Велесова книга. - 1
Предисловие помещено в мой Дневик.
Первая
1. Легенда о Богумире и его дочерях.
1. В то время был Богумир – муж славы, а имел он три дочери и два сына. Те вот водяще скуфь до степи, и, тамо живя, во травах потчевались. И были они богопослушны и разумовосхищены. И тако тут мать их, наречённая Славуня, для всех творила потребное.
И речет как-то Богумир в некий день: «Мы должны дочерей своих овыдать и внучат узреть».
И, тако рекши, повозы запрягает и едет куда-нибудь. И приезжает ко дубу. И, вставши во поле, остаётся на ночь у огнища своего.
И видит ввечеру трёх мужей на конях, к нему стремящихся. И рекут те: «Здрав будь! А что ищешь?»
Оповедал им Богумир тугу свою. А они же отвечали, яко сами во походе, да возьмут жён.
Обратился Богумир на степи свои и привёл трёх мужей дочерям.
2. Миф о гневе Сварога, о страшном землетрясении и великом переселении.
1. И паки была великая стыдоба родичам, ибо они препирались о власти. И многие рекши: «Нейдём до Роду, яко нет успокоения огнищанам. А будем лепше сами во лесе, либо же во горах прозябати!» С теми словами родичи были отторжены.
И велико сердиться и лютовать изволил бог Сварог, наказуючи великое смятение горам.
И словенские во ночи пробуждены были великим громом и земледрожанием. И се слышат – кони на горе вопияшут, страхом обуявшися. А ослы копошатся и идут вон из села. А овнов нетути.
А поутру видят дома расторочены: один – на горе, иной же – во долу, а иной – во дыре великой земной, и ни следу нетути, ино и не было.
Были от того славичи велико скудные, и животы кормить ничем не имели.
И рекли отцы Ирею: «Веди нас вон!»
И рек Ирей: «Се аз есмь на вас со сынами моими!»
3. Предание об Оре и Кисько и об основании Голыни.
Ибо се совесть наша причиною быть, яко вот имеем своими словесами обличать деяния. И тако речем во истину благое о роде нашем, да не лжём!
Ту истину речем: оная о первых панах наших. Поведаем и князей избрание и перемену.
Вот Кисько тот водил родичей во степях, со скотом своим, до Полудня и тамо, где солнце сияет, пребывал.
И пришед до него отец Орей, и то до него речет: «Оба мы имеем деток, и мужей, и жён, и старцев, и должны их оборонить от врагов. И таково речем, ежели племена соединим свои, и овнов своих, и скот, да будем племенем единым! Се боги научают нас. И узрим доброе во веки веков!»
Окружавшие тут начали схватываться, ибо те рекут «Быть едино!», тако же и иное рекут.
И вот отец Орей отводит стада свои и людей от оных, и ведёт таковые подале. И речет: «Тамо сподобим град! И тот Голынь будет, яко вот есть голая степь и леса.»
И Кисько идёт прочь. И се вот ведёт людей своих до иного края, и да не смешаются те со людьми отца Орея. А се те и есть старшичи.
И тако сотворили во земле той грады и осели. И тако Кисек отшед со людьми, и утворяет землю иную, и тамо садится.
И таково отселе отмежевались те от этих оба-два. И тако обретались, будучи чужды оный иному.
Все те жито и соль имели, не переча оные другим. И был Кисько тот славен, и люди отца Оре славны, яко же слава претекала ихняя, а поле знало их, яко стрелы и мечи знает.
4. (Продолжение предыдущего текста.)
Се вот пришли те язы до края его и почали скот отбирать. И се Кисько налез на них, во-перва прогони их, во-два был прогнан сам и люди его. И были воронами покрыты места те, ядшими многие очеса людей, поверженных от мечей…
И се вот омерзилось сердце Орево, и вопиёт он родичам: «Поддержите Киська и люд его! И коней-то седлайте все!»
И се сверглися на язов, и бияща по оным, яковы же расторочены суть. И тем возымели ведать истину: имеем силу купно, и никакие иные не могут одолеть нас!
