Иван Заруцкий не состоявшийся диктатор России

Иван  Мартынович  Заруцкий, родился в Тернополе, простым казаком, в царских грамотах он именуется «черкашенином», так великороссы называли запорожских и малороссийских казаков.
этот черкашенин стал в начале донским атаманом, а потом одним из самых влиятельных людей на Руси периода смуты.
Когда во время смуты под Москвой образовался Совет всей земли, то во главе его всем войском были избраны: князь Дмитрий Трубецкой, рязанский воевода Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий. 
Судьба Ивана красивая иллюстрация поговорки "из грязи в князи". Он пример успешного вожака казачества сумевшего, петляя между политическими силами, стать человеком решавшим судьбу Московского престола.
Катырев-Ростовский зять царя Мхаила Романова называет Заруцкого «мужем не без великой храбрости».
По свидетельству польского воеводы Станислава Жолкевского, Заруцкий — «неугомонная голова, ему доставало сердца и смысла на все, особенно ежели предстояло сделать что-либо злое».
Карамзин писал про него: "человек смелый и лукавый, которого выбрали атаманом грабители-казаки".
Костомаров считал Заруцкого бандитом у которого нет отечества, собственно в этом отсутствии отечества то есть верности одному государю в понимании того времени и была суть раннего казачества, пока оно не стало сословием в Российской империи.
Закончил Заруцкий как и положено казаку - разбойнику на колу и был забыт. А ведь вполне мог стать диктатором России.
Русская смута подняла его со дна на самый верх, где он три года  играл решающую роль.
Ну и главный вывод: если элита ущемляет интересы большинства своего населения. То этим непременно воспользуются враги этой элиты рады собственных интересов.
Смута возникла при Борисе Годунове, который был в общем не плохим царём. При нём Москва успешно продвигалась в Сибирь, возвращала свои земли в Прибалтике, успешно отражала нападения крымчаков.
Годунов ввёл патриаршество на Руси и приглашал на службу иностранцев.
Однако явное развитие государства происходило за счёт ужесточения крепостного права.
Поводом для смуты стало введение "урочных  лет". Крестьянин сбежавший от помещика мог быть возвращён обратно в течении пяти лет. Таким образом при Годунове история закрепощения крестьян начавшаяся в 1497 году с ограничения их права переходить от одного помещика к другому, через сто лет упёрлась в фактическое рабство.
И началась революция, естественно подогреваемая извне. Но главной её  причиной стал обычный голод 1601–1603 годов.
Так появился Лжедмитрий – якобы  сын Ивана Грозного, шедший из Польши что бы восстановить справедливость. Осенью 1604 года он вошел в Россию с 4 000 казаков и поляков, его силы росли как снежный ком. Служилые переходили на его сторону, города без боя открывали ворота.
От печали умер Борис Годунов, а его 16 - летнего сына Федора задушили люди Лжедмитрия. 
Самозванец вошел в Москву и венчался на царство 30 июля 1605 года новоназначенным патриархом Игнатием. 
Лжедмитрий вернул из ссылки настоящую мать Дмитрия, инокиню Марфу, которая публично признала Гришу Отрепьева сыном.
Лжедмитрий вернул бояр обиженных Годуновым. Вернул и дал сан митрополита  Ростовского Федору Никитичу (Филарету) Романову, отцу первого царя династии Романовых - Михаила. 
Лжедмитрий сделал послабления крестьянам. Южные районы были на 10 лет освобождены от налогов. Избавил крестьян от обязаности бесплатно пахать моностырские земли. Он включил в готовившийся новый судебник статьи о крестьянском выходе. То есть собирался вернуть Юрьев день, во время которого крестьяне могли свободно уходить от помещиков.
Лжедмитрий  увеличил  денежные и земельные оклады дворянам за счёт отъёма денег у монастырей. Но из-за невыполнения обещаний данных полякам: ввести католичество, отдать Польше часть земель и помочь в войне со шведами , поляки, на саблях которых поднялся Отрепьев перестали его поддерживать. 
У Лжедмитрия дела шли хорошо и он не чувствовал опасности,  лично принимал челобитные, в одиночку разгуливал по городу, предлагал отправлять дворян за границу учиться наукам, при этом не мыл руки перед едой, не спал после обеда, одевался в польское платье. Чем давал повод для слухов о том, что он тайный католик.
Пользуясь этим и тем, что многие москвичи были недовольны наглым поведением  поляков прибывших вместе с Лжедмитрием в Москву, князь Ваилий Шуский совершил переворот,  убил царя и сам стал царём.
