Хороший рассказ

     Чтобы написать хороший рассказ, нужно быть заинтересованным не просто в пересказе сюжета, а в характере героев. Если не будет параллельно с сюжетом проходить психология личностей, то рассказ будет то же, что сплетня, никто не станет переживать о его героях, проживать с ними происходящее.

      И тогда, что же можно для себя вынести из такого повествования? Действующие лица пройдут мимо, живя своей, отдельной от тебя, жизнью. Они так и останутся чужими. Будет ощущение того, что ты подсмотрел эту историю украдкой, как вор, в чужом окне ночью.

     Однажды в глухой марийской деревне я искала нужный дом. На улице уже стемнело, и только в одном доме горел свет. Окна выходили в палисадник и были почти у самой земли, большие как экран. Ночные шторы открыты. И на этом экране я увидела идущих по комнате мужчину и женщину. Мне стало неловко, будто специально подглядываю. Возможно, они только что вошли и включили свет, а потом хотели зашторить окно. Я громко забарабанила и за-кричала: «Простите, пожалуйста! Я заблудилась». Женщина спокойно подошла к окну и объяснила, как найти нужный адрес.

     Подсмотреть чужую жизнь несложно. А вот увидеть, почему она течёт так, а не иначе, разобраться в её психологии, помочь читателю полюбить своих героев – и сильных, и слабых, может не каждый автор. Здесь требуется сопереживание, чувствительность. Необходимо отразить в рассказе мысли героя, его внутренний диалог, его сны. Тогда и читатель сможет понять поступки, которые иногда кажутся нелогичными.

     Внутреннее содержание – вот что привлекает нас в другом человеке. Мы это можем выразить словами: «Мне с ним интересно»... или «мне скучно с ним». Вот два примера общения. Мужчина или женщина что-то рассказывает своему собеседнику. Тот слушает, кивает, временами комментирует, а потом изливает свою историю. И всё – на этом всё прервётся. Больше не о чем говорить. Ну как твои дела? Избитый вопрос для приличия. Не работает для построения отношений. Отношения развиваются в передаче настроения, чувств, эмоций, даже в заикании от волнения. В это время скучно не будет.

     Наша душевная природа ярче выражена в междометиях, а не в долгом повествовании о том, как дела. По сути, человек, задающий такой вопрос, хочет сам на него ответить. А надо сказать: «Неважно, как мои дела! Главное, что ты позвонил, что могу тебя слышать, видеть! Что у тебя всё в порядке, ты хорошо выглядишь!» Ведь, общаясь друг с другом, мы не на экскурсию приходим, не знание обрести, а подарить другу своё тепло!

     Так и рассказ – это частица души, которую автор отдаёт своему читателю. Если рассказ согрел, его хочется перечитывать...


Рецензии