Я помню чудное мгновенье. Эссе

Представим себе, что стихотворение Пушкина: "Я помню чудное мгновенье", не было бы им написано, а написал бы его, некий юноша в конце ХХ века, и принес в редакцию "толстого" журнала. Естественно промежду прочих сочинений. Представим себе, что его бы не спровадили с объяснениями: "Портфель редакции заполнен стихами на год вперед и т.д.…" Или стихи его не вернули бы через неделю, как не подошедшие, притом, что их и не читали. А удалось бы ему поймать за рукав зав. отделом поэзии и уговорить его почитать и посмотреть, ну хоть одно стихотворение, фантастика так уж до конца. И легло бы перед зав. отделом: " Я помню чудное мгновенье…"
Исходная печать озабоченности, думаю, быстро бы сошла с его лица. Вообще-то доказать бездарность произведения, автору, непросто, да и неприятно. Тем более, что бездарные стихи, бывают, как правило, написаны формально правильно, и придраться к ним трудно. Но он бы понял, что тут не тот случай. А тот случай, что можно, в лице данного товарища, отомстить: графоманам, приятелям и вообще всем, кто приставал к нему со своим стихоплетством.
Прежде всего, он бы издевательски заметил, что если уж товарищ решил порадовать редакцию образчиком центонной поэзии, то почему он не проводил это достаточно последовательно. Недоумевающему автору он бы, усмехаясь, объяснил, что центонная поэзия - композиция из строк разных стихов. "Чудное мгновенье", "Гений чистой красоты" - это Жуковский, а "В молчаньи грусти безнадежной", " Вдали, во мраке заточенья" - Баратынский.
Далее зоил бы ехидно заметил, что там, где вы не пользуетесь услугами коллег, вы прибегаете к помощи банальностей: "Порыв мятежный, голос нежный, небесные черты, милые черты, бьется в упоеньи",-банальности, местами переходящие в пошлости.
И в заключение была бы отмечена банальность рифмовки. А именно, что рифмы почти сплошь суффиксально-флективные.
После этого ошарашенному автору можно было бы выдать пособие на бедность. Что-то отметить положительно, и посоветовать работать над собой.
Заметим, что зоил послушный моей воле, предъявил автору только те упреки, какие мог бы предъявить и Пушкину. Насколько они справедливы?
Начнем с заимствований. "Чудное мгновенье, грусть безнадежная, мрак заточенья" - тоже банальности, выдавать на которые патент Жуковскому и Баратынскому не очень справедливо. Действительная находка разве, что "Гений чистой красоты".
Но здесь давайте на время оставим Пушкина и перейдем к Лермонтову. Его "Парус" шедевр лирики, а его первая строка известна всем. Менее известно, что впервые она была опубликована в поэме Бестужева-Марлинского. Первая строка в стихотворении много значит. Бывает из нее оно и вырастает. Там и ритм, и тема, и настроение. Про пушкинские первые строки кто-то написал, что их нельзя продолжить плохо! Что тут скажешь? Думаю, это только так кажется! Что пишет Бестужев-Марлинский:

Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло.
И грустен путник ясноокий:
У ног колчан, в руке весло.

Вторая строка - банальность, кстати, использована Мандельштамом ("Где вырывается из плена"). А другие строки поясняют: парус-то, над лодкой, а то и лодочкой, где-нибудь на речке. С лермонтовским никакого сравнения. И именно в сравнении начинаешь понимать, как каждой следующей строкой, Лермонтов наполняет свой "Парус"! И очарование первой строки, объясняется "подсветкой" других строк.
"Лалларук" Жуковского неплохое стихотворение. И все же:

Ах! Не с нами обитает
Гений чистой красоты
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты…

