Не приговор
«Мир Кристины» (1948)
Жизнь так жестоко поступила,
Лишила навсегда возможности ходить,
Но не сломала, не согнула,
Нашлись в ней силы жить и жизнь любить.
На поле отцвели давно уж травы,
И пухом одуванчик вновь кружит,
Ползет Кристина, боль превозмогая,
Там дом родной вдали и он к себе манит.
Сама, чтоб никого не напрягая,
Отвергнувши коляску, костыли,
Ползёт Кристина, устали не зная,
Она сумеет к дому доползти.
Одна гуляла в поле, на природе,
И любовалась мира красотой,
Кто сильный духом, силы тот находит,
Переносить достойно вызов брошенный судьбой.
На картине изображена Кристина Ольсон, соседка Уайета по его летнему дому в штате Мэн, сидящая в поле и смотрящая на свой дом. Кристина Ольсон страдала от прогрессирующего неврологического расстройства (как ранее считалось, от последствий полиомиелита, но прижизненный диагноз поставлен не был, и её целеустремлённость и сила духа поражали Уайета. Не видно лицо Кристины и на картине 1948 года. Художник подает ее со спины и пытается рассказать о женщине через ее состояние и аскетическое, почти пуританское природное окружение. Не использовал он и контраст между буйством роскошной, южной природы и угасающей больной, контраст, который так любили мастера 19 века (картина «Последняя весна»). Кристина не могла ходить и переползала с места на место. Это состояние и передал художник на картине.
Необычный ракурс, необычная героиня полотна, напряжение, драматизм состояния и ситуации хорошо переданы художником. Подобного еще не знало тогдашнее американское искусство. Контрастировало полотно и беспощадным реализмом на фоне абстракционизма, который царил тогда в американских выставочных залах. Примерно с этого времени и начала расти всемирная слава картины, наиболее известной в творчестве Эндрю Уайета.
Свидетельство о публикации №120112807218