Колыбельная Мусоргского
Ловит в ночную струю.
Медленно вверх по щербатым ступеням
Тень бестелесная к звуков - ручью.
Вот уж запоры она миновала,
Плачет ребёнок - уймись!
Фата-моргана в телес покрывало
Мягко окутала мысль.
Мать, уморенная люльку качает:
- Спи, беспокойный малыш.
Вот за окошком мир божий светает,
Спи - лучше днем пошалишь.
Мать не заметила как к колыбельке
В черном монашка. Поет:
- Баюшки-бай, мой сынок-шалунишка,
Как мне тебя не стаёт.
- Как ты вошла, коли заперты двери?
- Что ты за мать - что ворчишь.
Угомонить малыша не сумела -
Мой он теперь. - Нет, шалишь.
Кто ты такая, откуда пробралась?
- Баюшки-баю-бай-бай.
Тише, мамаша, чего разоралась,
Дай укачать - не мешай.
А в изголовье нефритом светилось
Чье-то распятье. И вран
Там за окошком: "Осиротилась!" -
Сын затихал в сон-обман.
- Баюшки-бай, баю-баю-баюшки,
Мой ненаглядный уснул.
Вране метнулся - ухнуло в юшках -
Был и как не был. К нему ль
Черной монашки белая шляпа
Птицей в камин - мать как снег!
Бледный малыш - докричался, растяпа,
Мама бессил - и рассвет...
© Copyright: 2015
Свидетельство о публикации №115062504879
Мусоргский
Жизнь и творчество русского композитора
Глава VI. Рубикон
Сиротка и Еремушка — образы неисходного горя униженных и оскорбленных. С захватывающей экспрессией передана в музыке сценка бездомного ребенка-сироты, умоляющего «добренького барина» сжалиться над ним, спасти от голодной смерти. Текст пьесы, сочиненный композитором, очень выразителен. Вполне вероятно, что Мусоргский был невольным свидетелем подобной сценки, и его поразил облик маленького скитальца, гонимого судьбою и людьми.
Рассказ нищего сироты, пронизанный интонациями жалобы и мольбы, отозвался в воображении Мусоргского музыкой, но музыкой не чувствительной, не сентиментально жалостливой, а драматической, суровой, вызывающей в слушателе жгучую боль сострадания. В робких возгласах обездоленного ребенка — «Барин мой миленький, барин мой добренький...» — теплится надежда на сочувствие «баринушки», которому он, волнуясь и спеша, поверяет свое неутешное горе. Замечателен этот психологически чутко распетый речитатив-рассказ, составляющий сюжетную сердцевину сценки:
Тщетны попытки голодного сироты разжалобить сытого «баринушку». С отчаянием, почти крича, повторяет он свои мольбы, и глухим, увы, безнадежным, протестом звучат его возгласы «Нет моей силушки, пить, есть захочется...» — на вновь возникающих начальных попевках (интонационная реприза). Драматическая напряженность сценки усиливается. Страх смерти охватывает изможденного ребенка: «С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь...». Перемена интонации его тревожно возбужденной речи выразительно оттеняется и в мелодии и в сумрачной гармонии сопровождения (характерный штрих — неразрешаемый «тристановский» септаккорд):
Образное развитие музыки достигает кульминации в последней фразе. Горестный вопль «Сжалься...» вырывается из груди ребенка — и сразу сникает в прерывистом шепоте «...над горьким сироточкой...». Согбенная фигурка, протянутая рука.
Заключения в этой сценке нет. Музыка словно застывает в незавершенном кадансе, на доминанте. Но образ завершен — реально, зримо, и сила его воздействия необычайна.
