Дуэль 21 века Лирика Павла Блюме
Кто же поспорит с тем, что наше время отбрасывает своих писателей, а тем более поэтов куда-то на обочину дороги, по которой мчатся Чичиковы, считая, что миром правят только деньги, власть и страсть. А там места для поэзии нет и быть не может. Но эти самые ребята очень удивались бы, узнав, что поэты есть, они живут среди нас, и не только в дорогой и суматошной столице обитают настоящие поэты… В провинции они самобытны и прекрасны, и очень интересны, поражают своей самобытностью.
Поэт 21 века, в Омске - граде, сотканном из противоречий: мрачный русский гений назвал его «мертвым домом», а блестящий адмирал - последней столицей России.
Кстати, пишу все это в день рождения нашего адмирала, вовсе не чуждого поэзии, все знают, как он любил песню «Гори, гори, моя звезда», а многие утверждают, что и написал ее он сам. Это еще один миф, прекрасный и таинственный, а сколько их живет и бытует на Сибирской земле.
Но из трагического века 20 переносимся в настоящее время - ровно через сто лет по улицам последней столицы той полузабытой России шагает поэт, да еще и филолог, да и просто самый обаятельный и привлекательный человек - Павел Блюме.
И если вы хоть раз встречались с Павлом, то подтвердите, что он не обделен всеми перечисленными мною выше качествами – талант, образование, внешнее обаяние, согласитесь, что даже двух компонентов для того. чтобы поэт состоялся более, чем достаточно… Но как говорил А.П.Чехов – в нашем поэте все прекрасно, не верите – убедитесь сами.
Меня всегда привлекали филологи, пишущие хорошие стихи, поэты с филологическим образованием, и могу свидетельствовать, что их очень мало в природе встречается. Вспоминаю своих однокурсников. И затрудняюсь кого-то назвать, стихи писали, но так, чтобы состояться как поэты –не помню. Из первого выпуска нашего университета был С.П.Денинсенко, из моего потока –нет…
Павел учился значительно позднее, потому и встретились мы с ним уже на поэтическом конкурсе «Строфа 55», где ему удалось привлечь в жюри конкурса профессионалов – филологов, что тоже редкость, а потому качество конкурса стало совсем иным, чему была живым свидетелем. И это в первую очередь заставило обратиться к его поэтическим книжкам, к его творчеству, профессионалы – это такая редкость сегодня.
«Дуэль» - первый сборник стихотворений, с которым я познакомилась.
И сразу повеяло веком 19, поединки реальные и литературные из повествований Пушкина и Лермонтова создали особую атмосферу восприятия его лирики. Сколько там было дуэлей, но понятно, что у этого слова есть глубинное значение и смысл. Не только для наших гениев, но и для самого Павла оно играет очень важную роль, становится знаковым. Пока это только мои предположения, и пора обратиться к текстам.
Вот и первое стихотворение в сборнике отсылает нас к более ранним временам, к мифам и эпохе Возрождения – здесь и Лета – река забвения, и комедия, названная Божественной современники Данте «Что движет солнце и светила», и Моцарт – величайший из музыкантов всех времена. Эти три ориентира в мировой культуре дают нам возможность попытаться понять, какого уровня перед нами поэт, о чем он будет с нами говорить. На какой уровень понимается сам, и куда поведет своих читателей и слушателей.
Любовь, не канувшая в Лету,
что движет солнце и светила,
из глины сотворив поэта
от колыбели до могилы.
Любовь, не канувшая в бездну,
хоть реквием звучал вчера.
Когда б услышал Моцарт песню
от Сотворенья до утра
Догадка о том, что все в творчестве Павла будет происходить «под управлением любви» оказывается верной. По мере того, как мы знакомимся с его стихотворениями, утверждаемся в этом мнении.
И когда мы размышляем о лирическом герое, то можем догадаться, что это будет Пушкин. Вслед за Мариной Цветаевой каждый из нас произносит сокровенную фразу «Мой Пушкин». У Павла он свой, но важно то, что Пушкина он открыл для себя достаточно рано, и вписал его в эпоху золотого века ярко и последовательно. Здесь намечается не только тонкое понимание поэзии и поэтики, но и жизни, и судьбы нашего гения. Это поражает сразу и заставляет поверить в силу таланта самого Павла, ведь если его нет, то стихотворец будет выглядеть смешно и нелепо в контексте гениальных строчек. В его же лирике все органично.
