Актуально. Встречи с юными читателями
Было бы правильнее, на мой взгляд, проводить такие диспуты в образовательных
учреждениях.
Мы раньше дискутировали о фильмах и книгах, делали коллективные культпоходы.
Сейчас детей стремятся не развивать, а развлекать. Боятся перегрузить –
думать начнут. Так это ведь хорошо!
И так странно видеть ребятишек и подростков, гордо заявляющих гостье –
автору: мы сейчас не читаем книги!
Говорят об этом с неким вызовом, не стесняясь. Вот мол, мы тупые и
неграмотные, мы дети своего века!
А век-то информационный, и нечем тут гордиться. Пишут поголовно, педагоги в
том числе, с ошибками, пишут, как слышат. А слышат мало чего хорошего,
потому орфография без чтения и регулярного письма хромает, как покалеченная.
Талант – от природы, а творчество – от человека.
Какие таланты нынче в большей массе своей развивают детки?
Танцы, спорт, музыка, рисование. Немного прикладных навыков. И в наш-то век
предостаточно девочек и мальчиков, которые ничем не увлекаются и ничему не
учатся в системе дополнительного образования.
Каковы предки – таковы детки! Дык, их не курочка снесла, их ведь их мамка
родила!
Глянем на мамку. Сигаретка в зубах, мат на устах, бутылка пива в руке. Это
убожище и есть … мама?
Папа еще страшнее.
Есть другие папы и мамы; в дорогих машинах, через губу не плюнут, в близ
идущего попадут, задарма из кресла не встанут, только под предоплату.
Баба с дедом тоже стремятся попасть в миллиардеры и работают до потери
пульса. Им некогда общаться с младшими членами семьи. Какие там диспуты и
культпоходы!
А дети хотят заполнить свою душу самым прекрасным.
Вместо этого вбирают из общества и окружения чванство, пошлость и примитив.
На Левом берегу стайка хлопцев лет тринадцати-четырнадцати. Добродушно
посмеиваясь и подталкивая друг друга, помогают черноволосому рослому пареньку
считать деньги. Пятьдесят рублей не хватает на барсетку. То ли подарок отцу,
то ли себе любимому. Каждый лихо сплевает вбок и матерится.
Стоило с ними заговорить – приобрели нормальные выражения физиономий.
Потому буду продолжать встречи с молодежью и детьми, они нуждаются в
корректном и развивающем общении!
И вернусь к теме поколений и традиций.
Раньше – в 60-80-е годы прошлого столетия – проходили ежегодные смотры
художественной самодеятельности. В программу каждой школы включались
номинации: песни, танцы, декламация. Читали классиков – о Родине, о
знаменательных событиях из истории Отечества. Это, безусловно, влияло на
развитие речевой и социальной культуры поколения, сопричастности,
патриотизма.
В экибастузском ДК горняков ловила каждое слово из уст чтецов, поражаясь их
умению выразительно и трогательно подавать авторский текст в зал.
У меня силы уходили на осмысление написанного, я так читать не умела и
буквально молилась - хотелось хорошо писать стихи и хорошо их читать.
Зато вот теперь сама читаю и чувствую внутреннее волнение перед исполнением.
Есть, на мой взгляд, такие же высокие строки и пронзительные, как у
Берггольц, Евтушенко, Симонова, Фета, сибиряков - кузбассовцев Федорова,
Киселева, в некоторых произведениях моих коллег по перу
на данном портале.
Начитанный человек более грамотен, обходителен, контактен, дружелюбен и
созидателен. В конце концов, он более интересен собеседнику и любимому
человеку.
О личном. Если бы Александр Михайлович, мой супруг, не читал литературу, не
смотрел фильмы «Девятая рота», «Грозовые ворота» с таким упоением, вряд ли бы
он вызвал у меня взаимное чувство симпатии. За годы совместной жизни не
слышала из его уст матерных и пошлых слов, грубых выражений и скабрезностей,
примитива.
Меня радует тот прием, который оказывают авторам в школах, гимназиях, лицеях.
Причем, он искренний и деловой.
Жаль, на телеэкранах города не увидишь регулярных выступлений местных
прозаиков и поэтов, а городу хочется посмотреться в свое социальное и
моральное зерцало!
Необходимо повсеместно в образовании создавать систему словотворчества,
растить талантливых авторов и читателей, занимаясь с ними с раннего,
возможно, с дошкольного возраста.
Неразвитые задатки «бесхозных» детей практически всегда превращаются в
скудость словоизложения, мышления, общения. О том свидетельствует народная
мудрость и афоризмы авторов, включая вашего искреннего собеседника.
Ежегодные фестивали чтецов и авторов - детей, педагогов, родителей - в
образовательных, культурных учреждениях помогут сформировать интеллектуальную
элиту россиян.
Мне нравится в этом плане деятельность Комитета образования и науки города
Новокузнецка, ДЮЦ «Орион», ДЦ «Комсомолец», ЦБИС имени Гоголя, куда меня
приглашают в жюри на конкурсы чтецов. Необходимо расширять рамки темы –
читать стихи не только о войне и о матерях, но и о мире, о дружбе, о Родине.
Важно давать слово детям-авторам!
31 января 2016 года.
Несколько эпизодов о встречах в Год Литературы и в уже в январе текущего.
Лицей, четвертый класс. Энергичная Полина с упоением читает свои стихи,
ребята радуются – у них своя поэтесса. Не поспоришь, эмоции через край.
Потом сядут кружком на мастер-класс писать свою коллективную работу, и Полина
выйдет запевалой. "Душа болит, что лес горит и земля под ним дрожит…"
Другой ряд напишет историю про карандаш и ручку, неплохо выступит и третий.
Наступит заминка, Полинка будет колошматить себя по башке, приговаривая:
«Думай, думай, голова!» Все у нее в непорядке на столе, и в голове, пожалуй,
тоже. А так - умница!
Второклассники выразят признание на листочках с отзывами (просила отметить
понравившиеся стихи) – "Вы просто вдохновение". Так что домой не иду, а лечу
на крыльях радости!
Спасибо, мои юные друзья, за доброе слово!
Один из лицеистов со свойственной парням прямотой спросит: почему вы везде на
фотографиях в одном и том же черном платье? И через несколько дней я
отправлюсь за обновой.
Трудно объяснить ребенку - какова пенсия – такова и одежда, дружок!
Хотя мне тоже хочется принарядиться.
А если откровенно, с возрастом и скромным достатком стало не очень важно, во
что я принаряжена.
Главное - с чем пришла в аудиторию, услышали ли меня мои юные друзья!
Свидетельство о публикации №120120109195