Шуйский венчался на царство 1 июня 1606 года и заменил патриарха на своего человека- бывшего казанского митрополита Гермогена. При вступлении на трон Шуйский дал «крестоцеловальную запись» не решать никаких важных вопросов без Государевой Боярской думы.
Так Шуйский и бояре руками поляков убрали Годунова. Именно Шуйский, что бы свергнуть Годунова раздувал слухи о том, что царевич Дмитрий сын Ивана Грозного жив, и в итоге раздул пожар, в котором сам и сгорел. Но не сразу.
В ответ на убийство законного царя. Началось восстание Ивана Болотникова, которое раздували слухи о том, что при убийстве Лжедмитрия, убит был не царь, а его слуга. Эти слухи сильно ослабили влияние Шуйского. Поднялись Тула, Венев, Кашира, Орел, Калуга, Вязьма, Рязань. Они хотели вернуть на трон всеми признанного царевича Дмитрия.  Болтником был простым казаком из беглых тверских холопов попавшим в плен к туркам и сумевшим от туда выбраться.
23 сентября 1606 года восставшие разгромили Шуйского под Калугой, и Калуга стала центром первой русской казацко - крестьянской революции. Болотников захватил более 70 городов. Но уже через год - 19 октября 1607 после четырёхмесячной обороны Тулы, Болотников сдаётся Шуйскому, который выколол ему глаза и утопил в реке. 
На этом революция не закончилась, её продолжили сторонники вольностей, используя как знамя тут же появившегося из Польши второго Лжедмитрия. Причем вожаки восстания знали, конечно, что это ни какой не настоящий Дмитрий и даже жена первого Лжедмитрия "узнала" мужа во втором Лжедмитрии потому как это нужно было для дела.
Марина Мнишек - дочь польского шляхтича была венчана с Лжедмитрием Первым не задолго до его убийства в 1606 году.  Она  была  признана русской царицей и даже Шуйский не решился её убить. За ней стояли поляки и простой народ.
Иван Заруцкий примкнул к Лжедмитрию Первому в самом начале его похода и вместе с ним прибыл в Москву, где не играл сначала заметной роли, потому вернулся на Дон. Оттуда после гибели Лжедмитрия Первого Заруцкий явился к Болотникову. Вместе с ними прошелся по России, а затем оборонял Тулу. Из Тулы Заруцкий с письмами от Болотникова отправился на Брянщину отыскивать «царя Димитрия Ивановича», упорные слухи о спасении которого держались на Руси. Болотников нуждался в помощи людьми и продуктами.
Болотников верил в Лжедмитрия потому что встречался с ним, только не с Отрепьевым и не с Матвеем Верёвкиным (Лжедмитрием вторым), а с выдавшим себя за царевича Дмитрия ещё одним Лжедмитрием - Михаилом Матвеевым - дьяком бежавшим из Москвы с украденной золотой печатью. Молчанов назначил Болотникова своим воеводой и даже подарил ему 30 дукатов. Именно его и имел в виду Болотников, посылая к нему Заруцкого.
К тому же вера в спасшегося царя Димитрия без появления его среди восставших теряла значение.
В городе Стародуб Заруцкий таки нашел «царя», то есть Лжедмитрия Второго. Рассказывая о встрече атамана с новым самозванцем секретарь Лжедимитрия Второго Конрад Буссов пишет о Заруцком: «Он очень обрадовался приезду Димитрия, поспешил к нему, чтобы передать... письма, но с первого взгляда понял, что это не прежний Димитрий, однако на людях виду не показал и, невзирая на это, воздал ему царские почести».
Заруцкий выполнил поручение Болотникова, он нашел и привёл подмогу.  Лжедмитрий Второй и Заруцкий  были уже в 2 днях пути от Тулы, когда 10 октября 1607 года крепость сдалась Шуйскому. Лжедмитрий Второй повернул на Москву.
С этой поры начинается быстрое возвышение Заруцкого.
Отправленный на Дон с целью привлечь новые силы, он сумел весною 1608 года привести в Орел к «царю Димитрию Ивановичу» 5000 казаков. И при первом походе Лжедмитрия Второго на Москву Заруцкий уже командовал правым крылом его армии. Левым руководил польский бандит Лисовский со своим мародёрским сбродом собранным со всей Речи Посполитой.