Немного о Пушкине, несколько слов:
Я помню Неву в январе и июне.
Ахматовский Саша – он смуглый и юный,
не слышавший Исаакия колоколов.
А табор уходит, презревши любовь,
смотритель грустит об уехавшей Дуне.
Цветаевский Пушкин в снегу накануне,
смертельною пулею ранен в живот.
И, кажется, Пушкин у каждого свой,
какая же ты из кибитки, Россия?
Мой Пушкин – с Тверского бульвара, красивый,
похожий на льва с африканской главой!
Немного о Пушкине, но как же немного,
когда он так дорог для сердца и Бога.
В этом сонете возникают разные портреты Пушкина, в зависимости от того, кто пишет его портрет, здесь у нас на глазах филолог, прекрасно знавший Пушкина Ахматовой и Цветаевой, рассказывает и о своем Пушкине:
Мой Пушкин – с Тверского бульвара, красивый,
похожий на льва с африканской главой!
Вот третий образ поэта, шагнувший к нам из «Евгений Онегина», из воспоминаний современников поэта - эстет, денди , законодатель моды – все мы, читая и перечитывая роман, как –то упускаем этот образ, он ускользает от нашего восприятия. Павел обращает на него внимание наше. Думаю, сам Пушкин был бы доволен, взглянув на такой портрету. И живописцы - современники часто его такими и изображали на своих полотнах. Гусарский мундир М.Ю. Лермонтова хорошо оттеняет вольности, кажущуюся небрежность в одежде Пушкина, над которой он очень много работал, тому есть свидетельства в романе «Евгений Онегин», который недаром считается энциклопедией русской жизни. Павел все это видит и чувствует лучше других.
В следующем сонете, напоминая о путешествие в Кишинев - факте прекрасно нам всем известном, поэт акцентирует внимания на еще одной важной детали в судьбе своего героя
Повсюду первый: средь друзей,
за чаркою, в стенах Лицея….
И у Дантеса под прицелом,
И такой российский и ничей!
И почти физически ощущается насколько тяжело быть первым в любые времена, разве не об этом хрипел Высоцкий: «Не надо рваться в первые ряды». Но это если у нас есть выбор, а был и он у Пушкина? Судя по всему, нет, и в лучах его славы всем, кто был рядом, было спокойнее и уютнее, а ему доставались скандалы, пасквили и интриги, и к трагедии дуэли он шел напролом.
Когда перед нами поэзия филолога, важны нюансы и акценты, которые он делает на всем известных фактах. Тогда чужое становится своим, а чтобы оно стало таковым, чтобы мы поверили автору, он должен быть точен в деталях, только тогда из пазлов сложится определенная картина, не существовавшая изначально – она рождается у нас на глазах, часто меняя замысел самого автора.
А когда только она будет прорисована, тогда он может удивиться сам тому, что получилось и удивить нас, что для поэта одинаково важно и значимо.
Я рада, что у Павла это оказался именно Пушкин, потому что у нашего гения было редкое стремление к гармонии. К сожалению, поэзия после гибели Пушкина пошла другим путем – Лермонтовским, и о гармонии можно было не мечтать, а ведь как показала жизнь – это самый верный путь.
И в следующем сонете «Кричат грачи за черной речкой» - гармония окончательно разрушена – это та самая дуэль и гибель, но в этой печальной картине есть необычные нотки и акценты;
Тогда и ныне – все едино:
Любовь, дуэли и снега.
Павел дарит нам надежду на то, что и сегодня в нашей жизни есть все то, что было в 37 году 19 века, что мир мало изменился на самом деле, вот понять бы только желаемое это или действительное? Хотелось бы верить, что так и было, а иначе поэзия не имеет смысла, если нет любви, если поэт не выходит к барьеру, чтобы защитить свою честь и честь любимой женщины…
Стихотворение о дуэли находится как раз в середине книжки, и казалось, здесь нам надо проститься с Пушкиным, а что потом? Ведь исход этого поединка всем известен, поэт смертельно ранен, дни и часы его жизни сочтены.
