Судьба
Изменчивость судьбы известна,;Но неизвестно, что она;Меняет к худшему всё вместо,;Чем улучшать - её игра.
Эзоп, около 600 г до н. э.
Для греков судьбы не случайны -
Узнать оракула совет
И то, что кажется нам тайной,
Даст пусть трагичный, но ответ.
Трагедий смысл порой неясен,
Но там всегда проходит мысль,
Что выбор наш тем и опасен,
Чтоб предсказания сбылись.
И, чем сильнее избегаем
Судьбы пророчества своей,
Тем мы скорее попадаем
В ловушку из её сетей.
Шекспир их следовал примеру -
И там и здесь трагедия в том,
Что думали: «Я знаю меру
И этот шаг мне ни по чём».
Отелло верил лживым слухам,
Он правде - лесть предпочитал,
А Гамлет вёл беседы с духом
И «быть, не быть» в себе решал.
Зачем нам знать о том, что будет?
Ведь нам судьбу не изменить.
Решение сделано. Путь труден.
И чаще - быть нам, чем - не быть.
БОГИНИ СУДЬБЫ - МОЙРЫ
Необходимость родила
Три дочери - богинь судьбы.
Для каждого судьба своя,
Как мойр их трёх узнаем мы.
Они следят за нитью жизни
Для всех, для каждого из нас.
Три дочери, все три богини:
Что было, будет и сейчас.
Богиня Клото - ей сегодня,
Сейчас подвластно, каждый миг.
Что на душе светло, ненастно
Её забота. Каждый сдвиг.
Лахесис - прошлым управляет,
Хранит его, сдаёт в архив.
Что выбросить, хранить всё знает,
Мурлыча тихо свой мотив.
Атропос будущее знает,
Где жизни нить обрезать ей.
Когда решение принимает -
Ей возразить никто не смей.
Им не указчик Зевс могучий,
И в их руках его судьба...
Закон главенствует, не случай -
Судьба у каждого одна.
Необходимость наших судеб -
Что нам дано и не дано,
Для мойр нет тайн. Да и не будет.
Им жизни нить дана давно.
Мойры (мойра - «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении - в древнегреческой мифологии богини судьбы. Они дочери богини Необходимости Аненка и Зевса.
В диалоге Платона «Государство» Мойры изображены сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением:
Клото поёт о настоящем,
Лахесис — о прошедшем,
Атропос — о будущем
ФОРТУНА.
Фортуна - дама с легким нравом.
Непостоянна, не верна,
И наши судьбы - ей забава,
Все испытания - ей игра.
Ей по душе, кто безрассудный,
Кто доверяет ей сполна.
Но у одних съест ужин скудный,
Другим даст пир и пей до дна.
О ней легенды ходят кругом
О том "из грязи, да в князья",
Но больше князь пойдет за плугом
Поверив ей, как ты и я.
Она щедра на обещания
В судьбе, за карточным столом
Нашепчет все тебе признания
Мол "я твоя, поставь на кон".
Фортуна чаще безразлична
К твоей судьбе, к твоим делам,
Но знать дает - что ты любимчик
И это есть ее капкан.
Бывает в жизни шанс единый
Ты распознай, не упусти.
Реальный он, а может мнимый...
Игра Фортуны. Уж прости.
КАРМА
„Оставшись сам с собою, Присмотрись к обоим.“
— Станислав Ежи Лец
Известно это слово всем, -
Буквально “действие” означает.
Включая слово, мысли - тем
Закон Ньютона предвещая.
Любое действие и слово
Грозит последствием для нас,
Что третий есть Закон Ньютона -
Противодействие каждый раз.
В России это - “Что посеешь…”,
Здесь предсказуем результат.
Но у индусов всё сложнее -
Здесь мысль меняет результат.
Не важно, знаешь иль не знаешь;
Не важно веришь или нет -
Работу карма выполняет.
Учесть её - вот наш совет.
Мы пожинаем результаты
Былых семян, былых идей.
Что сеем мы сейчас - есть акты
Потом что будет, для детей.
Причина-следствие задержка
Мешает чётко проследить,
Что справедливости есть метка
На каждом, кто желает жить.
Всё, что мы делаем “сегодня”,
Увидит в “завтра” результат,
Иначе карма - просто сводня,
А жить тебе, как сможешь, брат.
Весь интеграл прошедшей жизни,
Всё, что подумал, совершил -
Ведёт к успехе или к тризне…
Закон для вас и для светил.
Бывает групповая карма,
Что над семьёй и над страной.
Причины в прошлом - как программа,
Но результат у вас лишь свой.
Всё неслучайно! В этом дело!
На всё есть кармы результат!
Индусы принимают смело,
Что заслужил, в чём виноват.
А как улучшить свою карму?
Творите добрые дела.
Свободный выбор, не казарма;
Поймите - в чём есть корень зла.
Карма — «дело, действие, труд» — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
САНСАРА
Рождения, смерти круговерть
В “Сансары” океане бурном, (1)
Плывём мы в “Кармы” челноке
В сопротивлении жизни трудном. (2)
Сансара шторм всегда сильней,
Когда питают его чувства.
