00. Дубоссары. Вначале о начале

http://stihi.ru/2020/07/17/5774 - 07. Дубоссары. О тюркских буквах и Ягорлыке.
http://stihi.ru/2020/11/24/9363 - 00. Дубоссары. Вначале о начале. Фото автора и его книги "Дубоссары 1989-1992. За кулисами политики.
http://stihi.ru/2020/11/25/7235 - 01. Дубоссары. Слово биологу, геологу, археологу. Карта Дубоссар.
http://stihi.ru/2020/11/26/7084 - 02. Дубоссары. Человек каменного века. Карта п. Дзержинское.
http://stihi.ru/2020/11/27/5508 - 03. Дубоссары. Новый метод - источник для открытий. Карта с. Гармацкое.
http://stihi.ru/2020/11/29/1208 - 04. Дубоссары. Археологические памятники. Карта Цыбулевки и два анекдота об археологах в конце.
http://stihi.ru/2020/12/01/1215  - 05. Дубоссары. Без теории никуда. Карта Гоян.
http://stihi.ru/2020/12/02/8735 - 06. Дубоссары. Историкам от мутаций. Карта "Ветви славян".
http://stihi.ru/2020/07/17/5774 - 07. Дубоссары. О тюркских буквах и Ягорлыке.
http://stihi.ru/2020/12/01/6987  - 07. Дубоссары. Липа о Ягорлыке: городе и реке. Фрагмент польской карты 1667 г.
http://stihi.ru/2020/12/03/1086 - 08. Дубоссары. Кому такие фильмы нужны. Фото книги "Дубоссарские подвалы".
http://stihi.ru/2020/12/04/753 - 09. Дубоссары. Кому не нужна правда
http://stihi.ru/2020/12/05/1496 - 010. Дубоссары. Дабы дурь была видна.
http://stihi.ru/2020/12/08/2352 - 011. Дубоссары. Когда совесть ослепла.

В начале было Слово – первая строка Евангелия от Иоанна.
По-гречески «Слово» – Логос. Названия наук часто заканчиваются на –логия.
В самом начале у ребенка Логосом было слово мамы, а через 7 лет – учителя.
Самым весомым для автора было слово Алексея Ивановича Андриенко. Учителя от Бога!
Им посвящаю эту книгу!
 
Вспомните слова известной песни:

Да разве сердце позабудет
Того, кто хочет нам добра?
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера.

Рассказывая о Дубоссарах, автор всякий раз вспоминает рассказ Алексея Ивановича о Гекатомбе - празднике в Др. Греции с жертвоприношением 100 быков Богу Зевсу. Это место называлось tombasar. Таким же было имя нашего города при первом известном его упоминании. Менгли Гирей овладел городом Tombasar (Дубоссары) в 1484 г. Это написано практически во всех энциклопедиях мира, но "академики" из Кишинева не хотят это видеть. "Краеведы" и "историки" занимаются плагиатом их небылиц, невольно поддерживая надуманные права Молдовы на Левобережье Днестра, фактически работая против Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).
Дубоссары были местом зимовья и массового забоя скота, или, в переносном смысле Гекатомбой. Отсюда имя TOMBASAR.
Самые распространенные версии (о дубасах и желтых холмах), возникновении Дубоссар в 1792 г. - это плод фантазий.
Автор вскроет место, время и этапы рождения этой отсебятины.

Как рассказать, чтобы читатель осознал нутром? Мой школьный учитель истории Алексей Иванович умел. Без последней беседы с ним в 1959 г. этой книги, наверно, не было бы. Обо всем по порядку.
Год 1948. 4-летний мальчик увидел, как появились на свет котята. Мама сказала, что соседка родила мальчика. На этом аисты с капустой для ребенка закончились.
Да простит автора уважаемый читатель!  Далее от первого лица, потому как речь пойдет об Учителе, как о глубоко личном, логичном. О Логосе речь.
Но вначале о Гекатомбе. Что такое Гекатомба? О прямом значении этого слова позже.
Алексей Иванович рассказал мне об этом в 1959 г., когда мы виделись с ним в последний раз. Если совсем уж просто, война 1941-45 гг. – это Гекатомба. В переносном смысле, конечно. Никогда не сосчитают, сколько людей погибло, какие лишения они испытали. Тот 4-летний пацан тоже. Автор рассказал об этом в стихотворении «А я рифмую роз-мороз».

Не жалует сегодня на стихире ценитель рифмы «роз – мороз».
«Смopозите», «замочит и в сopтире». Готовьте траур-песню для клавира!
Проверен временем прогноз.

Мне больше трех. Сижу на печке детства. В углу на потолке мороз.
Голодный год оставил памяти в наследство, назло беспечному эстетству,
Колючий куст горелых роз...
 
В заснеженном окне кусочек неба, отец с ружьем от зайчика принес
Обледенелый сладкий ломтик хлеба… Сегодня кажется нелепым,
Но мне завидовал наш пес.

Подарок – хвостик заячий – достался. Спасибо! Дедушка Мороз!
Пушистый рыжий лисий хвост болтался – мне тёплой шапкою казался –
На ветке у горелых роз.
 
Из теплой печки пахло вкусно зайцем. Кудесник Дедушка Мороз?
Казалось, машет озорник мне пальцем и украинским дразнит сальцем
Из-за кустов все тех же роз.

Красивостью горбатых на стихире тoшнит от рифмы «роз – мороз».
Рифмуется в натопленной квартире, видать, изрядно почифирив,
«Мороз» с бессмысленным «склероз».
 