А потом посмертная судьба поэта – начинается его творческая жизнь, очень хорошо сказал Игорь Царев о посмертной судьбе поэта
И, так печально устроен этот мир, что судьба Поэта, как правило, только и начинается после смерти носителя Дара. И потому именно сейчас так важно каждое слово о Анищенко. Чтобы не дать тьме забвения завалить, затоптать тот свет, который вложил Михаил в свои строки.
И.Ц.
Игорь Царев 09.12.2012 00:28
Это относится к любому большому поэту, и, конечно, к Пушкину. Нас часто упрекают в том, что слишком часто всуе произнося имя поэта, мы не читаем, не понимаем, не знаем его творчества. Павла в том упрекнуть никак нельзя, потому что в каждом последующем стихотворении та самая судьба творчества нашего гения, он все делает для того, чтобы «тьма забвения не затоптала тот свет, ту гармонию», которая есть в строчках.
Есть в году 37-м
роковое начертанье.
Смерть приходит на свиданье
на Неве в дуэльный дом
-первая точка отсчета. И поэт замечает ту закономерность, что именно этот год был страшен в веке 19, и в 20 веке он остается каким-то роковым для поэтов, творцов, сегодня мы можем о том говорить. И в любом времени мы ищем приметы и образы Пушкина, и вот еще одно открытие – о вечном, бессмертном
Россия – то же Лукоморье:
русалки и иные звери.
А что на это скажет Пушкин,
когда известная всем сказка
не нитью – цепью рассказа
все тянется сегодня, завтра
Сам гений размышлял о том, что он будет жив, пока останется хоть один пиит. Можно смело заявить, что у нашего времени есть такой поэт, - красивый, мудрый, на филологическом факультете постигший все, о чем писали предшественники. Павел вписал свою страницу в книгу под названием «Мой Пушкин». О том свидетельствует и этот небольшой сборник не просто стихотворений, а тесно связанных между собой текстов, в большинстве своем написанных в форме английского сонета. Они организованны вокруг стихотворения о дуэли по принципу ромашки, где каждое стихотворение – один из ее лепестков, тесно прикрепленных к сердцевине и уходящих в недавнее прошлое и современность нашу. Ребенок, читающий программное «У Лукоморья дуб зеленый» - это та связь, с золотым веком нашей поэзии, которая не рвется, и будем надеяться, что не порвется никогда.
И дальше идут стихотворения, где в финале возникают бессмертные строки «На холмах Грузии», а потом «Узник» с эпиграфом из стихотворения.
«Остановить мгновенье» - это уже отсылка к Фаусту. Вспоминается знаменитое условие Мефистофеля, - герой погибает в тот момент, когда произнесет кодовую фразу. Но ведь и там он был обманут, ничего там прекрасного не было, и здесь примерно такая же ситуация
Остановить мгновение прекрасно,
но, впрочем, что прекрасного, когда Жизнь –
это миг случайный и напрасный, где 37 –
не ладится к годам
Но нам понятно, почему в 37 Пушкин останавливает это мгновение, в последний период жизни, он уверял и себя и нас всех в том, что « на свете счастья нет, а есть покоя и воля». Его стремление к покою и воле одержало верх над радостью жизни, от гармонии в реальности мало что осталось. И мудрец Гете был совершенно прав, Фауст прерывает ход вечного обмана, уже лишившись сил, ведь вместо строительства нового мира он копает себе могилу, поэт повторяет этот путь. увы… И мы вместе с поэтом склоняемся к такому открытию. А в следующем стихотворении Павел делает гениальное открытие о смысле жизни, которая умещается в одно стихотворение
Все будет по-иному,
как в первый день Творенья….
Когда от смерти к жизни
– одно стихотворенье.
Одно гениальное стихотворение – вот что нужно каждому поэту. Такой была «Незнакомка» А.Блока, таким стихотворением было « Я вас любил» у Пушкина или «Белеет парус одинокий» Лермонтова. Но чтобы оно написалось, осталась в веках, должна быть прожита яркая и неповторимая жизнь.
И вот это стихотворение – то самое прекрасное мгновение, когда можно остановить движение времени, если оно уже создано.
Образ одинокой, покинутой, любящей и любимой женщины – это то, что остается после роковой дуэли – в том мире наступает вечная ночь, и это не время суток, это состояние души любящей женщины, ведь она чувствует себя виноватой в том, что произошло, это семь лет ее жизни без него, жизни переполненной только воспоминаниями
Приходит ночь в тот город, где и Пушкин
бродить с Натальей будет до зари….