Смеяться, плакать ты не смей -
В том медитации искусство.
Там мир “страданий и страстей”
Сансары раздувает бурю,
Весь цикл “рождений и смертей”
Лишь из-за них и существуют.
“Незнание” питает шторм
И ослабляет челнок кармы.
Чем меньше знаем мы о том,
Тем больше циклов этих странных.
Любая жизнь - страдание есть,
Чем больше циклов - больше боли.
А облегчение - не смерть,
Нирвана этой цели стоит.
Есть способ карму изменить
И разорвать Сансары сеть -
Всю жизнь той цели посвятить
И очень этого хотеть.
Есть много школ и мудрецов,
Как подойти к нирване ближе.
Дал Будда “путь восьми шагов”,
“Развития путь” читайте выше. (3)
На каждый шаг уходят годы,
И с каждым шагом вы другой.
Взамен сансары непогоды,
В нирване будет вам покой.
(1) Сансара — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
(2) Карма — «дело, действие, труд» — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
(3) Восьмеричный путь, Благородный восьмеричный путь — путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары:
1. воззрение
2. намерение
3. речь
4. поведение
5. образ жизни
6. усилие
7. памятование
8. сосредоточение
КАССАНДРА
Судьба печальна ясновидцев,
Пророчествам никто не верит.
Пусть ночью истина им снится,
И пусть беда уже у двери. (1)
Они безумны для “нормальных”,
Они блаженны или ведьмы.
Их загоняют в угол дальный
Или в костёр, с согласия церкви.
Их предсказания не слышат
Мужи учёные и власти.
Родители их просят: “Тише…"
И обещают плеть иль сласти.
Они молчать не в состоянии -
Зло видят до его рождения.
Причинно-следственные связи
Им не нужны для вдохновения.
Ей - видеть результат пророчеств
И разрушение милой Трои.
И слышать стон всех тех ничтожеств,
Что и слезы её не стоят.
(1) Кассандра — в древнегреческой мифологии дочь последнего троянского царя Приама и его второй супруги Гекубы. Получила пророческий дар от влюбившегося в неё Аполлона, однако за то, что она, обманув, не ответила ему взаимностью, он сделал так, что предсказаниям Кассандры никто не верил.
Трагическим пророчествам Кассандры не внимали, её осмеивали и принимали за безумную.
Но предсказанное воплотилось в гибели её семьи и разрушении Трои.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Несёт ответственность ли каждый
За свой поступок, за дела?
Встречал ханжей я с видом важным -
Их две теории, два зла.
В одной - у нас есть подсознание,
Его не знать нам никогда.
Оно ведёт нас по желаниям
Как путеводная звезда.
И что заложено, то сбылось.
Не в силах изменить судьбу,
Мы от рождения до могилы
У подсознания в долгу.
И в том вина совсем не наша -
Взять подсознание под контроль
Увы, не может сделать каждый
Не сможет даже и второй.
За что же винить? Мы все невинны!
Заложено всё так у нас.
Всё подсознание причина -
Психолога кормёжки час.
Второй подход - мы виноваты
Везде, во всём да и всегда
Так первородный грех когда-то
Испортил всем нам жизнь тогда.
И наша тёмная натура
Нет-нет и выглянет тайком:
Врага обнять, унизить друга -
Натуры нашей той дурдом.
Но может нас простить Всевышний
Если любовь ко всем привьём,
Мораль любовью заменивши,
Души прощение найдём.
Опять посредник очень нужен -
Грехи списать, душой спастись,
Есть тот, кто с вышей волей дружит -
"Твой кошелёк опять иль жизнь!"
Я не люблю, что зло прощают
За покаяние, за грош;
"Любовь к врагу..." да, это знаю,
Но тот подход мне не хорош.
Мне ближе чувство, что несём мы
Ответственность за каждый шаг,
За слово, действие и думы,
За добрый и недобрый взгляд.
И чтоб не выпросить прощения
За подлость, за разбой, погром,
Что разум наш, а не везение
Добром наполнить сможет дом.
И что моральный жизни кодекс
Есть обязателен для всех.
Для бедных и богатых тоже,
Чтоб ум ценился, как успех.
ЗВОНОК СУДЬБЫ
Звонок выводит нас на сцену,
Вы родились, ваш первый крик.
И все звонки на перемены,
Да это ведь звонки судьбы.
Всегда ли мы их различали
За ежедневной суетой?
Мы может выход пропускали:
"Судьба зовет, вот выход твой".
А часто бой часов услышав
Пытались уши мы закрыть,
Нам лучше было за кулисой,
Зачем на сцену выходить?
Звонок судьбы быть может разным,
Трель соловья иль звук трубы.
Но важно в этом мире странном,
Чтобы его не пропустить.
А если все же проморгаешь,
Пропустишь выход, что был твой -
То запасную роль играешь,
А главную - кто то другой
СУДЬБА МОЯ
Всегда быть в маске - судьба моя.