Свирепствует, безумствует сирокко,* всепоглощающий гламур,**
Средневековьем вздыбилось барокко,*** абсурд, бредятина, толока****
Из стилистических фигур.

Модерн? Да, нет! Подобие искусства, смог от пожарищ в небесах,
Коробящий образчик стихоплутства, от рукоблудства словоблудство.
Пустопорожность. Словеса.
 
* Сирокко – средиземноморский ветер (скорость до 100 м/сек), вызывающий нервные расстройства. Согласно легенде, преступления, совершенные во время сирокко, прощались, так как они совершались в состоянии безумия.
** Гламур - внешний блеск, замещающий реальность мифологической убежденностью. Праздность, наглядное потребление того, что представляется лучшим, хотя оно не подтверждено реальностью.
*** Барокко – стиль аффектов, величия и пышности, совмещения реальности и иллюзии, где человек, по выражению Паскаля, что-то среднее между всем и ничем, улавливающее лишь видимость явлений, но не способное понять ни их начала, ни их конца.
****Толока – в трипольном севообороте на третий год выпас скота на поле с целью удобрения почвы навозом и восстановления ее плодородия.

– Скифы… сарматы… славяне появились, - слышалось из угла пока ещё не перегороженной, недавно обмазанной глиной с соломой деревенской хаты.
Брат читал учебник истории, купленный сегодня. Автор, самый младший в семье, лежал на печи, недавно сложенной из кирпича-сырца. Он был готов рассказать прослушанный параграф, многого не понимая, конечно. Через несколько лет "повторение – мать учения" с другим старшим братом.
– Тук-тук-тук! Здравствуйте, славяне! Второго в школу готовите? – спросил незнакомец, стоя в проёме открытой двери недавно сооруженного строения с еще не вставленными окнами.
– А як же (а как же)? - по-украински ответила хозяйка, - здравствуйте, Алексей Иванович!
– А ты в школу хочешь? – обратился дядька ко мне, запечных дел мастеру.
– Этому рано. Ему четыре… пятый, - ответила мама.
– А кто такие славяне? – спросила почемучка с сомнением, как говорить? Как незнакомец и папа, на русском, или как мама, на украинском. Он мог и так, и так, не понимая еще, что значит русский и украинский. Случалось, с русскими родственниками говорил по-украински, а с украинцами – по-русски. За это получал по мягкому месту, не понимая, за что.
– Вот пойдешь в школу, расскажу. Я учитель истории.
– А что такое история? – не унималась четырехлетка.
– Это, что было раньше.
– Про немцев? Или скифов, сарматов?
– О них тоже, - удивлённым взглядом окинул учитель завсегдатая еще не высохшей печи. Он удивился тому, что ребенок запомнил не понятные, конечно, ему слова.
Намного позже автор понял, что история – это не то и как было на самом деле, а что было написано о том, что и как было и чего не было. А тогда разговор продолжался так:
– Про немцев... Про войну...
Ну, да, немцы такие же люди, хотя их нелюдями называли. И про славян, скифов, сарматов.
Как уже говорилось, шёл 1948. Некоторые школьники отказывались учить немецкий язык. У многих с войны не вернулись отец, брат, дядя, дед, а кто-то находил ответ на вопрос "почему не учишь немецкий язык?".
– О многом другом тоже узнаешь, - повторил Алексей Иванович, еще раз измерив взглядом любопытного ребенка.