Кстати, мало кто был так милосерден к вдове поэта, как Павел. Он способен понять, что случилось, что было с ней, и почему он так поступил, принимая вызов на дуэль. Ни Ахматовой, ни Цветаевой, увы, понять это не было дано. И фраза поэта «Она ни в чем не виновата» была для них пустым звуком. Но на этот раз перед нами рыцарь Прекрасной дамы из века 21, отважившийся подать голос в защиту женщины, жены гения, и наверняка услышавший Пушкина – это дорого стоит, особенно для современного поэта.
Впрочем, возникает и другой женский образ, рыцарь старается быть объективным в описании эпохи, всех ее светлых и темных сторон. Если не Наталья Гончарова, то кто же убил Пушкина?
Столетие раздвоено на (вы),
Где (стрел) в снегу оканчивает повесть.
Идалия Полетика и совесть
несовместимы в городе, где львы
Полузабытый образ светской красавицы, ее не каждый филолог вспомнит и может что-то о ней сказать, но ведь без нее дуэли могло и не состояться вовсе.
«Вы клеветали на Натали, кокетничали с Дантесом и сыграли по отношению к ней дурную роль!»
«Я ни о чем, ни о чем не жалею…» — признается она в письме к Екатерине.
Она не смогла скрыть ненависти даже к памяти Пушкина. Так и сходятся на страницах книги образы белой и черной лебеди – это любовь и ненависть, вступившие в вечный поединок. Пиковой Дамой для Пушкина стала именно эта светская львица, влюбленная в Дантеса, сделавшая все, для того, чтобы убрать А.С.Пушкина из поэзии и жизни. И здесь акценты расставлены Павлом верно.
В финальной части книги все стихотворения пропитаны весной, возрождением природы и человека, возникает образ журавлей, несущих в небесах души ушедших. А нам остается в наследство память и их творения.
Все это чувствовал Пушкин,
знает в Тригорском скамья.
Книги – бессмертные души,
где-то капели звенят!
То, что было только предположением в начале знакомства с книгой, стало реальностью в финале – это книга о русском гении, о поэте 19 и 21 века, как тут не вспомнить знаменитые строчки О.Мандельштама
И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет;
Вот это как раз тот самый случай, когда должно пройти несколько поколений, прежде чем появится в России поэт, который дойдет до самой сути, до глубины и высоты пушкинских творений. И снова возвращаясь к началу «Дуэли», посмотрим еще раз на портрет
Мой Пушкин – с Тверского бульвара, красивый,
похожий на льва с африканской главой!
Эта внешняя красоты постепенно становится и красотой внутренней тоже, и судьба его в контексте роковой дуэли не только с Дантесом, но с и жизнью самой тоже оказалась в интерпретации Павла красивой, и печаль оказалась светла, потому, что «любовь, что движет солнце и светила» сильнее смерти самой. И нам остаются « книги – бессмертные души» - тот самый нерукотворный памятник поэту, дарящий ему бессмертие. И надо признать, что «Дуэль» - прекрасное тому подтверждение. Живое свидетельство всему, что было сказано выше – заключительное стихотворение…
Пришла пора, мой Пушкин, нам проститься,
У набережной, между двух мостов.
Шумит Нева, снуют прохожих лица,
Клин журавлиный в небе вереницей,
И лишь строке последней не случиться,
Но все ж случилась встреча и любовь
Свидетельство о публикации №120112702772
Достойный труд. Это очень важно -
рассказывать о своих земляках-поэтах.
С уважением,
Марина Апфельбаум 27.11.2020 10:09 Заявить о нарушении
Омские поэты для меня - особая любовь.
Но Павел уникален и выходит далеко за Омские рамки.
И конечно, особая прелесть в том, что он филолог
Любовь
Любовь Сушко 27.11.2020 10:53 Заявить о нарушении
несколько стихов Павла, например
"Плач о Федерико Гарсии Лорке",
вызывает интерес.
Марина Апфельбаум 27.11.2020 11:27 Заявить о нарушении
Завтра будет статья о книге "Город"- совсем все другое и тоже невероятно интересное...
Любовь
Любовь Сушко 27.11.2020 15:26 Заявить о нарушении
Любовь
Любовь Сушко 27.11.2020 15:28 Заявить о нарушении