К юбилею Карпогорской школы

Я впервые переступила порог Карпогорской средней школы и стала ученицей 1б класса  1 сентября 1965 года – в год столетия школы. Я не помню, говорили ли нам об этой юбилейной школьной дате на торжественной линейке, да и мы, первоклашки, вряд ли  осознавали все величие этой даты, ведь мы торопились сесть за парты, открыть новенький букварь, написать первое слово…
По имеющимся в школьном музее  статистическим данным по Архангельской губернии, школа в Карпогорах была основана в 1865 году. В некоторых публикациях указывается, что  школа основана купцом Щепоткиным.  Если имеется ввиду известный пинежский меценат Степан Григорьевич Щепоткин, то этого быть не могло, поскольку он сам в то время был мальчишкой, и вряд ли в свои 12-13 лет он смог бы вершить такие серьезные дела. Здесь, видимо, ошибка, или речь идет совсем о другом купце Щепоткине. Но карпогорские школьники все же  обязаны  помнить имя этого своего земляка,  потому что на его средства в 1887 году было построено здание начальной образцовой школы, где впоследствии учились старшие классы, оно служит до сих пор, и теперь в нем  располагается Карпогорская вечерняя школа ( в наше школьное время она называлась «желтой» школой, по цвету стен здания, выпускники тех лет так ее и сейчас называют).  А после Октябрьской революции и Гражданской войны  дом С.Г.Щепоткина, что располагается рядом с «Универмагом» (сам купец умер в 1913 году), был передан  государству, и в нем тоже стала школа. Именно в нее я и пошла 55 лет назад.
Первоначально здесь, в этом красивом двухэтажном здании, учились старшие классы. Именно в ней учился наш всемирно  знаменитый писатель-земляк Федор Абрамов и закончил  десятый класс  с отличными оценками по всем предметам в 1938 году. Это был первый выпуск десятого класса, а школа стала средней с 1935 года. Здание, где сейчас размещаются начальные классы, рядом с братским кладбищем,  было построено в период с 1939 по 1941 год, как раз перед войной. Мой дед, работавший в то время техником-строителем в районном земельном отделе, рассказывал нам, внукам-школьникам,  об этом строительстве и упоминал тот факт, что кирпичи для противопожарной перегородки строители брали со здания разрушенной церкви, что стояла напротив нынешнего «Универмага». Несколько лет назад подтверждение этих дедовых слов я нашла в книге П.И.Немирова «Твои люди – Пинежье». Именно эта  перегородка спасла вторую часть здания школы во время пожара, случившегося в конце восьмидесятых годов.
В 1976 году было завершено строительство новой  трехэтажной школы в кирпичном исполнении, и мы, заканчивая школу в 1975 году, очень завидовали тем, кто сможет учиться в этом современном здании.
В 1975 году  выпускалось семь  десятых классов, в каждом классе было по тридцать с лишним человек, более двухсот пятидесяти выпускников  шагнули в самостоятельную жизнь.  С удивлением прочитала, что в 2020 году  Карпогорскую среднюю школу закончил всего лишь  61 одиннадцатиклассник.  Да, такая статистика не радует…
Среди моих одноклассников – учителя, воспитатели, медики, преподаватели техникума, руководители учреждений и предприятий, водители, трактористы, сварщики и много кого еще – полный набор самых нужных специалистов. Очень хочется назвать имя нашей одноклассницы Тюряпиной Елены, теперь Елена Сергеевна Деянова  преподает физику в Карпогорской школе, является учителем высшей категории и победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Лена, гордимся тобой!
Первый учебник и первый урок
Школьная история каждого из нас начинается с первой учительницы, с первого звонка, с первого учебника.
Моя первая учительница – Чуркина Анастасия Васильевна. Требовательная, серьезная, но какая-то по-домашнему мягкая, ласковая: и по голове погладит, и обнимет, и на переменах поиграет с нами. Бывало, и пожурит кого, не без этого, да и как иначе!  Помню, один мой одноклассник, разозлившись за плохую отметку, взял и выгреб из печи в классе всю золу на пол, что ж, его похвалить что ли за это? Кстати, с теми учениками, кому трудно давались школьные предметы, учительница всегда занималась дополнительно, и это называлось «оставить  после уроков». Ученик этому не особо радовался, а вот польза была большая, и весь наш класс дружно и успешно шагал вперед, переходя из класса в класс полным составом. В последние годы своей работы в школе наша учительница перешла  работать воспитателем в пришкольный интернат, и там тоже опекала, заботилась,  переживала  за чужих, в общем-то, детей. Главное ее качество – это большое и доброе сердце и неподдельная скромность, и мы  эти уроки доброты выучили неплохо.  Каждые пять лет, за исключением нынешнего – короновирусного, мы, одноклассники, встречаемся, вспоминаем школьные, учителей, а самые нежные слова мы говорим о ней, о нашей первой учительнице! Анастасия Васильевна, пока позволяло здоровье, приходила к нам на все встречи, долго сидела с нами за столом, слушала, сама рассказывала и очень переживала, если у кого-то в жизни не все ладилось. За тридцать с лишним лет работы много было у нее выпусков, ее любви, внимания  и тепла хватало всем.  Именно об этом говорили ее выпускники в день прощания, провожая дорогого  человека в последний путь.
