Доброму делу - добрая память
Интервью с основателем музея Ниной Александровной Нетесовой
О Ваймушском историко-краеведческом музее «Истоки» уже неоднократно писалось в местной прессе, было рассказано и о его создателе, Нине Александровне Нетесовой, известном пинежском краеведе. Но интерес к этому историческому островку не пропадает, количество музейных экспонатов увеличивается, а познания в истории Пинежья у Нины Александровны настолько безграничны, что любая новая публикация будет представлять интерес для тех, кому небезразлична историческая судьба нашего сурового северного края.
Нина Александровна постоянно ведет исследовательскую работу по краеведению, составляет родословные старинных пинежских родов, под ее руководством и при самом непосредственном ее участии издано несколько «Книг памяти» с материалами о земляках-участниках Великой Отечественной войны. В 2017 году в соавторстве с Е.Е.Сатаевой вышла книга краеведческих записок «Прости, Киглохта…» Многолетний бескорыстный труд краеведа по достоинству оценен – за большой личный вклад в работу по патриотическому воспитанию в 2014 году Н.А.Нетесова награждена памятной медалью «Патриот России».
Рассказывать о музее, вернее, об его экспонатах в свете исторического прошлого Пинежья и России в целом Нина Александровна может бесконечно, а мы опубликуем сегодня лишь часть того, о чем рассказала нам наш пинежский краевед. Кстати, встречая очередную экскурсию, Нина Александровна часто надевает старинный наряд, встречая гостей хлебом-солью да низким поклоном, соблюдая эту прошедшую сквозь века русскую традицию. Так что еще на пороге музея создается настрой на что-то необыкновенно интересное, завораживающее, уникальное…
- Уважаемая Нина Александровна! Историко-краеведческий музей «Истоки» можно смело называть Вашим детищем, и, несмотря на то, что сегодня у музея другой руководитель, и Вы официально отошли от дел, мне именно Вам хочется задать несколько вопросов, связанных с историей этого интересного музея. Расскажите, с чего все начиналось?
Началось все более двадцати лет назад. Я со своими школьниками собирала сведения о наших земляках, Героях Советского Союза Михаиле Федотовиче Теплове и Михаиле Ивановиче Кротове, о других известных людях. В организованном мною клубе «Абрамовец» накопился обширный материал о Федоре Александровича Абрамове. Возникла необходимость где-то все это разместить на всеобщее обозрение, материал, собранный по крупицам, был очень содержательным и интересным. К нашей общей с ребятами радости в здании бывшей начальной школы освободилась комната, которую нам разрешили использовать для музея. А теперь музей занимает весь второй этаж, несколько экспозиций размещено на первом этаже. Важно сказать, что жители Ваймуши, учителя и школьники с таким энтузиазмом восприняли весть об открытии музея, что все стали активно помогать в ремонте здания, оформлении экспозиций, а председатель ТОС «Ваймушский сельком» Тамара Федоровна Ладыженко написала несколько проектов, а средства, выделенные по ним, помогли выполнить часть необходимых работ. Открытие музея 9 июля 2004 года стало общей радостью и результатом приложения сил очень многих жителей Ваймуши.
- Уже само здание, в котором размещается музей, являет собой историческую ценность. Расскажите об этом.
Дом, где располагается историко-краеведческий музей «Истоки» и именуемый в народе «Коровинским домом», был построен в 1858 году и, действительно, уже сам по себе представляет историческую ценность. Он принадлежал купцу Коровину Григорию Пименовичу, который впоследствии был раскулачен, а здание передано государству. Много лет там располагалась начальная школа. Живущие ныне потомки Коровиных приезжали в Ваймушу, пополнили музей интересными экспонатами, фотографиями, а правнук Саввы Пименовича Коровина оказал музею существенную финансовую помощь. Дом, несомненно, изменил и свое внутреннее убранство: исчезли хлевы, хозяйственные помещения, несколько изменился внешний вид, а дом венчает теперь охлупень в виде коня, что традиционно для старинных пинежских домов. Кстати, коня изготовил Сергей Федорович Нифантьев. В 2006 году в одном из помещений случился пожар, все экспонаты удалось спасти, пришлось хранить их у себя дома. Очень переживала, думала, конец музею… Но нет, опять неравнодушные жители объединились и совместными усилиями смогли сделать ремонт, все экспонаты благополучно вернулись обратно и уже в 2008 году вместо одной комнаты музей полностью занимал второй этаж.
- Я не раз была на экскурсиях в этом музее, и мне показалось, что большинство экспонатов – вещи подлинные, реальные хранители нашей истории, нашего быта, нашей северной жизни. Это так?
Большинство экспонатов - подлинные. Все вещи и предметы переданы музею местными жителями, кто-то расставался с вещами за ненадобностью (отслужили свое!), кто-то даже выбрасывал на помойку, мы подбирали, мыли, чистили, реставрировали, но большинство людей, отдавая что-то в музей, понимали, что сохраняют этим историю своей родины для себя и для потомков. В одной из экспозиций представлен тулуп, принадлежавший последнему старообрядческому диакону, переданному музею его правнучкой. Всех удивляет деревянная баклуша – заготовка для ложки. Помните выражение «бить баклуши»? Так вот, изготавливать эти заготовки – баклуши было уделом мальчишек-подростков, делать это порядочному хозяину считалось позорным, человек, якобы, уклонялся от серьезных дел или попросту – бездельничал. Один из самых ценных экспонатов - древний меч XIV-XV веков, найденный на Ваймушском городище. Сейчас этот меч временно передан в Архангельский краеведческий музей, где и был подтвержден его возраст. Собрано много инструментов для хозяйственных работ, для рукоделия: ткацкий станок, прялки, веретена, швейка. Здесь представлены предметы старинной одежды: сарафан-синяк, рубаха-коклюшница, шелковые шали и платы, старинная обувь. Сохранилась даже посуда, принадлежащая бывшим владельцам дома Коровиным. У посетителей часто вызывают интерес стопочки для вина с толстым дном, из которых хозяева и гости пили во время застолий: первая – для здоровья, вторая – для веселья – так считалось, а уж дальнейшее питие осуждалось, и даже третья стопка, считалось, пьется «на пагубу души». В музее есть старинные книги, дореволюционные журналы, несколько древних сундуков, чемоданов, лукошек. Среди экспонатов музея есть картины нашего прославленного художника Владилена Никифоровича Бутюкова, картины местных художников.