. *     *     *

Март 1953, число 5. Второй класс. Всевышнего нет. Так в школе учили. Всевышний земной умер. Многие плачут, кто-то проклинает, вспоминая коллективизацию с раскулачиванием–Гекатомбой, а потом голод 1933 – Гекатомбу втройне. По семьям проклинавших крепко прошлись… Гекатомбой.
Но 5 марта 1953 г. все задавали вопрос:
– Как теперь? Без Сталина?! Он же немцев победил! Он – вождь, учитель, с врагами народа боролся.
Того же дня, 5 марта, умерла 13-летняя девочка, не помнившая отца, не пришедшего с войны. Причитая над покойной, её мама, посмотрев на портрет мужа на стене, глядя в небо, надрывно произнесла:
– Ну, он за Родину, за Сталина... а её за что? Чем пред тобой дитя провинилось?
Многие женщины перекрестились. Половина из них вдовы. Это тоже Гекатомба, хотя слова такого они не знали.
Сегодня всезнайки говорят о Сталине с чужого голоса, а тогда его даже у гроба дочери мать вспоминала. Мужчины 9 мая пили за Сталина и пели неистово. Опять пили и пели:
– Выпьем за Родину! Выпьем за Сталина! Выпьем и снова нальём!
Пели не по приказу. Вспоминали атаки с трехэтажным матом. Тогда автор впервые услышал ничего не значащие для него Рыбница, Тирасполь, Дубоссары. Сталина ругали, вспоминая голод 1933, отступление до самой Москвы в 1941. Но в итоге верх брали заслуги. Ругали в пол голоса, озираясь, а потом снова пили и пели, закусывая квашеной капустой с яблоками и огурцами в ней.
Автор вспоминал названия тех городов, когда пришлось выбирать место работы. Выбрал Дубоссары. На берегу Днестра 1 мая 1944 года ранило его отца. Через пять дней автор родился.
А в 1948 мама сказала моему будущему учителю:
– Спасибо Вам, Алексей Иванович, что сказали, у меня всё получится! Зоотехник меня, доярку, учила буквам и как их складывать в слова. Первыми были С, Т, А, Л, И, Н. Потом В, О, Ж, Д, Ь, У, Ч, Е. Произносила «Сталин» и вспоминала буквы. Не мама мыла раму… мы не рабы… рабы не мы.
Четырёхлеток, обычно не перебивавший взрослых, в этот раз спросил:
– А у меня получится?
– И у тебя получится! Обязательно получится! Мама сама читать научилась, а тебя в школе научат. Получится! Обязательно получится! - повторил Алексей Иванович.
Получилось! У мамы, ни одного дня не ходившей в школу, два сына с учёными степенями, написавшие несколько монографий.
Отец тоже ни дня в школу не ходил. На фронте записывали на курсы командиров орудия, в графе "Образование" написали "3 кл.".
В 1954 тушью замарали фамилию Берия, руководителя проекта по созданию атомной бомбы.
Начало 1956. Культ личности Сталина. Во весь голос вспомнили 1933. Тогда в с. Дьячковка, что в четырех километрах от упомянутой ранее печи, не осталось ни одного человека. Правители Украины много наобещали Сталину, а потом, боясь самого худшего, отобрали у людей последнее. Отбиравшие вскоре сами умерли с голодухи.
Строили крепость Орловскую в Дьячковке также жители, насильно выселенные из Дубоссар и окрестностей в 1681 по условиям Бахчисарайского мирного договора между Российской и Османской империями, а также Речью Посполитой. Чем не Гекатомба?
Так закончилась эпоха под названием "Руина", фактически начавшаяся после Переяславской Рады 1654, хотя в учебниках истории даты несколько иные.
Через 2,5 века новая руина. В русской Дьячковке трупы хоронить некому. Коровы боялись мертвечины, в село не заходили, хотя росла там высокая трава. Смерть национальность не спрашивала, не выбирала украинцев для «геноцида украинского народа». Косила всех.
Рядом с. Староверовка, 20 км в длину, с одного конца русское, с другого преимущественно украинское. Это в 20 км от Краснограда – крепости Белевская. Туляки ее строили. Тогда в Краснограде русские составляли 90%. Теперь 90% украинцев. Им говорят, будто бы украинцы жили там ещё до новой эры, хотя в тексте Бахчисарайского мирного договора названы жители многих национальностей, но украинцев в том перечне нет.
В Германии в школьных учебниках начала XX века на картах Украины нет, среди национальностей, проживавших на территории современной Украины, украинцы не значатся. Там Малая Россия и русские.
С севера и востока была Окраина, или оукраина, Речи Посполитой и Российской империи. Понималась территория, а не государственное образование с очерченными границами. Южнее Османская империя, с востока Российская. Пётр I называл себя Государем Великой, Малой и Белой России. Для Т.Шевченко земляки – хохлы. Край поэт называл Вкраиной. Прочитайте «Заповiт»! На Вкраiнi милiй… щоб Днiпро i кручi…
Он писал не о государстве, не о жителях. До Богдана Хмельницкого не было даже намека о государственности. Потому написано «на Вкраiнi», то есть на территории, а не «в Украiнi», то есть в государстве, или территории с четко обозначенными границами.
Тогда был край на окраине. Сегодня можно писать "в Украине", то есть "в государстве Украина". Украинский поэт Иван Франко считал себя русином, но не украинцем.
Во времена раннего Московского государства даже Тулу называли оукраиной, что означало «находящийся на окраине». Были и польская, и литовская оукраина. А степная зона современной Украины и вовсе называлась Диким полем. Сюда убегали преступники всех мастей. Бежали также от церковной реформы Никона. Беглые называли себя казаками, что на многих языках тысячелетней давности означало «свободный легковооруженный кавалерист». На Диком поле свободно гуляли и татарские, и турецкие казаки. Группы таких вольных людей, независимо от их языка, называли бандами. Кормились они разбоем и тем, что добывали на охоте, включая сбор дико растущих овощей и фруктов. Дети в Запорожской и Харьковской областях, включая автора, играли в казаков-разбойников. Разбойников!
С грамматикой украинского языка даже перед войной 1941-45 гг. не могли разобраться. Тех грамматик было несколько со своими правилами. Перед 1 сентября не знали по какой из них школьников учить. После 1990 г. говор (диалект) восточных областей Украины, лежавший в основе языка, заменили на львовский-ополяченный. И вот новая Гекатомба с пушками на Донбассе.