Когда я училась, в параллелях было по два класса, «а» и «б». Мы были «бэшники», а «ашников»  учила Зоя Георгиевна Амосова. В 4 классе она стала вести у нас историю. Мы, привыкшие к мягкому обхождению нашей классной «мамы», поначалу  даже побаивались ее, такой строгой нам она показалась.  Но в дальнейшем мы поняли, что это не так,  очень ее полюбили, так как  Зоя Георгиевна  была  справедливой, очень выдержанной, ни разу ни на одного ученика  не повысила голос! А уроки истории превращались в интересные экскурсии в прошлое. В 1977 году З.Г.Амосовой  было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».  Мы видели, что и коллеги-учителя относились к Зое Георгиевне с большим уважением. Очень много ее учеников с благодарностью в сердце помнят о своей учительнице, ведь для всех она была первой – научила  читать и писать, считать и решать, дала путевку в жизнь! Зоя Георгиевна  ушла из жизни в январе этого года, дожив до 90 лет и оставаясь такой же мудрой, принципиальной, не потерявшей интереса к жизни.
Нет, не забудет никто никогда школьные годы
В переменки мы устраивали настоящие шашечные баталии. Устраивались поудобнее, лежа прямо на полу за шахматной доской,  и  начинали  сражаться, посылая  щелчком пальцев  шашку  по «солдатам» противника, а игра так и называлась – «щелкуши». Было очень весело и азартно, сразу определились лидеры, с которыми не каждый осмеливался соперничать, бывали и слезы обиды и разочарования, но всегда играли честно и справедливо. А еще  между уроками нас развлекала пионерская вожатая Тамара Александровна Черноусова (впоследствии ставшая Балашовой, а после окончания пединститута - учителем математики), и мы, выстроившись в коридоре в круг или в шеренгу, громко распевали, выполняя упражнения по ее команде «Раз, два, три! На носочки! Хлопнули и разошлись!» или «Ходит пионер вокруг отряда своего, ищет пионер пионерочку свою…» Когда я рассказывала  об этом своим детям, они смеялись. Что ж, у каждого поколения свои развлечения.  А нам нравилось!
В первом классе школьные завтраки происходили прямо в классе, мы пили чай с бутербродом из котлеты и хлеба или с булочкой  за партой. В последующих классах начальной школы уже самостоятельно ходили в буфет на большой перемене и завтракали там. Сегодня удивляюсь, как это мы все успевали перекусить на большой перемене? Буфетчице тете Нюре Новик  не было ни секунды отдыха, хорошо, что выбор блюд был невелик: котлета с хлебом, чай или чай и булочка. Буфетик был крохотный, стояло три стола, и почти все ели стоя, мало кому  удавалось устроиться на стуле. А еще было в школьном буфете настоящее лакомство – небольшие брикетики сухого какао с сахаром да сладкие петушки из пережженного сахара. Если удавалось сэкономить на завтраке, покупали и наслаждались этими нехитрыми сладостями. А потом сладкое запивали холодной водой из цинкового бачка, на крышке которого всегда стояла эмалированная кружка – одна на всех. Ая Семеновна, техничка, мама нашей одноклассницы, строго следила за порядком во время перемен, и никого не пропускала в школу в грязной обуви, зимой заставляла обметать снег с валенок, все слушались и выполняли.
По очереди дежурили и школьники.  Весь класс распределяли на каждый день недели ( а учились мы тогда шесть дней в неделю, один выходной в воскресенье), дежурным  надевали на рукав красную повязку, и мы стояли на своем посту все перемены, строго наблюдая за порядком и дисциплиной. По-моему, самым большим нарушением была беготня  по коридору или суматошная возня двух-трех мальчишек  с явным избытком энергии...  Электрического звонка тогда еще не было, и кому-то из дежурных поручалось подавать звонок обычным медным колокольчиком. Сейчас такой колокольчик служит только атрибутом первого и последнего звонка на торжественной линейке.
Директором школы в то время был Сергей Васильевич Васильев, но кабинет его находился в другом здании, и мы практически не подозревали о его существовании,  а нашим «начальником» была сначала Мария Егоровна Каменная, а потом  моя мама, Римма Евгеньевна Верещагина, завуч по начальным классам. Впрочем, для меня это ничего особого не означало, если не считать, что мама  часто приходила к нам в класс на уроки (так требовалось – посещать  завучу уроки учителей), а мне это совсем не нравилось.  Мне гораздо больше нравилось, когда мама  стала работать рядовым учителем русского языка и литературы,  а я с большим удовольствием помогала маме проверять  школьные тетради, иногда мама разрешала мне поставить отметку. До сих пор я слышу добрые слова о маме  от бывших ее учеников и уже давно поняла, что мама была для своих учеников добрым другом до последнего своего дня на этой земле…
Очень хорошо помню других учителей начальных классов того периода – Дементьевскую Анастасию Ивановну, Воробьёву Антонину Александровну, Ершову Галину Васильевну, Щеголихину Галину Федоровну, Фефилову Ию Михайловну, Нифантьеву Зинаиду Ильиничну, Стахееву Александру Александровну. Александра Александровна перешагнула уже девяностолетний рубеж, чего мы желаем и всем остальным, ныне живущим, ее коллегам,  здоровья и благополучия! Первые учителя навсегда остаются в   сердцах благодарных учеников!


Рецензии