5. Окончание предания об Оре и Кисеке с проповедью. (Примыкает к текстам 3 и 4)
1. ...Якожде тако возорал Кисек ко людям своим:
«Сейчас нападайте на оных!»
И те омерзились на врагов, и потекли на оных и потолкли их...
2. И се имеем силы весьма многие, а враги не столь многие, яко есть мы русичи, а враги несть оные.
И камо есть вержена кровь наша, тамо есть земля наша. И се оные страшатся, и се страшить их смерть будет, якожде овых бивали во стары годы отцы наши.
Речем и ещё такие слова на память, и не едино из тех слов не утратим. А речем братьям нашим: «Вот тако же сила божеская пребудет на вас, и той овитяжете до конца врагов ваших, иже хотят земли ваши... Будьте сыны своих богов, и сила ихняя пребудет на вас до конца! »
Не имеем ныне чрева наши насытить хлебом, ибо тот пожжён на огне вражеском. И коровы нашего скота терпят тугу тако же, как и мы. И се, как иных нашим железным оружием отгоним от полудня вскоре, и будем сильны выше врагов наших!
Вторая
6. Наставления Сварога и заветы Орея.
Се прорек Орею Сварог наш, яко нас истворил:
«Сотворю вас ото плоти моей. И будет речено, иже суть сыны Сварога. И поставитесь яко сыны Свароговы, и будете яко дети мои. И Даждьбог будет отец ваш, и тому достоит послушаться. И тот вам речет, чего должно деять, и како речеть и чего творить. И будет народ великий, и витяжете во всём свете, и потолчёте роды иные, иже истягнуте силы изо камней, чудеса творя - без коней повозы. И всякое деять чудное без кудесников, ибо всякий грядёт быть яко кудесник...»
И то боги вам рекут.
А Орея есть завет:
«Любите свет, и зеленя, и животных. И любите друзей своих и будьте мирны между родами!»
7. Миф о вознесении отца Оре к Перуну.
2. Се вот узрите отца нашего Оре, до облаков ходящего, вознесённого силою до Перуновой кузницы. И узрил там Оре, яко Перун ковал мечи на врагов, и, ковавши, изрек тому:
«Се стрелы и мечи имейте на воинов тех, и не смейте бояться их, яко уничижу их до земли, и войско их будет смешано с прахом... и зверями будут они, яко поросята, измазанные глиной, и смрад свой понесут по следам своим. Тако речено будет об оных, яко есть смрадные поросята и свиньи!»
Се вот изрекши, Перун ковал те мечи. И Орею то изрек. И то Оре поведал отцам нашим.
И такова была наша борьба за житьё, и витяжество многие века назад. А днесь верили, что не было так.
8. Предания скифо-сарматских времён о переселении скифов и славян и о последующих событиях.
1.И се быть князю Славену и брату его Скифу. И сим распри вести великие на востоке. И се те решают: «Идём до земли Ильмерской и Дуная!» И тако решив те, и вот старый сына своего оставляет во старшины ильмерам, и потом течёт на полуночь. И тамо свой город Славен утверждает.
2.А се брат его Скиф у моря быть. И се вот старый, и имел сына своего Венеда. И после него вот был внучец Кисек, кой же владелец был степей полуденных и коров многих. А тамо ясы, и оттого бывша распря великая, сетованье и журьба на оба полы Дуная, до гор Русичских и до пастбищ Карпатских. И там обретаясь, се вот утворили Кола, и был он борец за них, и тако же врагам отпоры творил. И сей отразил оных и отстранил отсюда. И се родом о том решили, и вече созовя едино, творили те землю нашу.
9. Остаток мифа о Велесе и отрывки древних преданий с летоисчислением.
1. ...Велес вот научил тех землю пахать и зерно сеять. Тако было тем пращурам огнищанами стать и начать быть землетрудцами. Иные же свой скот водили во полях злачных. А избирать имели от своих старого отца от роду до роду. Тако правились.
2. Речем вот, яко се речется в нашей земле, а не яко греки...
За десять веков забыли прочих своих, и тако роды те жили особыми племенами. Те звались поляне, а прочие - северяне и древляне. И вот то суть все русичи, от Русколуни имели те отделиться, несть яко сумь, весь и чудь.
