя его, йогин способен проникать (то есть испытывать в совершенной ясности) в те области сознания, которые недоступны ему в бодрствующем состоянии, и, особенно, области, связанные со сном. С помощью пранаямы, то есть увеличивая интервалы дыхания как можно дольше, индийские аскеты входят в различные фазы сна, сохраняя непрерывность сознания. Такая унификация сознания, или преодоление разрывов между бодрствованием и различными фазами сна, может быть реализована только после длительной тренировки. Но непосредственная цель пранаямы более скромна - это замедление бесцельной психической текучести, которая влечет за собой неустойчивое и рассеянное внимание. Занимаясь пранаямой, йогин старается достичь прямого познания своей жизненной пульсации, своей органической энергии, проходящей через вдохи и выдохи. Учится жить, не привязываясь к жизни, пробуждать в себе ощущение гармонии, ритмической полноты и разрешение всех психофизиологических затруднений. Ритмическое дыхание достигается гармонизацией трех моментов: вдоха, выдоха и задержки на вдохе. Эти три момента должны занимать одинаковое время. Ритм должен естественным образом замедляться, ритмичное дыхание должно стать настолько автоматическим, чтобы йогин забыл о нем. Постепенно, по мере продвижения в практике, в теле йогина должно появляться безмятежное осознавание своей силы.
Патанджали отводит в своих трактатах пранаяме только три сутры. Асан он касается лишь мимоходом. Его больше занимают теоретические аспекты аскетических практик. Но и техника пранаямы и асаны подробно разбираются в многочисленных трактатах хатха-йоги, в комментариях к ним Вьясы и Бходжи.
Мы видим, что йогин стремится к отказу от телесной, ментальной и дыхательной безвольной активности и неустойчивости. Тенденция к «унификации» и «тотализации» является характерной чертой любой йогической техники. Все эти техники можно охарактеризовать как эмбрионально – вегетативные онтологические формы, которые практикуются многими религиями в качестве отправной точки трансформации адепта. Адепт превращается в эмбрион - семя, готовое прорасти в новые миры
3.МИРЧА ЭЛИАДЕ О ЙОГЕ. Техники достижения самоконтроля. Пратьяхара.
Ритмизация дыхания и остановка его на длительный срок значительно углубляют концентрацию внимания. Ибо, как говорил Патанджали, посредством пранаямы сбрасывается темная завеса и интеллект становится способен к концентрации. Йогин может испытать качество своей концентрации с помощью пратьяхары. Этот термин можно перевести, как способность освобождать деятельность органов чувств от давления внешних объектов. Согласно Йога-сутрам, пратьяхара может быть понята как такая способность, посредством которой интеллект (читта) ощущает объект, как если бы контакт между ним и предметом был реальным. Комментируя эту сутру, Бходжа поясняет, что органы чувств вместо того, чтобы быть направленными на объект, «пребывают в своих пределах». Но интеллект не теряет при этом способность получать сенсорную информацию. Читта теперь является зеркалом для объектов, органы чувств между ними уже отсутствуют. Такое непосредственное знание более эффективно с точки зрения йоги, оно дает возможность познать сущность вещей напрямую, обрести власть над явлениями.
4,МИРЧА ЭЛИАДЕ О ЙОГЕ. Техники достижения самоконтроля. Саньяма.
Освоение первых ступеней йоги - асвны, пранаямы и экагарты, а также независимость от импульсов внешнего мира и динамики бессознательного, достигаемые через пратьяхару, дают возможность практику начать практиковать последние три ступени йоги. Таковы: концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и сосредоточение (самадхи). К практике этих ментальных упражнений йогин приступает после того, как преуспел в достижении совершенного владения своим телом, подсознанием и психоментальным потоком. Последние три ступени не подразумевают какую-либо физиологическую технику, плавно перетекают друг в друга и носят общее название – САНЬЯМА.
Как обычному человеку хоть слегка представить себе это высокое достижение йогина? Концентрация, дхарана, похожа на экаграту. Но если задача последней – фиксация на одной точке и остановка психоментального потока, то дхарана создает такую фиксацию только в целях познавания. Вьяса пишет, что концентрация обычно осуществляется на пупочном центре, лотосе сердца, на свете в голове, кончике носа, языка или на любом внешнем предмете. Но нельзя получить дхарану без поддержки объекта, на котором фиксируется внимание. Дхарана дает возможность постичь тонкую физиологию тела, увидеть смысл и содержимое чакр, «нервов Брахмы» - надей, пересекающих тело и все чакры. Дает возможность проникнуть во взаимосвязь «тонких органов», мистических слогов и различных состояний сознания. Достижение дхараны занимает время, равное двенадцати пранаямам.
Продлевая такую концентрацию на объекте еще на двенадцать пранаям, практик выходит на истинную йогическую медитацию – дхьяну. Патанджали определяет дхьяну как «течение объединенного мышления», а Вьяса как «непрерывность ментального усилия по усвоению объекта медитации». Эта йогическая медитация абсолютно отличается от любого обыденного созерцания своей плотностью и непрерывностью, что позволяет йогину пронизывать объекты и уподобляться им магическим образом. Ментальная непрерывность никогда не выходит из под контроля йогина, никогда не засоряется вторичными образованиями – случайными ассоциациями, аналогиями, фантазмами и т.д. Ни на одно мгновение это созерцание не перестает быть ИНСТРУМЕНТОМ для познания сущности вещей, для овладения реальностью.
Про САМАДХИ в 3 части. Продолжение следует)))
Свидетельство о публикации №120120509609