«Колыбельную Еремушки» Мусоргский написал на слова из некрасовского стихотворения «Песня Еремушке» (напечатанного в сентябрьской книжке «Современника» за 1859 г.). Следуя собственному замыслу, он положил на музыку всего четырнадцать строк большого стихотворения, отбросив и его начало (бытовой антураж — «Стой, ямщик! Жара несносная...»), и всю его вторую половину, где поэт противопоставил горемычной крестьянской колыбельной песню новую, призывную, проникнутую пафосом гражданственных идей. Не следует отсюда делать поспешный вывод — будто Мусоргский был чужд этим идеям: большая и лучшая часть его творчества опровергает такое утверждение (однако же оно высказывалось, иной раз, музыковедами). Суть заключается в конкретной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собою композитор, и в том, как он ее выполнил.
Последовательно разбирая серию «народных картинок» — вокальных сцен, создававшихся в ту пору Мусоргским, нетрудно понять, почему именно крестьянская колыбельная привлекла его внимание в стихотворении Некрасова. В образном строе этой реальной сценки, в интонациях крестьянской речи, верно переданной поэтом, он услышал музыку, способную выразить нечто большее, чем бытовой эпизод из народной жизни. К тому же сценка, ясная в своем жанровом облике, представлялась вполне самостоятельной по содержанию и характеру, независимо от дальнейших строф поэта. Мусоргский ограничился ею.
Замысел композитора был скромнее. Но выражен он глубже. Музыка «Еремушки» запечатлела затаенный в крестьянской песне-думе образ страданья и скорби. Слушая эту музыку, невольно вспоминаешь и «Калистрата» и «Колыбельную» из «Воеводы» («Спи, усни, крестьянский сын»), И тут различие родственных — по жанру, отчасти и по содержанию — пьес обнаруживает связующую нить развития интонационно-образного мышления Мусоргского.
Свидетельство о публикации №120120104610
Так вот: взять резвого коня,
оторвать от него то, отбросить это,
а из того, что осталось, сделать птицу.
Большаков Алексей 26.12.2021 19:53 Заявить о нарушении
Татьяна Ульянина-Васта 26.12.2021 20:32 Заявить о нарушении
Jedem das Seine (нем.)
Вот пришло мне как-то на ум: а почему никто из священников РПЦ не поддержал меня?
А потому что ИЕРАРХИЯ
Завтра окажешься на месте таких как я
Благо бы я еще была святой - было бы чем оправдаться на страшном судилище
А так
И партбилет в Высший Свет потеряешь
И сам ничего с такими отверженными не сможешь
Ходи потом, рассказывай анекдоты
Татьяна Ульянина-Васта 26.12.2021 20:55 Заявить о нарушении
сидят, помалкивают, сами.
Большаков Алексей 26.12.2021 20:57 Заявить о нарушении
Ну, я понимаю тут полно засланных казачков.
Как-то сайт ветераны тудей печатал подборку проектов, которые пытаются развернуть на территории бывшего СССР
Так вот православная церковь центрируется на Венгрию, на Австро-Венгрию, это долго объяснять, но мне в целом система понятна
Не очень понятно другое
Достаточное количество священников моего возраста, которые с молоко матери должны были впитать неприязнь к власовскому выбору хозяев,
Они же все были пионерами, комсомольцами, праздновали 9 Мая, учили стихи ко дню Победы, писали сочинения на тему "Живые и мертвые"
Как они умудрились переприсягнуть другому богу?
Татьяна Ульянина-Васта 26.12.2021 21:12 Заявить о нарушении
Все ж таки русские в глубине души более настроены на Царя Славы
У нас даже Ордена были за нашего Царя - Орден Славы
Потому и шлют с Балкан священников, которые ничего в русской Славе не смыслят, зато хорошо знают, что Иисус Христос - иудей
И только Иудейский Царь может быть Христом
Но проблема в том, что нет русского православия - все православие, это филиалы
Мне рассказывали сами священники, которые видят к чему это привело
Но и остаться у разбитого корыта - страшно
Уж они-то точно знают, что бесы шутить не умеют
Татьяна Ульянина-Васта 26.12.2021 21:22 Заявить о нарушении