На Переяславской Раде 9 января 1654 Б. Хмельницкий говорил о вероисповедании православных казаков, мусульман и поляков-католиков, а не об их национальности. В составе Войска Запорожского, именуемого сегодня государством Украина, были самые разные национальности, в том числе среди старшин.
Ознакомьтесь с речью Б.Хмельницкого на Раде! Язык значительно ближе к русскому, чем украинскому, казаки называли себя руськими, национальность скрывали, фамилиями служили клички, очень часто «конские»: Белоконь, Рябоконь, Рябакляча, Лысокобылка, а еще чаще не совсем прилично звучащие. Веру исповедовали дониконовскую (старообрядческую), раскольничью, или старую. Отсюда имя родного села автора –  Староверовка.
По два ряда домов с широкой улицей между ними по обоим берегам речки Берестовая тянутся на 20 км. На огородах почвы преимущественно луговые, сохе поддавались. Выше степной тучный чернозём. Во время засухи ни сохе, ни лопате не по зубам. Севернее Староверовки имена сёл и урочищ славянские, южнее - тюркские.
В нынешней официальной истории Украины плуг «изобрели» украинцы в раннем железном веке, то есть до рождения Христа, до новой эры, хотя первые настоящие плуги были изобретены в Америке для распашки прерий в конце XVIII века - первой половине XIX.
В Европе лишь в начале XIX века земледельцы делали робкие попытки перехода от сохи к железному плугу. Первый завод построили в Англии в 1763. С 1795 пытались теоретически осмыслить работу плуга. В этот вопрос внес свой вклад президент США Джеферсон в 1797.
При Николае I, как известно, ставшем императором в 1825, английского предпринимателя с его железными плужками отправили назад в Англию. Об этом можно прочитать у Лескова.
Но академикам-политиканамм Украины и Молдовы захотелось изобразить из себя изобретателей плуга ещё в ранний железный век. Чтобы привести ковыльную степь в состояние, пригодное для посева зерновых, требовалось запрягать в "соху-ковырялку" 6-8 (до 12) быков или буйволов, и то после выпавших дождей. Потому в степи тюрки кочевали, а ковырять землю у них считалось большим грехом, с чем столкнулись даже во время поднятия целины в 1956 г. Да и казаки предпочитали жить грабительским промыслом, а не землю возделывать. Земледелие ограничивалось луговой почвой, а не степным черноземом.
Между прочим, даже современные археологи пишут подобное, не видя отличия между сохой и плугом, а она в том, что соха раздвигает почву, а плуг переворачивает пахотный слой.
Это приводит к путанице, искажениям, дезинформации.
Молдавские «академики» тоже «изобрели» плуг, только почему-то не объясняют, почему у них земледельческие термины, включая названия орудий, с русскими названиями. Вначале (1850) в Приднестровье завезли плуги из Харькова, позже – из Одессы.
Посмотрите на глыбы, выворачиваемые сегодня тракторными плугами! Корпуса отламываются. Что можно сделать деревянной сохой на целине и даже на ранее обработанном поле, если давно не было дождя? Ничего! Но «академики»-историки пишут, как молдаване в Дубоссарах земледелием занимались. Дубоссары были зимовьем. Здесь летом берегли каждую травинку, чтобы скот зимой не погиб с голоду от бескормицы. Какое земледелие, какое животноводство летом в городе Дубоссары? Это хуже терроризма!
Второе часто встречающееся недоразумение у историков. Пишут, что в засушливые исторические периоды на Диком поле разводили в больших количествах крупный рогатый скот.
У него на верхней челюсти нет зубов. Он прижимает траву языком и отрывает ее. Низкой и очень жесткой травой засушливой степи крупный рогатый скот питаться не может. Поэтому кочевники разводили овец и коз, а также лошадей, у которых на обеих челюстях длинные, выступающие вперед, очень прочные зубы, а губы подвижны настолько, что могут поднимать мелкие травинки с земли.
Буйволов использовали для перевозки юрты мурзы на огромных телегах, запрягая в них цугом 20 животных и более. Останавливались вблизи источников воды. Там буйволы могли найти себе мягкую сочную траву. Только «академики», не знающие анатомию и физиологию животных разных видов, могут плести такую отсебятину в угоду политиканам.
Об этом нам рассказывал Алексей Иванович, учитель истории сельской школы, ступавший босой ногой на землю, а не смотревший на нее из-под крыши многоэтажного дома.
В 1956 сняли портреты Сталина вместе с иконами. Если Бог есть, и Он – Вседержитель, допускает такое? Все по воле Его? То Он не достоин поклонения.
На уроке истории Др. Греция со своими богами. В Риме боги другие. Церковной реформе Никона 300 лет. Староверы у победивших в религиозной войне, – еретики. Они на кострах горят. А креститель князь Владимир Святославович – Красное (святое, ясное) Солнышко? Его так народ, любя, назвал? Возможно ли такое? Мог ли народ в то время так просто отказаться от своих богов? Может быть и правда, что народ боялся его как уничтожителя языческой религии. Красное Солнышко, потому что он залил Русь кровью, что даже Солнце покраснело?
Летописи? Их не писали в угоду правителям, как сейчас пишут? Правда – это догма правителей. Сталин был вождем и учителем, а потом проклятием. Земля круглая и вертится. А за что с именем Бога на кострах сжигали тех, кто об этом говорил? Этого Создатель не знал? Если знал, то почему позволял с упоминанием себя уничтожать людей за то, что они говорили правду? Богу всё ведомо, но он этого не знал?
Из более 50 «Евангелий», признано «правильными», каноническими четыре. А если бы решали другие, правильными были бы другие? Другие «божественные» книги были бы «правильными»? А какие религиозные представления (их насчитывается 2-5 тысяч) «правильные»?
Я Бог твой! И не может быть у тебя других богов! Такой символ веры не только у православных христиан. Об говорится также в других религиях, только иными словами.
Мой вопрос учителю истории, Алексею Ивановичу:
– Как понять? Как Бог, допустим Он есть, допускал многобожие (политеизм)? Священнослужители Др. Афин, Рима, Египта с точки зрения современных религий – еретики? Слава Богу! Не дожили до сожжения на кострах!

