Афанасий Фет
Фет – звук похожий на лёгкое дуновение летнего ветерка, несущего запахи цветущих садов и луговых трав.
Фет – воздушные, нежные звуки прекрасных стихов:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
Стихи Фета чаруют с первых строк. Лирик из рук в руки передаёт своё сердце читателю. Он делает это без оглядки, упоённо, самозабвенно.
Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 года в селе Новосёлки Орловской губернии в доме помещика Афанасия Шеншина. Но откуда у русского поэта такая не совсем русская фамилия? Дело в том, что лечившийся в Германии Шеншин увёз от мужа Шарлотту Фёт, которая через месяц по прибытии в Россию родила мальчика. Так как будущий поэт родился до брака отца и матери, он считался незакооннорожденным и, в отличие от младших братьев и сестёр, Шеншиных, долгое время вынужден был подписываться: «К сему иностранец Афанасий Фет руку приложил». С 1873 года, по разрешению Александра II , он становится дворянином Шеншиным, но как поэт остаётся Фетом.
Поэзию Фета отличают музыкальность, разнообразие ритмов и звуков. Он извлёк из силаботонической системы все возможные ритмические потенциалы, совершенствуя её метрические формы. В результате возникает особая, фетовская музыкальность. Отсюда и определение стиля Фета как «напевного стиля».Как поэта мыслителя, Фета отличают лирическая нежность и лирическая смелость. Трепет жизни – это и есть лирика Фета, её суть. Многосторонняя поэтическая деятельность Фета постепенно обретала прочность и значение определённой литературной традиции. В конце ХIХ - начале ХХ века к этой традиции сильно тяготели поэты-символисты - В.С. Соловьёв, В.Я. Брюсов, А.А. Блок,
А. Белый, а впоследствии многие советские поэты - С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, Н.М. Рубцов. Фетовская традиция до сих пор не потеряла сферы своего влияния. Художественные открытия Фета – выдающийся вклад в русскую поэтическую культуру.
Без юбилейного преувеличения можно сказать, что поэзия Фета будет востребована даже в далёком будущем. В воспитании чувства внутреннего совершенства, в эмоциональном познании мира и его красоты она наверняка будет играть заметную роль.
За Фетовской лирикой сквозит чистая синева и душевность, лёгкая , озарённая солнцем рассветная дымка и обнадёженность.В стихотворении написанном в сентябре 1892 года, незадолго до его смерти 3 декабря в Москве – Фет говорит:
Мысль свежа, душа вольна;
Каждый миг сказать хочу:
«Это я!» Но я молчу.
Молчит поэт. Но – говорит его поэзия.
Долгие годы в советских школах делали упор на соцреализм, а лучшие русские поэты: Тютчев, Фет, Майков и А. К. Толстой преподносились ученикам, как поэты чистого искусства, безыдейного и лишённого какой либо мысли о борьбе, свободе и морали. Но с годами всё больше углубляясь в их творчество, мы поняли, что все они – мыслители, историки и глубоко гражданские поэты. О роли настоящего поэта, а не
певца злободневности и политической моды говорит Фет в одном из своих последних стихотворений.
ПСЕВДОПОЭТУ
Молчи, поникни головою,
Как бы представ на Страшный суд,
Когда случайно пред тобою
Любимца муз упомянут!
На рынок! Там кричит желудок,
Там для стоокого слепца
Ценней грошовый твой рассудок
Безумной прихоти певца.
Там сбыт малёванному хламу
На этой затхлой площади, -
Но к музам, к чистому их храму,
Продажный раб, не подходи!
Влача по прихоти народа
В грязи низкопоклонный стих,
Ты слова гордого СВОБОДА
Ни разу сердцем не постиг.
Не возносился богомольно
Ты в ту свежеющую мглу,
Где беззаветно лишь привольно
Свободной песне да орлу.
Свидетельство о публикации №120113004139