Две Жизни
«ДВЕ ЖИЗНИ»
(Светлой Памяти Святого Мученика Романа дьякона)
— Сбереги свою жизнь, сбереги! —
Говорил Роману мучитель:
— Мы с тобой в этом мире — враги!
Я твоей души «попечитель»!
И стоял Роман перед ним,
Был открыт ему Путь Бесконечный:
— Я себя утешаю одним,
Что спасаюсь от смертушки вечной!
Для меня эта жизнь коротка,
Вечным Таинством — станет «иная»!
Растворюсь, обнимая века,
Бесконечно, Любовь обнимая…
— Где встречал ты «две жизни», глупец? —
Закричал палач в исступленье...
— Подарил «их» Небесный Отец:
Снизошло через Сына Спасенье!
И забылся, читая тропарь,
Занялось над главою свеченье…
В то мгновенье свирепый дикарь
Не домыслил Святого Значенья:
— Так отдай жизнь короткую мне,
Коли Царствие Божье не пало!
И оставь всё, что «ВЕЧНО» себе,
Полагаю, что это не мало!
— Моя жизнь — станет Песнею Вечной,
Смерть же быстрою будет моя,
А твоя будет смерть — бесконечной,
Жаль мне искренне, глупый, тебя!
— Так меня, ты ещё и «жалеешь»?
Нет, вовеки тому не бывать!
Говорить, так со мною не смеешь,
На Христа, можешь, ты «уповать»!
…И схватился он цепкой рукою,
За поющую псалмы гортань,
Приближая Романа к покою,
Сквозь его остывавшую длань…
Вдруг порывистым, резким движеньем
Сокрушился смертельный удар…
И Роман ощутил приближенье
Жизни Вечной —
БОЖЕСТВЕННЫЙ ДАР!
«МУЧЕНИК РОМАН ДИАКОН И ОТРОК ВАРУЛ»
День памяти: 1 декабря
Святой мученик Роман происходил из Палестины и был диаконом Кесарийской церкви.
Во время гонения язычников на христиан он жил в Антиохии, проповедуя учение
утверждая верующих, чтобы они пребывали непоколебимо в исповедании Христовом.
Когда же нечестивый эпарх Асклипиад хотел разрушить до основания тамошний
христианский храм, святой Роман побуждал христианский народ оказать
сопротивление эпарху, и не дать ему разрушать святой храм:
— Нам ныне, — говорил он своим единоверцам, — предлежит борьба за алтари Божии;
Асклипиад — враг отечества, он хочет отнять Бога у нас, и мы хорошо сделаем,
если, защищая алтари Божии, падём, израненные, на пороге святого храма.
Чем бы ни кончилась борьба, мы, христиане, окажемся победителями, если не дадим
разрушить дом Божий, то восторжествуем в Церкви, воинствующей на земле;
а если падём убитыми при святом алтаре, то воспоем победную песнь в Церкви,
торжествующей на небесах!!!
Такими словами он возбудил всех стать на защиту святого храма и с решимостью
сопротивляться до самой смерти, не дозволяя эпарху войти в храм и разрушить его.
В это время наступил один идольский праздник, и множество язычников стекалось
в идольское капище с женами и детьми.
Тогда святой Роман воспламенился божественною ревностью, вступил в толпы
нечестивого народа и громогласно начал обличать его заблуждение.
Он остановил даже самого эпарха Асклипиада, когда тот входил в идольский храм:
— Прельстился ты, эпарх, идя к идолам: идолы — не боги, но Един, есть
Истинный Бог, Иисус Христос!
Эпарх тотчас же повелел схватить Романа и сильно бить по устам.
Потом, воссев на судилище, долго принуждал его отречься от Христа;
когда же увидел его непокорным, повелел мучить.
Его повесили, стали бить разными орудиями и терзать железными рогатками.
Но святой Роман, мужественно перенося эти муки, исповедовал Единого Бога,
Создателя всех, и укорял эпарха в безумии за то, что он не хотел познать истины.
Когда святой страдал, претерпевая мучения, мужественно проповедуя Христа,
стояло много верного и неверного народа, смотревшего на подвиг страдальца
Христова. Недалеко стоял один христианский отрок, по имени Варул.