-В музее очень много экспозиций и рассказать обо всех в рамках газетной статьи невозможно. Расскажите, пожалуйста, о самых, на Ваш взгляд, интересных.
Трудно выделить самое интересное, все экспонаты по-своему ценны и уникальны. Всегда с интересом слушают об истории Ваймуши и Ваймушского лесозавода, историю древней крепости Кегроль, о земляках-участниках войн – от Русско-японской до Великой Отечественной. Женщинам интересны предметы быта, одежда, хозяйственная утварь, мужчинам нравится рассматривать старинные инструменты, охотничьи и рыбацкие снасти. Рассказывая о старинных дугах, об упряжи, я иногда исполняю старинную песню «Конь бежит да конь бежит, колокол звенит да вся земля дрожит…», и уже тогда бывает несложно представить картину того, как несется по деревенской дороге лихая тройка лошадей с расписными дугами на гордых шеях да звоном колокольчиков… Бывшим пионерам и комсомольцам интересно окунуться в свое детство и юность, рассматривая октябрятскую, пионерскую и комсомольскую атрибутику. Неподдельный интерес и восхищение вызывают макеты крестьянского дома, гумна, амбара, выполненные Сергеем Федоровичем Нифантьевым, а также Никольской церкви и колокольни, некогда украшавшие улицы деревни и изготовленные и подаренные музею Николаем Андреевичем Немировым. Кстати, оба этих мастера постоянно оказывают большую помощь музею. Во время экскурсий всегда задают много вопросов, особенно всем интересуются люди приезжие, дальние, им можно рассказывать по пять-шесть часов. Во время экскурсии, кстати, можно сесть за ткацкий станок, почесать лен, попробовать отпереть амбарный замок ключом, размером с ладонь.
- Нина Александровна, Вы упомянули об экспонатах, собранных школьным отрядом «Абрамовец», о жизни и литературном творчестве Федора Абрамова, нашего легендарного земляка.
Материалы о нашем известном земляке-писателе я стала собирать давно. В 1968 году в журнале «Новый мир» был опубликован роман Ф.А.Абрамова «Две зимы и три лета», он настолько меня потряс, что я стала собирать все материалы, связанные с именем писателя. В 1974 и 1979 годах мне посчастливилось встретиться с Федором Александровичем, во время второй встречи он даже захотел поговорить со мной после читательской конференции, мы пообщались, и он нашел тогда для меня слова, которые греют до сих пор и помогают в работе. В музее собран большой объем материалов о жизни и творчестве Ф.А.Абрамова. Это и газетные вырезки, и воспоминания о встречах с Федором Александровичем, и журналы с публикациями его произведений, школьные сочинения моих учеников на тему творчества Ф.Абрамова, воспоминания людей, лично знавших писателя, немало фотографий. На мой взгляд, материал очень ценный и, в некотором роде – уникальный.
Нина Александровна, очень часто, завершая экскурсии, Вы перевоплощаетесь в деревенскую девушку Ольку, пустившуюся в дальний путь, в Питер, за сарафаном. В вышедшей к 100-летию Ф.А.Абрамова книге «В Питер за сарафаном» есть несколько фотографий из фондов вашего музея. Расскажите читателям газеты о том, как ваймушская крестьянка стала героиней одного из первых рассказов нашего знаменитого земляка.
Федор Александрович собирался писать роман о гражданской войне на Пинежье и во время встречи в Ваймуше с одним из очевидцев этих событий встретился с Ольгой (Ольвой – как тогда называли) Андреевной Ряхиной (Немировой). Она сама и рассказала о своем путешествии за полторы тысячи верст. Ольга Андреевна длительное время жила в Ваймуше, здесь и сейчас живет ее дальняя родственница Александра Федоровна Исакова. В те времена она была маленькой девочкой, но хорошо запомнила встречи с «деденкой», помнит ее советы. Александра Федоровна сама очень много помогает музею, тоже проводит экскурсии да еще и печет шаньги да калитки, чтобы угостить приезжих гостей пинежскими деликатесами.
- Сейчас во многих деревнях Пинежского района появились созданные местными жителями музеи. Как Вы относитесь к таким начинаниям, что посоветуете энтузиастам?
Музей в Ваймуше – один из первых, и я очень рада, что, то там, то тут появляются новые музеи. Ведь если этого не будет, может исчезнуть целый культурный слой, надо успевать - многие старинные вещи могут оказаться на свалке, а этого допустить нельзя. Точно так же, как необходимо работать над родословными Пинежья, необходимо собирать и хранить вещи, которые впоследствии смогут рассказать потомкам об этих годах гораздо красноречивее любых слов. Я верю, что и наш музей «Истоки», с новым руководителем, деятельной и ответственной Светланой Вячеславовной Житовой, будет и дальше жить и развиваться.
И мы от души пожелаем музею новых экспонатов, любознательных посетителей и достойного внимания со стороны людей, в чьих силах - обеспечить музею дальнейшее развитие!
Свидетельство о публикации №120120204322