Элегия

Вот кладбище старинное. Оно
В холодный сумрак дум погребено.
Калеки-ангелы, воинственные бюсты,
Гибриды каменные розы и капусты,
На мраморе бездарные стихи –
Уродливая копия страданья,
Оставленная прочим в назиданье,
Кто множит рифмою свои грехи.
Когда-то здесь у серого забора,
Живой и мыслящий кончался город,
И мёртвый город, смерти торжество,
Был продолженьем и концом его.
Теперь иначе: кладбище давно
Шеренгами домов окружено,
И тихо, как корабль покорный ветру,
Оно ползёт, подкрадываясь к центру.
Здесь хоронить теперь запрещено:
Здесь так же тесно, как и в мире, стало.
За городом теперь хоронят, но…
На днях здесь хоронили генерала.
Хожу, брожу… живой среди могил.
Зачем?.. пардон… вот похоронен критик.
Он был бодряк, и часто говорил:
«Кто смерть в стихах помянет – вредный нытик!»
Кресты, могилы – целый горот-грот
Навек ушедших в землю поколений!
Здесь тлеет признанный всем миром идиот,
Там спит непризнанный, быть может, гений?..
А этот юноша застенчивый в очках
Порой здесь, может быть, расхаживал угрюмо,
Как я… и, скорбный попирая прах,
О жизни, вечности, а не о смерти думал.
Но нет его, как многих, многих нет –
Лишь обелиск, да под стеклом портрет.
…Вы были – вы ушли… Мне грустно и убого –
Пусть нет бессмертия, пусть нет на небе бога,
Но есть движение живое, и тогда
Зачем они ушли, как буря без следа?..
Нет… я не прав!.. Они как завещанье
Оставили нам мысли и страданья,
Надежды и дела, свою живую кровь,
Которая, живым сердцам послушна,
Нас заставляет чувствовать любовь
И к злу не относиться равнодушно.
…А говорят, что уж вопрос решён,
Что, лишь пройдут каких-то лет десятки,
Здесь разобьют цветов душистых грядки,
А посреди построят стадион.
Сказал мне индивид: «Не хмурься! Ерунда!
Ведь мы же не этруски, не болваны,
Что мёртвым строили из камня города,
А сами жили в деревянных».
…К кладбищенским воротам подошёл
Я с думою уже весёлой: «Кто-то
Забьёт когда-нибудь сюда победный гол,
Поставив здесь футбольные ворота!»


1 июля 1969 г.
Ростов-на-Дону.
-----
Из старых тетрадей.
Ранее не публиковалось.


Рецензии
Кладбищенская тема невероятно глубока и насыщена смыслом ЖИЗНИ!
Вы, будучи молодым человеком, Константин Фёдорович, раскрыли её во всём своём значении для живых. Мало кто задумывается о смысле древнего изречения - Memento mori! Вы сделали это через собственные впечатления от посещения старинного кладбища, окружённого живым шумным городом. Кладбище, бывшее его окраиной, как корабль медленно, но неудержимо продвигается к центру кипящей жизни, напоминая всем обитателям города: вот где вы все окажетесь. А "мыслящий тростник" (живой человек, по Блезу Паскалю) это Вы, задаёте сам себе вопрос:

"Хожу, брожу… живой среди могил.
Зачем?.."

Ища ответа, Вы пропускаете перед мысленным взором читателя вереницу бездыханных обитателей последнего приюта на земле, подводя к вопросу - зачем и как они жили. Без ханжества и лицемерного пиетета (о мёртвых либо ничего, либо хорошо) Вы даёте ёмкими штрихами понять, кем они были при жизни на самом деле.

Немаловажен и вопрос о жизненном пространстве, которое занимают кладбища. Философский аспект неожиданно находит у Вас, молодого человека, бывшего футболиста-вратаря оптимистическое и даже весёлое решение:

"…А говорят, что уж вопрос решён,
Что, лишь пройдут каких-то лет десятки,
Здесь разобьют цветов душистых грядки,
А посреди построят стадион.
Сказал мне индивид: «Не хмурься! Ерунда!
Ведь мы же не этруски, не болваны,
Что мёртвым строили из камня города,
А сами жили в деревянных».
…К кладбищенским воротам подошёл
Я с думою уже весёлой: «Кто-то
Забьёт когда-нибудь сюда победный гол,
Поставив здесь футбольные ворота!»"

И вспомнился мне тут недавно безвременно не без собственной вины ушедший в мир иной Марадона, сотни раз забивавший голы в эти ворота. И хочется сказать - Марадона, своими голами, смерть поправ. Потому что люди поминали его игру и победные голы, а не его наркоманию и алкоголизм. А жаль! Но что делать: пмять людская избирательна.

Спасибо Вам за насыщенный мыслями поэтический труд.

Виталий Алтухов   30.11.2020 07:25     Заявить о нарушении