Лжедмитрий пожаловал Заруцкого в бояре и сделал главным советником после того как атаман спас от уничтожения всё войско Лжедмитрия Второго в Тушино.    
В июне 1608 - декабре 1609 годов боярин Заруцкий возглавлял новый, специально созданный Казачий приказ, руководил организацией сторожевой службы и сбором ин-формации.
Но «царь Димитрий Иванович» оказался духом слабоват ибо не по своей воле пришел на русь - поляки заставили из за похожести на Отрепьева. Верёвкин бежал из Тушина в Калугу. И тогда Заруцкий разочаровавшись в начальнике примкнул к сторонникам короля Сигизмунда согласившись не признавать ни Шуйского, ни Лжедмитрия. В феврале 1610 Заруцкий с патриархом Филаретом и боярином Салтыковым участвовал в переговорах по поводу принятия на русский престол сына польского короля.
Казацкая верхушка и так называемые «старые» казаки, ранее находившиеся на царской службе, остались с Заруцким, рядовые казаки узнав о переходе атамана к Сигизмунду ушли следом за Лжедимитрием в Калугу.
Заруцкий с войском гетмана Станислава Жолкевского отправился новым походом на Москву. Сил для борьбы у Шуйского уже  не хватало, и тогда он позвал на помощь  шведские войска, приняв все условия шведов. В ответ поляки  24 июня 1610 года  разгромили  армию Шуйского и шведов под Вязьмой. Московские бояре насильно постригли Шуйского в монахи и заточили в Чудовом монастыре. А в сентябре 1610 года сдали бывшего царя вместе с семьей полякам, где он и умер.
Московские бояре признали своим царём польского принца Владислава Вазу.
Поляки вошли в Москву и засели в кремле. Жолкевский не уважал Заруцкого и не видел в нём «боярина», они поругались и Заруцкий с несколькими сотнями донских казаков  вернулся к Лжедмитрию Второму в Калугу .
Там Заруцкий снова стал предводителем над казачеством с правами наравне с молодым князем Дмитрием Трубецким, который всегда держался в тени Заруцкого.
Но уже на католическое рождество 1610 года татары Лжедмитрия зарезали «царя» возможно не поделив с ним деньги. По свидетельству летописца, смерть Лжедимитрия вызвала мятеж со стороны горожан и донских казаков. Они «взволновашася градом всем и татар побиша всех, кои в Калуге были», а труп самозванца похоронили «честно в соборной церкви у Троицы».
Вскоре у Марины Мнишек родился сын Иван Дмитриевич, которому калужские люди все «обрадовались и назваху его царевичем и крестиша его честно», — иначе говоря, признали его законным наследником «царя Димитрия». Возможно, это был сын Ивана Заруцкого.
Донские казаки объявили себя сторонниками Марины. Калужский лагерь в связи с этим распался. Марина с Заруцким и казаками, которых насчитывалось до 1500 человек, переехали в Тулу, а Трубецкой с дворянами и детьми боярскими остались в Калуге. Заруцкий, поставил цель посадить Марину с сыном на царский престол. Эта желание поддерживалось не только казаками и примыкавшими к ним крестьянами, но и детьми боярскими и стрельцами.
В 1611 году  по призыву патриарха Гермогена и по почину рязанского воеводы Прокопия Ляпунова поднялось первое земское ополчение для очищения столицы от овладевших ею поляков. Заруцкий со своими казаками снова двинулся под Москву на соединение уже с Ляпуновым бить Жолкевского.
Значительные силы, приведенные Заруцким под стены столицы, его способности и  боярский сан, выдвинули черкашенина на одно из самых первых мест в государстве.
Проблема была в том, что Ляпунов не любил казаков и не желал видеть на престоле Марину Мнишек официальную царицу свергнутую Шуйским. Ляпунов,как и все дворяне, думал прогнав поляков восстановить годуновский, крепостнический порядок.
Казаки и все примкнувшие к Заруцкому верили в то, что приход Марины к власти принесет им гораздо больше прав.
Прокопий Ляпунов  ради предотвращения опасности со стороны шведов, выразил согласие после изгнания поляков вернуться к обсуждению кандидатуры шведского принца на русский престол.
Это было главное противоречие между верхами и низами общества. Низы хотели Марину, а верхи шведов.
Поводом для раскола стало то, что Заруцкий и Трубецкой без ведома Ляпунова посылали сборщиков продуктов и приказывали сдавать их не в общее пользование ополчения, а для своих людей — тушинцев.