Всевышний право выбора всем дал:
Одним – убийцей быть?
Другим – невинно убиенным?
Одним – от горя выть?
Другим на горе то взирать со скал
И первого считать презренным?
Давить детей невинных, как удав,
И незабвенным слыть,
Построив мир криминогенным,
В нём, проявляя прыть,
Лишь ради вожделеннейших забав?
При этом Ты – Благословенный!
Предельно буду откровенным
И даже очень дерзновенным
(И скажут пусть – несовременным
И апокрифом отреченным).
Скажу Тебе я непременно
С любовью к людям незабвенной
Не раз, не два, а неотступно:
Такой Ты, Боженька, – преступник!
 
Войны бедой безразмерной всегда
Дружат с могилой, жестокой руиной...
Дом без хозяев, сарай без скотины,
В крыше звезда, с братом вражда,
Слёзы любимых, смерти невинных...
Радость убийцам и подлым шутам,
Скорби, печали, объятья кручины,
Стоны в подвалах безногих, беспалых,
Деться куда? Жизнь не свята?
Лица усталых – старых и малых…
Ты – Вседержитель? Тебе всё подвластно?
Боже! Взираешь на мир беспристрастно?
Или внутри Ты есть изверг ужасный?
Волей Твоей с ликом зверей
Мир пред Тобою? Та, что с косою?
Всевышний? Мира такого творец?
Ты – Благодетель? А кто же подлец
По воле Твоей?

Это содержание тогдашних моих вопросов, конечно, в прозе. Алексей Иванович обещал ответить на них.
Читатель может спросить, почему автор пишет об этом в статье об учителе?
Потому, что он, настоящий учитель, учил вскрывать ложь, проверяя всё методами разных наук. Автор, следуя его заветам, вскрывает ложь о городе Дубоссары.
Надо особо отметить, учитель говорил с 13-15-летним пацаном, который усвоил самые начала физики, химии, биологии. Казалось бы, с ним еще рано говорить об этом.
Сегодня даже от окончивших вузы нередко повторяют слова моей мамы, ни дня не посещавшей курсы ликбеза:
– Никто тогда не жил, а потому все это выдумки!
Поэтому автор не просто излагает конечный результат: мнения о прошлом, а рассказывает о методах исследования, которые позволили сделать такие выводы. Если выводы разных наук противоречат друг другу, значит кто-то заблуждается или нагло врет.
Спасибо тебе, мой учитель, Алексей Иванович, в первую очередь не за сообщенные факты, а за научение учиться, вскрывать неправду, искать и понимать новое!
Приходя на кладбище, я всегда подхожу к его могиле с годом смерти 1959.
Тогда я учился на 1-м курсе сельскохозяйственного техникума после седьмого класса. Приехав на выходные домой, побывал в школе. На обратном пути догнал Алексея Ивановича. Он шел медленно в сельский медпункт.  Предложил пройтись вместе.
– Не думали, что быкам хвосты крутить будешь. Анна Иосифовна видела тебя студентом иняза, а я историком. Она всем рассказывала, как ты лежал в больнице в инфекционном отделении, откуда ничего не возвращают, передала тебе книжечку на немецком, а потом ещё одну. Сказала, что у тебя большие способности к иностранным языкам. А ты... быкам хвосты...

– Семь классов плюс четыре года техникума. За те же 11 лет вместо аттестата о среднем образовании получу диплом специалиста. Родители троих учат, а там стипендия. Биологом хочу стать, - ответил я Ему, - ну и что от того, что там меньше часов по физике, химии, математике и так далее? С этим я сам справлюсь.
– Конечно, справишься. В этом никто не сомневается. Ты шесть недель пропустил, почти всю четверть, на педсовете единогласно решили поставить тебе все пятерки. Особенно твой классный руководитель, математик. Ты на первом же занятии после болезни доказал теорему. И Анна Карповна тоже... А больше всех Анна Иосифовна.
А меня вот врачи не радуют. К Гекате готовлюсь. Знаешь, кто она? Расскажу напоследок. Тут тебе и история, и языки, и быки с хвостами… биологией. О Гекатомбе расскажу, - так Учитель спрессовывал информационный мусор наук в конфетку.
– Гекатомба. «Гека», или «Гекатон» – это 100, «том» – режу, рублю, разделяю, Bos (bas, bus на разных языках) – бык. Том – это, между прочим, часть разрезанной книги. Анатомия – наука, где режут поверху, атом (а – отрицание + том – делить, разрезать) – значит «неделимый», гектар = 100 ар.
Гекатомба – 100 быков, предназначенных для убоя во время торжественного жертвоприношения Зевсу, или Аполлону. Потому их эпитет Hekatombeos. Этим словом обозначалось любое количество жертвенных животных, даже если их число не доходило до ста, например, овец.
В Афинах гекатомбу совершали во время самого значительного праздника Панафиней в месяц гекатомбеон. Это – 1-й месяц по аттическому календарю (конец июля - начало августа).
А я к Гекате готовлюсь, - с грустью повторил Алексей Иванович.
Геката – божество лунного света, преисподней, всего таинственного. Она дарует мудрость, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Греки представляли ее порхающей на перекрёстках с душами умерших. Ушло в историю многобожие, или политеизм, победил монотеизм, единобожие, но погребальная процессия останавливается у перекрестка. Это встреча с Гекатой.
Геката, в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Она властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством.
Геката в древнегреческом пантеоне богов являлась божеством лунного света, древней богиней подземного мира, покровительницей чудовищ и привидений, колдуньей, окруженной собаками, - повторил он.
Отождествлялась она с Селеной, Персефоной, Артемидой. У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы. Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами. Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида.
Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Она помогает волшебницам, которые, как, например, Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям.
Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи. Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы.
Мой учитель остановился передохнуть, а потом продолжил:
– Биологом, говоришь, хочешь стать? Уже 10 лет историческое время уточняют, измеряя количество распадов радиоактивного углерода. Может быть, генетики это будут делать еще точнее. Только вот 10 лет назад в 1948 на августовской сессии ВАСХНИЛ безграмотный академик Трофим Денисович Лысенко разогнал генетиков, многих физически уничтожил, включая генетика Вавилова. Его брат возглавлял АН СССР, но ничем не мог помочь ему.
Успехи наук определяются новыми методами исследований. Я верю в тебя. Постарайся говорить правду, хотя это не просто. Десять лет назад Лысенко уничтожил генетику и генетиков, - повторил Алексей Иванович.
Если тебе попадутся книги Кольцова, Серебровского, Дубинина, Вавилова, обязательно прочитай! В техникуме преподает мой товарищ. Песков… Николай. Николай Васильевич. Был директором техникума. За генетику пострадал. Передай ему привет от меня и попроси, чтобы он рассказал тебе об этой науке! Скажи, что я за тебя ручаюсь! Лишнего не скажешь.
Николай Васильевич преподавал нам коневодство, овцеводство, кролиководство, общее животноводство. Во время прохождения практики он дважды оставлял меня по 3 недели заниматься кроликами. Как руководитель практики, он часто приходил ко мне, много рассказывал из того, что на лекциях рассказать не мог.  Ругал Лысенко. Жаловался, не с кем поговорить о генетике. Доложат. Продадут. Выгонят с работы. А может быть и того хуже. Он доверился моему школьному учителю истории Алексею Ивановичу.
В 1959 все еще не просто было задать вопрос о 1933 г., еще сложнее на него отвечать. Алексей Иванович измерил взглядом 15-летнего пацана и ответил очень по-взрослому:
– Есть ложь. Есть правда. Но самая гнусная ложь – это полуправда. Страшное было время. Люди, как мухи, гибли не от недорода. Забрали все. Свои же забрали. Выслужиться хотели. На костях хотели подняться повыше. Но это далеко не вся правда. Легче всего осуждать. А надо бы знать, Советскому Союзу продавали станки, машины, оборудование вначале только за хлеб, лес и золото, а потом только за хлеб. Если бы не забрали хлеб, не произвели бы оружие, фашистов не победили.
Помолчав, он добавил:
– Страшная правда. Вот радиоуглеродный метод показал, что в ваших учебниках истории, и не только истории, далеко не все правда. Не смог М. Ломоносов побороть немцев, написавших для России историю. Вот и генетиков уничтожили, но знай – это очень серьезная наука. Она поставит не только историю с головы на ноги. Может, и хорошо, что ты в биологи подался. Попроси Николая Пескова, чтобы он подробно рассказал тебе об этой науке.
Через 10 лет, побывав на могиле моего учителя, я отправился на место своего рождения, где от бывшей хатенки остался небольшой холмик, а еще через 45 лет написал стихотворение "В позабытом селе".
В позабытом селе В сон-траве, ковыле затерявшийся холмик.
А в земельном дупле куст колючий – терновник.
На душе заскребло. Всё вокруг заросло.
Голод был в тридцать третьем… И пришло на село той поры лихолетье.
 