- Имре Кальман. Оперетта «Принцесса цирка». 1926 год
Настало время, что без маски
Мы никого не узнаём.
О прошлой жизни слышим сказки
И в одиночку грустно пьём.
Любой прохожий - враг-носитель
Заразы чуждой и гнилой.
А, коль без маски, то - вредитель,
Народу нашему - чужой.
Теперь без маски в банк не примут,
К зубному даже не войдёшь.
На фото к паспорту не снимут,
Да и таможню не пройдёшь.
Не просветят тебя рентгеном,
Не пустят в баню, не перечь.
Костюм Адама или Евы,
Пусть без листка, но маска есть.
Но это Запад. На Востоке
Без паранджи не выйти, срам;
И наказания очень строги…
Им маска, как бикини вам.
Жалели все мы мистер Икса,
Мол, он без маски - никуда.
Я вижу в этом больше смысла,
Умней сегодня, чем тогда.
СУДЬБА КОНЯ “БОКСЁР”
Все животные равны. Но некоторые животные равны более, чем другие
Джорджа Оруэлла, Скотный Двор
В отдельно избранной стране,
Вернее ферме, для отличия,
Был создан мир, знакомый мне.
Знакомый вплоть до неприличия.
Подняв повыше красный флаг
Там все животные на ферме
Сказали - “Человек нам враг!
Его убрать и мир в конверте”
Изгнав хозяев, все избрали
Вождя - свинью “Наполеон”.
В ней узнавался сразу Сталин -
Чуть что - вредители и … стон.
Создатель их идеологии
Хряк по фамилии “Майор”
Сдох до того, откинул ноги.
Ну явно Маркс, не нужен спор.
Другой геройский хряк “Снежок”
Зачинщик, сердце революции,
Был обвинён (простой подлог),
Как Троцкий предан экзекуции.
Но был там конь один “Боксёр”
Он мне всех нас напоминает -
Он пашет лучше всех на спор
И за собой всё убирает.
Он славит славного вождя,
На всех субботниках он - первый,
Он твёрдо знает, что нельзя
Всегда он “За!” Он самый верный.
С доски почёта он не сходит,
Другим пример и назидание.
Стаханов на него походит,
Но это поняли вы ранее.
Он верным был до революции
И мог бы верным всегда,
Но, в результате эволюции,
Конь заболел чуть чуть. Беда!
Вождь в санаторий очень чётко
Его послать пообещал,
Но кто-то видел с бойни сводку -
Боксёра имя там узнал.
Вождь со своей ближайшей свитой
Пропил за лошадь гонорар.
Знакома вам эта сюита?
Похоже да. Я так и знал.
Скотный двор - англ. Animal Farm: A Fairy Story, в других переводах «Скотское хозяйство», «Скотский уголок», «Скотский хутор», «Ферма животных», «Ферма Энимал», «Зверская Ферма», «Скотоферма») — изданная в 1945 годусатирическая повесть-притча Джорджа Оруэлла.
СУДЬБА И СЛУЧАЙ
Судьба и случай
Вовлекаясь во множество дел,
Не мечись, как по джунглям ботаник,
Не горюй, что не всюду успел,
Может ты опоздал на “Титаник”.
Игорь Губерман
Ты не горюй, что не везёт
И не кори судьбу лихую.
Судьба в внимание берёт
И то, что думать не рискуют.
Не все дороги равноценны,
Где есть шоссе, а где тропа.
Не все ясны, но непременно
У каждого своя одна.
Она ведёт к своей вершине,
Ваш персональный Эверест.
Как разобраться в паутине
Дорог из тысяч разных мест?
В народной мудрости известно:
“Что суждено, не избежать...”
Коль есть судьба на “Лобно Место”,
Другой вам смерти не видать.
Но иногда был выбор дан
На перепутье камнем вещим:
Направо, влево... решай сам
Своей, коня ли ищешь смерти.
Но это сказки. Не творцы
Своей судьбы мы и истории -
А случай? Он сведёт концы
Дорог. И судеб. Может более...
УЖЕ ПРОЛИТО МАСЛО…
Уже пролито масло на дороге,
Которую нам выбрала судьба.
Мы знаем это, но ведут нас ноги
К той точке, где кончается она.
Не знаем день, не знаем также дату,
Но знаем точно, этот час нас ждёт.
Мы нашу жизнь несём туда как плату
За всё, что было полностью расчёт.
Расчёт в котором сдачи не бывает
В конце дороги каждого из нас,
Но очень часто кто-то забывает
Наивно прячет что-то про запас.
Свидетельство о публикации №120120308379
Спасибо, Оскар! Вы – настоящий просветитель наших умов!
Читаю Ваши стихи как занимательную энциклопедию!
С постоянным уважением! Людмила.
Людмила Финько 04.12.2020 20:57 Заявить о нарушении
с уважением,
Оскар Хуторянский 04.12.2020 21:09 Заявить о нарушении