10. Другая легенда о приходе на Киевщину и о начале Киевской Руси.
1. ...И идучи по распре той до гор Карпатских, и там обрели ... и грады, и сёла огнищанские, и торжища великие. И потеснены были от годи, коя се вот ушедшая до захождения солнца. А оттуда идём на солнце, до Непра-реки.
И взял есмь тамо Кие утверждён град, где обитали славяне родов иных. И тамо поселились мы, огнища творя Дубу и Снопу, яко те есть Сварог, пращур наш.
2.(Из текста 3.38а)
И поставил первее род Славен мольбище во граде Киевом, иже наречён есть Киев, а около того имел селиться. А во лесах дубовых лешие во ветвях колыхаться зачинали, а брады хмелем утыканы, и власы во травах - те суть листы зелены...
3.И в сей раз налез на нас враг нов, осози сущие, иже кровь пращуров пиющие. И се рати свои устремил Кие на них. И се племя Енезово налезло, ино было, на них, и сеча была велика. И узрели во небе воинов Перуновых, иже сверглись на них, и потратили силу их, и донага расторочили, и показали зады оные.
И наши воины, зря то, рекли:
«А боги наши врагов наших!»
4.Се вот-то Вышень грядёт на облацех ко нам и речет:
«Дети! Городите грады ваши и крепите их, ибо будете окружены по весне иными врагами, и борьба ваша будет сурова и крепка! И то Сварог меня посылает к вам. Се вот имейте силы небесные ошую и одесную вас!»
И тако же рек:
«А вы небрежёте богами, и тако вот есть сами пред врагами!»
11. Версия предания о расселении на Киевщине и Голуни и о первых князьях киевских.
1. ...Се вот Оре-отец идёт пред нами, а Кие ведёт Русь, и Щек ведёт племена свои, а Хорив - хорваты свои...И идут Хорив и Чех от иных, и сели у Карпатских гор. И там были, иные грады творя, и мену имели со племенами иными, и богатство имели великое. Се вот вороги налезли на нас, и вот течём до Киеграда и до Голуни, и тамо поселяемся, огни свои паляще до неба, и жертвы творяще, благодаряще богам...
И се Кие умре, тридесять лет владычив нами. И по сему был Лебедян, иже звался Славерь. И тот жил двадесять лет. А потом был Верен из Великоградия, тако же двадесять. И потом Сережень - десять. И одержали они витяжество над врагами...
И се грядут на них иные. И годь, прийдущая до степей наших, зло творя. И се доблесть имели праотцы наши сражаться за жизнь.
12. Предание о старорусских князьях.
7. И потом сподобились быть семьдесят князей наших, яко Мезислав, Боруслав, и Комонебранец, и Горислав. И тако бывали избраны они от веча, и отлучены от веча, коли бы вот люди не хотели их. Се вот были те князья велико трудящиеся. И се Кисек был велик и мудр.
И те умре, а по ним были иные, и каждый творил нечто благое для Руси. Память наша то удерживает, яко же имеем их славить во всякую тризну трижды. И потщитесь о памяти их сынам нашим. И никто не смей то запамятовать, яко проклят будет от богов наших и человеков. И в людях имя его погибнет навеки.
13. «Повести Святояровы».
Да узрят зрячие того-то боярина, Гордыню нашего, якой поразил годь со Скотичем. А было то славное деяние от приходу словенских людей на Русь в десяти ста третье лето, когда ,наглея и грабя, налезла на нас годь.
А был тогда Святояр, был един от князей русских, иже избрали борусичи на Русколуни. И тот-то есть, взявши русколунь, и ляхов, и борусь, вооружив их мечами, идёт на годь от Воронеженца и мимо Киева. И было там десять тысяч отборных воинов конных, никого же пешего. И тако се сверглись на них, и тамо сеча была зла и крепка, и та осуровела к вееру. И повержена была годь...
14. Предание о Белояре, егунчах и синьских гостях.
Тут вот муж роду Белояр, идя по ту сторону Ра-реки, упредил тамо гостей синьских, идущих до франков, яко егунчи на островах своих и поджидают гостей, дабы обобрать их.