На пригорке пустом У дороги был дом. Здесь лежит вне могилы,
Не отмечен крестом стар и млад - люд невинный.
Пол столетия прошло. Ничего не ушло.
Вновь я вижу старушку. В узелке барахло и с краюхою кружка.
 
Не сошла ли с ума? По тропинке сама шла по жгучей крапиве.
По ней плачет сума, но она говорлива.
Говорок - обушок: - Подойди-ка, сынок! Здесь была моя хата…
Где стоишь, был тынок... Там игрались ребята...
 
Здесь кипел чугунок... Но чихнул воронок... и в Сибири гнилушки...
Ох! Болит позвонок! Очень просит подушки.
Фу! Чуть-чуть отлегло...)
Подружилась с кайлом. Так и надо болтушке...
 
Тут Степан и Павло... Сберегла их игрушки... Принесла. Тяжело...
Вот конфет полкило для моей хохотушки
- Дочки Грушки-трепло... И Настёнки, Марфушки...
Настоящих княгинь...
 
Помоги мне! Подвинь узелочек! В нём кружка.
Угощу берегинь* самой младшенькой - Лушки.
Огонёк угасал... Как везли на вокзал... трупы деток в кюветах...
Ангел добрый не дал... Лушу спас в лазаретах.
 
Сорок пятый. Весна... Не спала допоздна...
Похоронка... Андрюшка... Все хлебнули сполна...
Ты подай мне чекушку! Ты прости ворчуна!
Я осталась одна, - причитала старушка,
 
- Понимаю. Война. Там, как муху хлопушкой...
Ну, а ты? Что тут ты? Собираешь цветы?
Кто ты есть и откуда?
Может, ждёшь темноты и своей пышногрудой?
 
- Нет! Родился тут я. Дом стоял у ручья. Прямиком. Там, где ряска...
- Так ты – сын Василя? Твоя мама – Параска? Мы же были друзья!
Я тебя средь дубья на коляске катала.
А теперь... бугая... извини! Не узнала.
 
Ну, иди! Не держу. А я к деткам схожу. Посижу у сирени.
Если спят, разбужу. Посажу на колени.
Ты подумаешь – бред, Глядя бабушке вслед? Вот такая их доля!
А мне выпал билет только так их и холить.

.                *   *   *
В 2015 г. стихотворение было дописано.
 
Много вод утекло. А я вижу село, деток мёртвых, игрушку,
Бабку в дружбе с кайлом и на кружке краюшку.
Вижу нынче Донбасс. Пищи скудный запас... Там голодные дети!
Но фашист-свинопас и насильник в расцвете.
 
У дороги был дом. А за тем блокпостом судьбы деток вершили.
Не лежат под крестом те, кто жизни сложили.
Не сошла ты с ума? Не страна! Сатана! Я тебе, Украина!
Ты с петлёй и сумой остаёшься спесивой?**
 
Вразуми её, Бог! (Сердцем что ли убог?) Тех фашистов с трезубцем!
Как позволить Ты мог то творить душегубцам?
Обезумевший Львов! Захотелось оков и свободы со стоном?
Безутешности вдов? Может, дочкам притонов?
 