Мотив - "Во саду ли, в огороде…" Пушкин, преобразуя хорей в ямб, и ставя строку в конец катрена - придает ей прямо набатное звучание!
Ну, банальности, мне тоже не все нравятся: "Небесные черты" неудачная банальность. Интересно, какие такие черты, в женщине, небесные? Но банальности вообще, в поэзии почти неизбежны - это ее строительный материал. В поэзии доходчивость важнее оригинальности. Поэзия ведь обращена и к подсознанью!
Банальность рифм. Суффиксально-флективная, т.е. грамматическая рифма - это точная рифма. Ее использование позволило применить сложную систему рифмовки, где рифмы многократно повторяются. Скажем клаузула (окончание) -енье, связывает 8 строк, клаузула -ты тоже 8 строк, клаузула -ежный 4 строки. Парных клаузул всего две. Но у Пушкина рифмуются не только клаузулы, но и словосочетания, строки, и даже двустишия. Голос нежный - голос нежный, милые черты - небесные черты. Передо мной явилась ты - и вот опять явилась ты. Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты - Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты. А еще одно двустишие рифмуется с "ассонансом" анафоры: Без божества, без вдохновенья,/ Без слез, без жизни, без любви. - И божество, и вдохновенье,/ И жизнь, и слезы, и любовь. Как видим, стихотворение пронизано сложной системой рифмовки.
И еще, поэт - это всегда личность, большой поэт - большая личность. Когда я слушаю, что говорят о Керн и ее отношениях с Пушкиным, вспоминаю мужские сплетни "о бабах" и вообще презрение к ним, на что мне всегда хотелось (но смелости не хватало) сказать: Это же ваши матери и жены, сестры и дочери, - зачем вы их так? Послушайте, что великий поэт пишет о своей женщине:

Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…


За тему и подсказки благодарю А. Олешкевича (К.П. 2.9.99)


Рецензии
...

Хотела что-то умное написать. Не буду. Интересно. Очень.

Вы простите, Игорь, пристала к Вам. И еще хочу поприставать))

Я не поэт. Как видите. Периодически, раза два в год, или раз в пять лет какие-то строчки складывались. А тут случился запой стихословный, и заинтересовалась. Когда сам что-то пытаешься, становятся понятнее чужие опыты. И хочется, пока чувство ритма и рифмы, маааленький опыт выведения образов и смыслов снова не улетучились на следующие десять лет, понять еще чуть больше.

Захотелось вдумываться и вслушиваться в стихи. Ваши отзывы, среди прочего, заострили внимание, начинаешь всматриваться в выделку стиха...

Я вообще теоретик, но не от литературы, а от музыки. Хочу и здесь вникнуть.

Я, например, нашла такую подборку книг http://vk.com/wall-48369111_21699

Может Вы могли бы Вы что-то посоветовать? По неопытности и незнакомству с вопросом боюсь зарыться.

Тлейли   22.02.2022 15:05     Заявить о нарушении
Вы меня много почитали и покомментировали, поэтому отвечу пространно, но честно. Я учился, в частности, по Квятковскому, больше источников не помню, дело было 25 лет тому назад. Сейчас все просто, к вашим услугам интернет, где можно найти все. Собственно теория поэту не особо нужна, в поэта и банального версификатора, законы ритма и рифмы заложены изначально, это как музыкальный слух, хотя читал, что даже жена Пушкина знала, что такое пиррихий. Зачем ей это? Вы должны понять, что законы поэтики, практически не помогают писать стихи, а нужны для анализа и понимания поэтических механизмов, особенно тогда, когда этот механизм что-то плохо работает. Тогда поэтика помогает понять – почему. Вы пишете, что Вы не поэт, надеюсь, что Вы не рисуетесь, а на самом деле это понимаете. К Вашему утешению могу сказать, что сейчас поэтов нету вообще, потому что нет читателей. Искусство становится искусством, не тогда, когда произведение и процесс его создания доставят удовольствие автору, а тогда когда оно доставит удовольствие, в нашем случае, читателю. Как на рынке – если ваш товар не куплен, то это не товар, а занятие по его производству, в лучшем случае приятное времяпровождение, как занятие спортом. Для тела лыжи, для души стихи. Бессмертная фраза: «Лучше стихи писать, чем водку пить!» Так что рифмуйте в свое удовольствие, но не обольщайтесь. Не обольщайся, и не разочаруешься! Спасибо за визит и комментарии, честно, был рад.