Ляпунов не советуясь с Заруцким и Трубецким огласил 30 июня 1611 года  постановления, невыгодные для казаков и крестьян. Он отставил политические права лишь для дворянства. Дворяне могли занимать государственные служебные посты, быть воеводами в городах, жаловались землями и деньгами. Рядовым казакам обещалось только денежное жалованье. Крестьяне, боярские холопы должны были оставаться под своими прежними господами.
Пошли слухи, что Ляпунов подстрекал земских людей бить и казнить казаков. Рязанского воеводу 22 июля 1611 года казаки вызвали для объяснения на круг, где рязанец разговаривал дерзко, за, что и был забит казаками насмерть.
Рязанцы и дети боярские ушли из под Москвы, там остались Тубецкой и Заруцкий.
Они рассылали грамоты по городам, созывая рати на очищение столицы от поляков.
В ней они писали: «А которые казаки с Волги и из иных мест придут к нам к Москве в помощь и им будет всем жалованье и порох и свинец; а которые боярские люди крепостные и старинные и те б шли безо всякого сумнения и боязни, всем им воля и жалованье будет, как и иным казакам, и грамоты им от бояр и воевод и ото всей земли приговору своего дадут». Эти обещания воевод вполне устраивали угнетенных людей, и они приходили массами в ополчение. Холопы и крестьяне, прибывшие в ополчение, причисляли себя к казакам.
Даже Троице-Сергиева лавра под давлением Заруцкого составляла воззвания, вступать в ополчение.
Оставаясь под Москвой после смерти Ляпунова главным предводителем лагеря, Заруцкий жестоко рубился с поляками. Польский хронист писал: «Заруцкий, желая показать русским свою верность, задумал добывать Девичий монастырь, в котором утвердились наши... Наши долго отбивалися, но когда у них не стало пороху, должны были сдаться. Заруцкий жестоко расправился с сидевшими в монастыре».
Не смотря на это сторонники Минина и Пожарского во главе с патриархом Гермогеном убеждали народ не признавать Марины и ее сына, уличали казаков в «воровстве», в том, что «Иван Заруцкий многие грады и дворцовые села и черные волости и монастырские волости себе поймал и советникам своим дворянам и детям боярским и атаманам и казакам роздал».
Раскол в ополчении ускорил Третий Лжедмитрий появившийся в Пскове. В марте 1612 года  Трубецкой и Заруцкий  присягнули Лжедмитрию Третьему. Совершив глупость ибо всем было хорошо известно, что царь (Лжедмитрий Второй) убит в Калуге в декабре 1610 года и его гроб стоял в храме шесть недель для всеобщего обозрения. Поняв  ошибку, Трубецкой приказал арестовать нового самозванца и привезти его в Подмосковный стан. После разбирательства выяснилось, что именем Дмитрия назвался некий Сидорка.
А Заруцкий будучи фактическим «мужем» Марины Мнишек, сильно хотел провозгласить царем сына «царя Димитрия Ивановича». Вожди нового нижегородского ополчения, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, а так же патриарх Гермоген поставленный ещё Шуйским, Марину не хотели.
Патриарх обратился с пламенным увещанием "отнюдь на царство проклятого паньина Маринкина сына не хотети".
Ополчение теснило казаков. Многие переходили на его сторону.  Тогда Заруцкий отправил в Пожарскому просьбу о помощи против поляков и выражал раскаяние в том, что присягал Лжедимитрию Третьему.
Пожарский ему не поверил. Вскоре на князя Пожарского произошло покушение, но подосланные убийцы были схвачены и всё рассказали. Пожарский поступил мудро, он простил подосланных и отправил их в подмосковные таборы изобличить своих подстрекателей.
В августе 1612 года Заруцкий с Мариной и её сыном, во главе примерно 3 000 казаков ограбил Коломну и ушел в рязанский город Михайлов.
Трбецкой же остался и присоединился к Пожарскому. Возможно он обиделся на Заруцкого. За то, что тот несерьёзно отнёсся к тому, что Трубецкой привёз из Казани главную святыню Великороссии икону Казанской Божьей матери.
Заруцкий не захотел даже спешиться перед въехавшей в табор иконой, продолжал гарцевать на коне и шутил над Трубецким. Но скорее всего Дмитрий Тимофеевич просто предвидел чем закончится эпопея с Мариной Мнишек, вовремя сошёл с «тонушего коробля» и принял участие в освобождении Москвы.
