Актуально. Встречи с юными читателями

Иногда идут споры меж читателями – книги лучше электронные или печатные?

Было бы правильнее, на мой взгляд,  проводить такие диспуты в образовательных

учреждениях.

Мы раньше дискутировали о фильмах и книгах, делали коллективные культпоходы.

Сейчас детей стремятся не развивать, а развлекать. Боятся перегрузить – 

думать начнут. Так это ведь хорошо!

И так странно видеть ребятишек и подростков, гордо заявляющих гостье –

автору: мы сейчас не читаем книги!

Говорят об этом с неким вызовом, не стесняясь. Вот мол, мы тупые и

неграмотные, мы дети своего века!

А век-то информационный, и нечем тут гордиться. Пишут поголовно, педагоги в

том числе,  с ошибками, пишут, как слышат. А слышат мало чего хорошего,

потому  орфография без чтения и регулярного письма хромает, как покалеченная.

Талант – от природы, а творчество – от человека.

Какие таланты нынче в большей массе своей развивают детки?

Танцы, спорт, музыка, рисование. Немного прикладных навыков. И в наш-то век

 предостаточно девочек и мальчиков, которые ничем не увлекаются и ничему не

учатся в системе дополнительного образования.

Каковы предки – таковы детки! Дык, их не курочка снесла, их ведь их мамка

родила!

Глянем на мамку. Сигаретка в зубах, мат на устах, бутылка пива в руке. Это

убожище и есть … мама? 

Папа еще страшнее.

Есть другие папы и мамы; в дорогих машинах, через губу не плюнут, в близ

идущего попадут, задарма из кресла не встанут, только под предоплату.

Баба с дедом  тоже стремятся попасть в миллиардеры и работают до потери

пульса. Им некогда общаться с младшими членами семьи. Какие там диспуты и

культпоходы!

А дети хотят заполнить свою душу самым прекрасным.

Вместо этого вбирают из общества и окружения чванство, пошлость и примитив.

На Левом берегу стайка хлопцев лет тринадцати-четырнадцати. Добродушно

посмеиваясь и подталкивая друг друга, помогают черноволосому рослому пареньку

считать деньги. Пятьдесят рублей не хватает на барсетку. То ли подарок отцу,

то ли себе любимому. Каждый лихо сплевает вбок и матерится.

Стоило с ними заговорить – приобрели нормальные выражения физиономий.

Потому буду продолжать встречи с молодежью и детьми, они нуждаются в

корректном и развивающем общении!

И вернусь к теме поколений и традиций.

Раньше – в 60-80-е годы прошлого столетия – проходили ежегодные смотры

художественной самодеятельности. В программу каждой школы включались

номинации: песни, танцы, декламация. Читали классиков – о Родине, о

знаменательных событиях из истории Отечества. Это, безусловно, влияло на

развитие речевой и социальной культуры поколения, сопричастности,

патриотизма.

В экибастузском ДК горняков ловила каждое слово из уст чтецов, поражаясь их

умению выразительно и трогательно подавать авторский текст в зал.

У меня силы уходили на осмысление написанного, я так читать не умела и

буквально молилась - хотелось хорошо писать стихи и хорошо их читать.

Зато вот теперь сама читаю и чувствую внутреннее волнение перед исполнением.

Есть, на мой взгляд,  такие же высокие строки и пронзительные, как у

Берггольц, Евтушенко, Симонова,  Фета,  сибиряков - кузбассовцев Федорова,

Киселева,   в некоторых  произведениях моих коллег по перу

на данном портале.

Начитанный человек более грамотен, обходителен, контактен, дружелюбен и

созидателен. В конце концов, он более интересен собеседнику и любимому

человеку.

О личном. Если бы Александр Михайлович, мой супруг,  не читал литературу, не

смотрел фильмы «Девятая рота», «Грозовые ворота» с таким упоением, вряд ли бы

он вызвал у меня взаимное чувство симпатии. За годы совместной жизни не

слышала из его уст матерных и пошлых слов,  грубых выражений и скабрезностей,

 примитива.

Меня радует тот прием, который оказывают авторам в школах, гимназиях, лицеях.

  Причем, он искренний и деловой.

Жаль, на телеэкранах города не увидишь регулярных выступлений местных

прозаиков и поэтов, а городу хочется посмотреться в свое социальное и

моральное зерцало!

Необходимо повсеместно в образовании создавать систему словотворчества,

растить талантливых авторов и читателей, занимаясь с ними с раннего,

возможно, с дошкольного возраста.

Неразвитые задатки «бесхозных» детей практически всегда превращаются в

скудость словоизложения, мышления, общения. О том свидетельствует народная

мудрость и афоризмы авторов, включая вашего искреннего собеседника.

Ежегодные фестивали чтецов и авторов - детей, педагогов, родителей -  в

образовательных, культурных учреждениях помогут сформировать интеллектуальную

элиту россиян.
 
Мне нравится в этом плане деятельность  Комитета образования и науки города

Новокузнецка, ДЮЦ «Орион», ДЦ «Комсомолец», ЦБИС имени Гоголя,  куда меня

приглашают в жюри на конкурсы чтецов. Необходимо расширять рамки темы –

читать стихи  не только о войне и о матерях, но и о мире, о дружбе, о Родине.
 
Важно давать слово детям-авторам!

31 января 2016 года.

Несколько эпизодов о встречах в Год Литературы и в уже в январе текущего.

Лицей, четвертый класс. Энергичная Полина с упоением читает свои стихи,

ребята  радуются – у них своя поэтесса. Не поспоришь, эмоции через край.

Потом сядут кружком на мастер-класс писать свою коллективную работу, и Полина

выйдет запевалой. "Душа болит, что лес горит и земля под ним дрожит…"
 
Другой ряд напишет историю про карандаш и ручку, неплохо выступит и третий.

Наступит заминка, Полинка будет колошматить себя по башке, приговаривая:

«Думай, думай, голова!»  Все у нее в непорядке на столе, и в голове, пожалуй,

 тоже. А так - умница!

Второклассники выразят признание на листочках с отзывами (просила отметить

понравившиеся стихи) – "Вы просто вдохновение". Так что домой не иду, а лечу

на крыльях радости!

Спасибо, мои юные друзья, за доброе слово!

Один из лицеистов со свойственной парням прямотой спросит: почему вы везде на

 фотографиях в одном и том же черном платье? И через несколько дней я

отправлюсь за обновой.

Трудно объяснить ребенку - какова пенсия – такова и одежда, дружок!

Хотя мне тоже хочется принарядиться.

А если откровенно, с возрастом и скромным достатком стало не очень важно, во

что я принаряжена.

Главное - с чем пришла в аудиторию, услышали ли меня мои юные друзья!


Рецензии