Взглянув на него, мученик сказал мучителю:
— Сей малый отрок разумнее тебя, старейшего, хотя он ещё и малолетен, —
так как знает Истинного Бога, а ты, в преклонном возрасти, не знаешь Его!
Тогда эпарх, подозвав к себе отрока, спросил его:
— Какого Бога чтишь ты?
— Чту Христа, — ответил отрок.
Эпарх спросил его:
— Что лучше — одного Бога чтить, или многих?
— Лучше чтить Единого Бога, Иисуса Христа, — отвечал отрок.
Эпарх опять спросил его:
— Чем Христос лучше всех богов?
— Тем Христос лучше, что Он — Истинный Бог и создал всех нас,
а ваши боги — бесы и не создали никого.
Многое другое ещё говорил отрок, как будто он был премудрым богословом:
Дух Святой, действуя в нём, совершал хвалу из уст его для посрамления
нечестивого эпарха и всех идолопоклонников.
Мучитель и все бывшие при нём, изумляясь разуму отрока и мудрым словам его,
почувствовали великий стыд от того, что не могли опровергнуть слов его.
Посему мучитель повелел безжалостно сечь Варула розгами.
После долгого сечения, Варул начал изнемогать и попросил пить.
Но его мать, стоявшая там, средь народа, и с радостью смотревшая на страдания
своего сына, увидав его изнемогающим и просящим пить, с настойчивою строгостью
велела ему мужественно переносить страдания до конца.
Когда же мучитель приказал, усечь отрока мечём,
мать взяла его на руки и понесла на место усечения.
Обнимая и целуя, она утешала его и укрепляла,
чтобы он не боялся при виде меча над своею головой:
— Не бойся, сын мой, — говорила она, — Не бойся смерти, милое моё чадо!
Не страшись её! Не умрёшь ты, но жив будешь вовеки! Не ужасайся, цвет мой!
Ты немедленно будешь перенесён в райские сады! Не бойся меча! Как только
ты будешь усечён, тотчас же отойдёшь ко Христу БОГУ и узришь славу Его!
Он примет тебя с любовью, и ты будешь жить с Ним в радости неизреченной,
наслаждаясь блаженством с Его святыми Ангелами!
Так утешая своё дитя, благочестивая мать донесла его до места казни.
После усечения отрока, мать собрала его кровь в чистый сосуд и, взяв тело его,
обливала его радостными слезами, с любовью лобызая его и радуясь,
что сын её пролил за Христа свою кровь, от неё воспринятую.
После того, она предала тело своего сына честному погребению.
После усечения святого Варула, снятой Роман был осуждён на сожжение.
Связанный и обложенный кругом дровами, снятой Роман, когда слуги ещё
не подкладывали огня под него и не поджигали дров, ожидая последнего слова
от судьи, со средины костра громко воскликнул, обращаясь к мучителям:
— Где же огонь? Почему не зажигаете его? Зажгите, чтобы пламень охватил меня
всего вокруг!
Когда огонь был зажжён и дрова со всех сторон сильно разгорелись,
внезапно полил сильный дождь и погасил огонь.
Святой Роман остался жив и нисколько не потерпел вреда от огня.
Он порицал нечестивых язычников, укоряя их безумие и проклиная их богов,
а Христа, Единого Бога, прославлял!
После сего за смелые речи святого мученика, мучитель повелел отрезать ему язык.
Но святой Роман сам отдал мучителям язык свой на отрезание.
Но, и после отрезания богоглаголивого языка, не смолк Исповедник Христов,
и сверх естественным образом и без языка говорил ясно, как и прежде,
прославляя Единого Бога!
Потом ввергли его в темницу, в которой он пробыл долгое время,
с забитыми в колодку ногами.
Когда же сообщено было о нём императору Максимиану, что и с отрезанным языком
он хорошо говорит, тогда император повелел удавить его.
Войдя в темницу, воины затянули веревку на шее его и удавили.
Так святой мученик Роман окончил подвиг своего страдания за Христа,
в царствии Которого он ныне прославляется, восславляя Пресвятую Троицу
и ныне и присно и вовеки веков. Аминь.
Свидетельство о публикации №120120105645