Жизнь, незванная гостья

Когда при мне произносят "Гейне...",
мне вспоминается не столько его поэзия,
               
сколько те 12 матрацев его могилы:
                страдая невыносимо,
 
он был прикован к постели.
                Жизнь Гейне,

от судорог до грызущей боли
                в позвоночнике, 
                стала незванной  гостьей,

готовой уйти в любую минуту
в прошлое или -  уже без него!- в будущее.


* могила из 12 матрацев


Уже прикованный к постели,
                Гейне
писал свои лихорадочные "Истории" Романцеро

почти слепой, страдая невыносимо
                в своей могиле

из 12 матрацев, лишь с редкими перерывами
                от судорог и грызущей боли
                в позвоночнике.
*

в это время,
жизнь Гейне

становилась все "отвлеченней":
лица друзей стирались узором
                обоев.
 
Жизнь недвижная, без неба, навсегда без простора,
сталав любой момент готовой уйти гостьей.

Любовь, как сиделка, приходила с состраданием,
               её поцелуй уже не томил и не опьянял,

став символом, мечтой, чем-то чужим и случайным,
а смех? -  смех лишь прикрывал судорогу отчаяния
                обостряя
иронию - ядовитую,злую
                и богохульную.

*     квартира с видом на вечность

Гейне умер на рассвете, без пятнадцати четыре.
С иронией он предсказывал: «Монмартр будет моей квартирой

с видом на вечность…»
Именно туда, на высокий холм, двинулась траурная процессия:

немецкие и французские литераторы,
несколько политических эмигрантов,

жена Матильда, Александр Дюма,
Теофиль Готье - вот и все его друзья.
 


Рецензии