Игорь Заремба   22.02.2022 23:23   Заявить о нарушении
Игорь, спасибо.

«..надеюсь, что Вы не рисуетесь, а на самом деле это понимаете. К Вашему утешению…»

Ну, что Вы, никакого кокетства)) Я прекрасно понимаю, что зарифмованный справочник или зарифмованная проза жизни стихами не являются. Так же как рифмованная песня чучки или рифмованный поток сознания… Хотя, пожалуй, чем дальше я перечисляю, тем более сомнительными становятся мои утверждения)) Судя даже по общепризнанным стихам.

Да нет, мне и в голову не приходило перед кем-то хвалиться своими виршами. Считанное число раз за всю кого-то позабавила ради взаимного удовольствия. В большой мере из-за их исповедальности. Интроверту вроде меня выглядывать из скорлупы весьма трудно. Зачем пишу? Когда припечет.
Поэтом действительно себя не считаю, и даже не приходило в голову, что по этому поводу следует переживать))

Однако, если позволите занять еще немного Вашего внимания… Вы прочитали несколько моих опытов десятилетней давности. А среди новых есть несколько, которые мне самой кажутся более цельными и общезначимыми по выраженной мысли, более удачными по форме. И бывает такое, что образы, чувства, переполняют, стоят перед внутренним взором, а в словах нет ничего готового или уже кем-то сказанного, ищешь чем выразить… Глядишь, еще и не слышал такого, не читал… Так действительно в дневниках что-то выдыхала. А стихи позволяют вольнее дышать и говорить… Еще и ритм с рифмой завораживают, как музыка.

Мне действительно некого спросить. Может, Вас спрошу? На что это похоже?

Если некстати, то ни в коей мере не хочу вас обременять. Но вдруг. И пожалуйста, поймите правильно, я не жду лестных слов, мне интересна ваша критика, если Вам захочется и будет, что сказать. Молчание не приму за грубость! Извините, за назойливость.

Вот это самое плотное
Взор мой до звона струна напряженная... http://stihi.ru/2022/02/20/302
А это уютное
В мире лучше нет местечка, чтоб повесить зеркала http://stihi.ru/2022/01/20/217

Остальные в том или ином отношении кажутся мне удачными.
Разве знает душа, что-то такое года http://stihi.ru/2022/01/20/219

Я для себя пишу. Но Вам... http://stihi.ru/2022/01/22/8841
Тишина мне нужна, тишина! http://stihi.ru/2022/01/26/6114
Что нашло на меня? Я молчала годами... http://stihi.ru/2022/01/22/4702

Автопортрет. Под беретом стрижка, с инеем челка... http://stihi.ru/2022/01/28/45
Завидую Шопену. К мазурке ор. 17, 4 http://stihi.ru/2022/01/22/5114

Интермеццо. Я весну начал ждать! http://stihi.ru/2022/01/28/106
Интермеццо. Ждет земля золотых лучей... http://stihi.ru/2022/02/18/7005

А насчет того что нечитаемые стихи не являются стихами, не могу вполне согласиться. Пусть нынче переизбыток этого добра и ценные произведения тонут в море мусора. Хочется нащупать какие-то ориентиры, параметры более объективные и сущностные, чем «написано в стол» или «пошло в массы».

«…теория поэту не особо нужна…» Брюсов бы с Вами не согласился)) http://vikent.ru/enc/1799/

Как говорил Брамс, «если мы не можем писать так же прекрасно, как Моцарт, постараемся писать хотя бы так же чисто».

С уважением и благодарностью за общение!
Александра.

Тлейли   25.02.2022 17:59   Заявить о нарушении
Уважаемая Александра, Вы мне накидали десяток стихотворений. В благодарность за вашу терпимость к критике, я их наверно прочитаю, но подробную рецензию напишу только на первое стихотворение, потому что это большая, и простите, неблагодарная работа.

Игорь Заремба   26.02.2022 13:43   Заявить о нарушении