Леонардо...

Флоренция, увижу ли тебя?
Твой Ренессанс  эпохи Возрожденья
Шедевры времени всех Тех, чьи имена,
Рождают в нас  восторг и вдохновенье.
Те годы – потрясение основ,
Отказ от суеверий, перемены,
Взрыв интеллекта сброшенных оков, 
Дух философских головокружений.

Три полубога: Винчи, Рафаэль и Микеланджело,
Их дух непостижимый, дум тайный смысл,
Отважные мечты: соединить, что не соединимо;
Они – волхвы, которые ведут нас по пути
Науки пробужденья,
Туда, где Сила красоты Любви,
Вдруг возвышают душу до прозренья.

Трактаты рукописные трудов:
Рисунки, чертежи, наброски, схемы
Хранят библиотеки городов
Скрижалями бессмертья феномена.
Страницы рукописей – разума пути,-
Идеи, знания научного масштаба,
Понять, познать, исследовать, найти
Вот жизни смысл и творчества отрада.

          *  *  *

…Рождённый вне закона, но любим
Своею матерью (но не отцом) и дядей,
Он рос внимательным, весёлым и живым
Живой природы красотой объятый.
Жизнь чудака, отшельника в природе,
Стремленье к одиночеству в душе
Давала импульс созерцать в свободе
Всё, что влекло на небе и земле.
«Скажи мне, как… скажи мне, почему?»
Так любопытства пылкого истоки
Природы постигали глубину,
Беря у наблюдения уроки.

Свободный от оков  авторитетов,
Окончил детство в модной мастерской,
Тогда Флоренция спасала мудрость греков,
Что византийской хлынула рекой.
«Канатоходцы самосозиданья»
Альберти, Тосканелли для него
Явились воплощеньем Ренесанса,
Всего что высоко и велико.

Рентгеном мысли, просветив движенья,
Анатомируя «подобье божества»,
Он  код постиг и формы единенья
Костей и мышц в мгновеньях естества.
Художник, скульптор, инженер, мыслитель,
Изобретатель, лирик, музыкант
Гармоний и загадок  тайнозритель –
Посланник неба, Истин лаборант.

В стремлении к пределу совершенства
В рисунках, лепке, тяге к  естеству,
Он достигал незримого блаженства
В своих трудах, подобных волшебству.
Всё для ума пытливого причина -
Познать премудрый замысел Творца,
Звук, свет и цвет – их суть и дисциплина
В движеньях тела, кисти иль резца.

А вместе с тем загадочен и труден,
Порою логикою слов непостижим,
Являя многогранные причуды,
Мешая творчество земное со святым
Искусством. Математикой, расчетом
Художник и ученый он творил,
Пугая прочих «гениев» полётом,
Который смертному уму непостижим.

«…Глаз меньше ошибается, чем разум
Он обнимает мира красоту
Ту, перед чем поэтов блекнут фразы,
Что заполняет сердца пустоту.
Художнику покорны суть и форма,
Он властвует над чувствами, как Бог!
В его руке воображенье – норма,
Его гармониям – Природа педагог…»

Загадки  формы постигает гений:
Его рисунок прост и совершен!
Не надо слов, заумных объяснений,
Он, словно Истина, нетлен и вдохновен.       
Картина  – синтез знаний и умений,
Кисть – инструмент философа-творца,
Уверенность и завершенность линий
В натурализме быта естества.

Интим улыбки, прелесть черт и жеста
Sfumato цвета, дымки волшебство;
Их красота, как свет небес божествен
Их чистота, как небо высоко.
Они, увы, никем недостижимы
Ни Рафаэлем Санти, ни другим,
Дыханье жизни в них непостижимы,
В психологизме малых величин.

«…Искусство живописи, лепка и рисунок
Лишь инструменты, метод, чтоб познать
Всё то, что силится обнять земной рассудок,
Всё то, что разум в силах созерцать!»
Его мировоззренье живописца
Уму пытливому о многом говорит:
Что живопись – наука, проводница, 
Что с нею путь к познанию открыт.

«…Наука живописи: цвет, поверхность, форма,
рельеф, рисунок, позы, свет и тень,
всё, что для зеркала есть отраженья норма,
то для художника искомый феномен.
Гармония линейной перспективы
Смешенье света, тени и цветов
Их обусловленность, взаимопереливы
Тонов, сортов, участков и штрихов…»

«…Фигура недостойна похвалы,
Когда она ничем не выражает
Страстей и пылкости движения души,
Тех, что её  собою наполняют.
Движенья тела – зеркало души,
Его изгибы, жесты отражают
И смех, и страх, желанья, плач, мечты,
Всё, что внутри, нам тело открывает…» 

Сюжеты, композиции, пейзажи,
Движенья духа, тела и ума;
Пространства, перспектива, персонажи,
Деревья, горы, воды, облака…
Всё в описании находит отраженье
В «Трактате живописи» - опыт и сравненье,
Наука, живопись, искусство, ремесло
Предметы спора Винчи и Тассо.

         *  *  *
Я «слушаю» написанные звуки
Его рукой (письмом наоборот),
Он Живописи дал венец науки
Той, что в веках его переживёт.
Он кистью смог остановить Мгновенье,
Он смог рукой запечатлеть Любовь,
Он зримо прикоснулся к Вдохновенью,
Он неживому Душу дал и Кровь…


Рецензии