Было то за полста лет до Алдореха. А ещё древнее того был род Белояров сильным.
А гости подевались за мужей Белояра и рекли, яко дают ему серебро и двух коней злата, и утекли от грозы егунской, идя стороной. И тако шли мимо годи, якова также сурова на приём, и на них напёрла. А князь их нечестен и дважды дань брал. И тогда вот гости притекли к нам, и здесь поворотили ко земле Синьской, и не приходили уже никогда.
15. Проповедь во славу Солнца.
1. Солнечну свету быть над нами!
А идём, камо видим, от Земогория и Лукомория. А и то всякий день ко Богам взираем, якове есть свет. Его же нарекаем Перун, Дажьбог, Хорс и Яр, и иными именами. Се тако спеваем славу богам и живём милостью божеской, доколе жизни длятся. Солнце бьёт врагов наших, иже суть во тьме змеями ползучими, и грозящие нам болями, и смертью смертною, и концом жизни всяческим. И явиться богу сильному, и бити тьму мечом молнии, и та издохнет. Солнце светит на нас и нам, и видимо всяческими племенами. И наперво, слава Солнцу, светлому Деду! Сей изгони тень злую зияюще!
16. Об избрании князей.
Во те годы, покуда князей избирали, многие вожди и князья тогда были. И всякие те княжения на вече решали простые мужи. И тако уставили землю пахать, и се вот князь будет назван, давать полюдье - и хлеб, и яства, и всякие пожитки от людей своих. Днесь иные князья полюдье силой берут, и сыну власть передают, от отца к сыну, и аж от деда правнуку.
17. Предания, легенды, проповеди эпохи готских войн.
1. Се вот Германарех идёт от полуночи до нас. И должны мы оборонять землю свою. Так вот идём на них, ибо готская земля есть наша. И там белогоры сидели, усеяли костьми своими и кровь свою пролили, и та есть во нас.
2.Се воспоёт птица Матерь Сва о нас и славу изречёт нам: взяли вот ту мечами нашими, и пошли ко Святым полям, отразили врагов полуночных, и отразили врагов полуденных, и текли на врагов восходных, и были побеждены русскими германцы, яко есть мы отца нашего Перуна сыны, а Дажьбога - внуки!
3. Се вот Сварожич указал нам камо грясти всем. И тот Германарех отошёл на полуночь, а эллины - на полудень. И тако собрали землю нашу до купы...
4. Се вот идёт во степи наши великое множество родов иных, и не можем быть в мире, и не ждём помощи. Ибо та вот есть в мышцах наших и на конце меча, а тем сечём врагов...
18.
1. Се иной враг Германарех идёт на нас от полуночи. Он же внук внучатый Отореху. И се вержет на нас воинов своих во рогах на челе...
2. Се вот язы идут на нас от Танаису и Тьмуторокани - мощная конница и рать неисчислимая, и тьма тьмы течёт, тако же на нас. И се не имели иной подмоги, только же божье соизволение нам. И удесятерили силы свои и потекли на них. Се Белобог ведёт наши рати и конницу. И тамо видели волшебников, во лесах бывших, идущих на рать и берущих мечи. И узрили кудесников, чудо великое творящих, и изо перстов, воздетых к небу рати вставали небесные. И те текут на врагов и могилуют их. И тамо узрили птицу великую, летящую к нам, и сверглась сия на врагов...
Биёт крылами Матерь Сва, и кличет нас, яко же идём за землю нашу, и встанем за огнища племени нашего, ибо мы - русичи!
3. Стекайтесь, братья наши, племя со племенем, род со родом, и бейте врагов на земле нашей, якова надлежит нам, и никогда - иным. Тамо вот умрите, а не поверните зады свои! Ничто вас не устрашит, ничего вам не станется, яко же есть вы в руках Сварожича. И тот вас ведёт во все дни до витяжества и гордости многой!
Свидетельство о публикации №120112903958
//////С признательностью,Вера.
Вера Долгова-Першинская 10.12.2020 20:25 Заявить о нарушении
Александр Волог 10.12.2020 22:16 Заявить о нарушении