Иль качать байстрюков От господ-барчуков? Им же быть гайдуками
До надгробных венков... или жить батраками.
Ты (потомок бандер) Насмотрелся химер, усмотрел в них мессию?
Ты – ничто, эфемер***, коль задавят Россию!
 
*Берегиня – русалка (в славянском фольклоре).
**Спесивый – высокомерный, чванливый, кичливый.
***Эфемер (от греч. ephemeros – однодневный) – растение,
которое растёт и цветёт лишь в течение короткого периода.

С какого боку это стихотворение к Дубоссарам?
Левобережье Днестра, Дубоссары, всегда были частью территории, занимаемой сегодня Украиной. Исключение – три года войны 1941-44 гг. До 1790 Дубоссары – северная столица Татарии. Южной столицей был Очаков. Но в Кишиневе пишут о Дубоссарах, как об исконных румынских землях, хотя сама Румыния на них не претендует. Но подробнее об этом позже.

В 1962 г. Н. Песков посоветовал мне в будущем заняться изучением ДНК и генетикой. Тогда уже многое поменялось в отношении к ней. Он подарил мне книгу о том, как два молодых ученых в США, наконец-то, собрали двойную спираль ДНК, потом они выдвинули  мысль "один ген - один фермент".
Помню академика ВАСХНИЛ Всяких, помогавшего Лысенко уничтожать генетиков. О нем говорили:
– Наука без всяких Всяких обойдется. Но в 1975 г. с ним пришлось столкнуться во ВНИИ размножения и селекции в Ленинграде. Опять фальсифицировал результаты опытов, пытался не допустить правде увидеть свет. Это тоже Гекатомба.
Мой учитель истории Алексей Иванович в 1959 г. сообщил мне также о порядке убоя 100 животных во время праздника Гекатомба. Место убоя называлось tombasar. Под таким же именем миру известны Дубоссары, которыми овладел Менгли Гирей в 1484 г. Дубоссары были местом быстрого и массового убоя скота, прибывшего на зимовье. Это тоже Гекатомба.
Между прочим, цветок страстоцвет испанцы называют Dando tumbos – цветок страсти. Дубоссары также назывались Tombasar, или Tumbosar, а их окружение до самой коллективизации в 1930 г. Тумбосарской, Тумбашарской, Тембосарской округой. О Дубэсарь до недавнего времени никто ничего не слышал.
Об этом автор напишет подробно.
Над версией, будто бы Дубоссары – это в переводе с татарского, означают «желтый холм» татары громко смеются. Они не знают, что означает Чебоксары и Дубоссары. Они просят молдаван организовать курсы татарского языка и поучить татар татарскому языку. Слово «сар» при нахождении его во втором положении может переводиться существительным, но никак не прилагательным «желтый».
Об этом тоже будет рассказано далее.
Автор не может не вспомнить учительницу химии и географии Екатерину Гавриловну, свою однофамилицу (как и почти половина других учителей), в девичестве Посылаеву из Муравлинки. Ниже можете прочитать о Муравлинском шляхе. Ее сына, Юрия Михайловича Дюкарева, видного ученого, доктора математических наук, знают не только в Харькове, Белгороде, но и в мире. Он преподает математику в разных вузах, продолжая дело отца, Михаила Васильевича.
Екатерине Гавриловне посвящается это стихотворение на двух языках.

Перевод на украинский язык авторский.

Вечер. Зарницы. Что-то не спится.
Спутник звездою над головою.
Летней порою чувства горою.
Хищной УкрАине вдруг появиться
Время настало, чтоб поживиться.
Шляхом Чумацким* ей прокатиться!

Шляхом Муравским* мчались татары,
Шляхом Изюмским* скакали хазары.
Шляхи Кальмиус,* Ногайский*, Кончак,*
Также Пахнуцкий.* Был и Свиной,*
Резвые кони, огуз** и кыпчак.***
Даже шлях Черный…* Хохлов? Никакой!
Ищет Хохлацкий последний чудак.

*Шлях (укр. шлях, белор. шлях — путь, от польск. szlach, ср.-в.-нем. slag — след, колея) — в древней Руси XVI—XVII веков степная дорога около южных границ, также большая наезженная дорога, тракт.

Чумацкий шлях — торгово-извозный путь, по которому чумаки с XVI по XIX век возили соль с черноморского побережья Крыма и Приазовья, а обратно с центральных регионов современной территории Украины — зерно и другие сельскохозяйственные продукты. Позже также — украинское название Млечного Пути (астрономического явления и галактики). Пролегал по левому берегу Днепра и через Херсонские степи.

Муравский шлях — один из главных путей нападения крымских татар на Великое княжество Московское. Начинался от Перекопа, шел через город Ливны в город Серпухов.

Изюмский шлях — начинался у верховий реки Сухой Торец, где отделялся от Муравского шляха, пересекал по Изюмскому броду реку Северский Донец. Шел через город Изюм по водоразделу рек Северский Донец и Оскол до Юшских буераков, где опять смыкался с Муравским шляхом.

Кальмиусский шлях — начинался в верховье небольшой речки Кальмиус. Шел до города Ливны, где смыкался с Муравским шляхом.

Ногайский шлях — название пути, по которому ногайцы и татары совершали набеги на русские земли с XIII века.

Кончаков шлях — шлях, по которому после поражения северского князя Игоря в Посемье вторгся половецкий хан Кончак.

Пахнуцкий шлях — начинался от Думчего кургана и шел на северо-запад к верховьям Оки в город Мценск.