26 октября 1612 года сдался Кремль. Отпраздновав победу, ополченцы избрали временное правительство во главе с Трубецким и Пожарским. Им было поручено созвать Земский собор «для царского обирания». И они это сделали. Трубецкой сам хотел стать царём, но не получилось.
Заруцкий не принял решение  Земского собора, на котором 21 февраля 1613 года на царство был призван Романов Михаил Федорович. Интересно, что царём выбрали сына митрополита Ростовского, которого сделал митрополитом Лжедмитрий Первый. Тот самый Михаил Романов. Что присягал польскому принцу Владиславу во время сиденья вместе с поляками в кремле.
Кроме Минина и Пожарского предателями на Москве была почти вся элита. Точнее не предателями, а политиками.
Новая власть объявила Заруцкого врагом государства, на что Заруцкий ответил разорением городов Епифань, Дедилов, Крапивна наземле Тульской области. Московские войска разбили Заруцкого под Воронежем и выгнали его в Астрахань. Там атаман сумел найти поддержку у волжских казаков. Зимой 1613/14 года он захватил власть в Астрахани, казнив воеводу князя Хворостинина. После этого он начал готовить поход в центр страны.
В качестве основной военной силы он собирался использовать ногайцев, а также волжских казаков. Параллельно Заруцкий пытался установить связь с шахом Аббасом Первым, чтобы в случае необходимости получить убежище в Персии.
В середине марта 1614 года на юг от имени Освящённого собора были направлены около 20 грамот с призывами прекратить «розлитие христьянской крови» и принести присягу Романову.
Заруцкому обещали прощение. Но он остался верен себе.
Эти грамоты сыграли решающую роль. Все кроме Заруцкого устали и уже не верили ни в какой новый успешный поход на Москву. В Астрахани произошло восстание против казаков.
Весной 1614 года Заруцкий с Мариной, ее сыном и несколькими сотнями казаков бежал на Яик, где укрылся на Медвежьем острове, но был настигнут и захвачен стрельцами. 12 июля 1614 года: "На Москве же тово Заруцково посадиша на кол, а Воренка повесиша, а Марина умре на Москве".
Празднуя день народного единства мы должны не забывать, что патриарх Гермоген и Михаил Романов повесили трёхлетнего ребёнка дабы избежать в будущем новых волнений.
Умирая в темнице от тоски Марина наверняка прокляла нового царя. И может быть расстрел большевиками семьи Николая второго это эхо из прошлого.
Заруцкий присоединившись к восстанию Болотникова, последовательно поддерживал всех Лжедмитриев, иногда выступая на стороне поляков, когда они были за Лжедмитриев и чаще выступая врагом поляков, когда они пытались протащить на московский престол Владислава Сигизмундовича.
Когда всех Лжедмитриев перебили представители русской знати видевшие в самозванстве угрозу своим привилегиям, Заруцкий поддерживал Марину Мнишек жену первого Лжедмитрия и её сына, которого называли враги "ворёнком" - то есть сыном вора.
Заруцкий это делал по двум причинам, во первых он был сторонником казачьей вольности, а во вторых он уже жил с Мариной, которая от него полностью зависела и надеялся приведя к власти признанного в Калуге царевичем "ворёнка" стать при нём управителем, то есть настоящим правителем Руси как Вещий Олег при Игоре. Но не хватило сил, бояре победили...
Существует версия, что родившийся в 1611 году сын Марины был сыном самого Заруцкого и в этом сила его мотивации. но как бы там ни было Зарцкий уже воспитывал Ивана как своего сына.
Основу как армии Лжедмитрия, так и ополчения против поляков составляли казаки, значительная часть которых являлась выходцами из беглых крестьян и холопов.
Движение самозванства на Руси было попыткой русского народа самоорганизоваться на более справедливых для большинства условиях. 
Но поскольку массовое сознание не имело в себе ничего кроме самодержавия, эта попытка самоорганизации проходила под знаменем "доброго царя". Царя, который будет более справедлив и придержит бояр да воевод от произвола.  По этому так легко люди принимали Лжедмитриев.
Альтернативой у них был либо ненавидимый народом Василий Шуйский, либо польский королевич Владислав, либо шведы. Последнее было вообще неприемлемо для населения ибо католики и лютеране были даже и не христиане с точки зрения простых русских.

И главный вывод: если элита ущемляет интересы большинства населения страны, то этим непременно воспользуются внешние враги ради собственных интересов.


Рецензии