Свиной шлях — ответвлялся от Пахнуцкого шляха недалеко от Думчего кургана после истока реки Пселец. Шел через город Рыльск в город Болхов.

Чёрный шлях — начинался от перекопского перешейка и выходил к Чёрному лесу.
**Огузы - тюркский народ Огузского государства, состоявший из 24 племен, проживавший в районе реки Сыр-Дарьи, был вытеснен в Приволжские, затем Заволжские, Причерноморские степи, откуда вытеснили венгерские племена. Часть из них называли себя печенегами. Считают, что они оказали большое влияние на гагаузский язык. К огузам принадлежат туркмены, азербайджанцы, турки, гагаузы, часть узбекских и других племен, в том числе южного побережья Крыма. Первоначально по языку они были кыпчаками, но после попадания в зависимость от Турции многие перешли на турецкий (огузский) язык.
***Кыпчаки, половцы, половчане. Самоназвание — кыпчаки (кыпчаклар), позднее использовался этноним татары (татарлар). В европейских и византийских источниках — куманы, позднее татары, кочевавшие в Половецкой степи, или Дешт-и-Кипчак. В русских источниках — сарочины, в венгерских — куны. После 1041 г., разгромив тюрок-огузов, продвинулись из Средней Азиии и Заволжья в Причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и торков.
Кыпчакский язык лёг в основу крымскотатарского, караимского, крымчакского, карачаево-балкарского, кумыкского, ногайского, казахского, киргизского, каракалпакского, татарского, сибирско-татарского, башкирского языков.

====================================

(Переклад на росiйську мову авторський)

Вечір. Зірницi. Як-то не спиться.
Зiрка-супутник над головою.
Щастя невтямане вровiнь з горою:
Хижій Україні час цей - з'явитися,
Шоб пожуритися i поживитися.
Шляхом Чумацьким* теж прокатитися!

Шляхом Муравським * мчать вже татари,
Шляхом Ізюмським * скачуть хазари,
Шляхи Кальміус, * Ногайський*, Кончак,*
Також Пахнуцький*, був і свинячий,*
Жвавi там конi, огуз i кипчак.
Навіть шлях чорний... * Хохляцький? Ніяк!
Пошук на нього – дурницi дивак.

* Шлях (укр. шлях, бiлор. шлях-шлях, від пол. szlach; пор. - з. - нім. slag - слід, колія)—в Стародавній Русі XVI-XVII століть Степова дорога біля південних кордонів, також велика наїжджена дорога, тракт.

Чумацький шлях - торговельно-візний шлях, яким чумаки з XVI по XIX століття возили сіль з чорноморського узбережжя Криму і Приазов'я, а назад з центральних регіонів сучасної територiї України — зерно та інші сільськогосподарські продукти. Пізніше також - українська назва Млечного пути (астрономічного явища і галактики). Пролягав по лiвому берегу Днiпра i через Херсонський степ.

Муравський шлях - один з головних шляхів нападу кримських татар на Велике князівство Московське. Починався від Перекопу, йшов через місто Лівни в місто Серпухов.

Ізюмський шлях - починався біля верхів'їв річки Сухий Торець, де відділявся від Муравського шляху, перетинав по Ізюмському броду річку Сіверський Донець. Йшов через місто Ізюм по вододілу річок Сіверський Донець і Оскол до Юшських буераків, де знову змикався з Муравським шляхом.

Кальміуський шлях - починався у верхів'ї невеликої річки Кальміус. Йшов до міста Лівни, де змикався з Муравським шляхом.

Ногайський шлях - назва шляху, по якому ногайці і татари здійснювали набіги на руські землі з XIII століття.

Кончаков шлях - шлях, за яким після поразки сіверського князя Ігоря в Посім'я вторгся половецький хан Кончак.

Пахнуцький шлях — починався вiд Думчого кургану i йшов на пiвнiчно-захiд до верхiв'їв Оки в мiсто Мценськ.

Свинячий шлях — вiдходив вiд Пахнуцького шляху недалеко вiд Думчого кургану пiсля витоку рiчки Пселець. Йшов через мiсто Рильськ в мiсто Болхов.

Чорний шлях — починався вiд перекопського перешийка i виходив до Чорного лiсу.

Сегодня в Киеве, Львове на полном серьезе говорят о, якобы, вечно принадлежавших ей землях не только юго-востока, но и Кубани, Белгорода, Курска, Орла. Но их переплюнули политиканы Кишинева. Они, валахи, "основали" даже Вышний Волочек (севернее Москвы), место волочения лодок из притока одной реки в другую.
Моим землякам сообщаю. Киргиз (Кыргыз), название места рождения автора, означает на тюркских языках местность с выступающими белыми пятнами на буром фоне. Кыр - это подобная масть лошади (чалая), гыз (гызар по-монгольски) - поле, местность.
Кульмина - это выработка в земле в виде цветка или озера. Это место рождения моего классного руководителя Варвары Фирсантьевны Головиновой. Куль (кюль) - цветок, озеро, а мина - выработка в земле, шахта.
Побывайте на Кульмине! Это воронка на краю крутого склона диаметром порядка 70-80 метров, глубиной столько же. Внизу возвышение, как у ромашки или подсолнуха.
Вспомните женские имена в Средней Азии, хотя бы из "Желтого солнца пустыни"!
Каракуль - это черный цветок, или черное озеро.
Это исконные украинцы так свои села называли, когда государства Украины не было и в помине?
Автор расскажет о значении топонимов вокруг Дубоссар. Они или греческие, или переосмысленные тюрками.
Приятного прочтения!


Рецензии