Балерина Маргарита Перкун-Бебезичи
В 1949 году, молодой хореограф и режиссёр-постановщик Георгий Перкун, вернувшись в Москву из творческой командировки, привёз с собой из голодной послевоенной Албании нескольких талантливых девушек. Среди них была пятнадцатилетняя Мелеход Бебезай, или Милюша Бебезичи, как её все называли. Она была принята в хореографическое училище, где занималась под руководством педагогов М. Кожуховой и Г. Петровой. Постепенно отношения между Милюшей и Георгием переросли из чисто творческих в романтические. Через несколько лет они поженились. 17 марта 1957 года у них родилась девочка, которую очень ждали. Назвали её Маргарита. Это был второй брак Георгия Васильевича Перкун. От первого брака у него ещё был сын Эдик, который тоже был артистом балета и работал впоследствии в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Примерно через год после рождения Маргариты, в 1958 году Милюша была принята в балетную труппу Большого театра. Там она проявила себя как характерная танцовщица. Благодаря хорошим внешним данным, гибкости, пластичности и темпераменту, она ярко исполняла партию Мерседес в "Дон Кихоте", Испанский танец в "Лебедином озере", партию служанки в "Ромео и Джульетте" и Танцовщицы со змеёй в "Золушке".
Родители Маргариты очень много работали. Отец занимался цирковой режиссурой и пропадал в бесконечных командировках, мама танцевала на сцене Большого театра. Девочку воспитывала в основном бабушка Анна Петровна, которая по настоянию Георгия Васильевича специально для этого переехала из Пятигорска в Москву. Жили они в коммуналке на ВДНХ. Маргарита росла в творческой семье и с самого раннего детства знала, что надо быть преданной искусству и работать на износ, чтобы чего-то достичь. Она видела, как высоко была поднята её собственная планка.
В 1967 году в возрасте десяти лет Маргарита Перкун поступила в Московское хореографическое училище, которое находилось недалеко от метро "Фрунзенская". В общем там было почти как в обычной школе, только требования к ученикам выше, плюс спецпредметы. Она ходила с подружками в кино, читала книги, мечтала о своём принце. Всё как у обычных детей. На занятиях классики девочка стирала в кровь пальцы ног, постигая азы хореографии. Постепенно танец становился её стихией и смыслом жизни. Когда Маргарите было четыре года, у папы была уже другая семья. В десять лет она потеряла маму, у которой врачи обнаружили лейкоз. Когда Милюша уже лежала в больнице, то всё время повторяла, что ещё вернётся на сцену...
В училище Маргарита познакомилась с Валерой Шайкевичем, который позже станет её мужем. Они учились в одном классе, но не сразу стали друг для друга самыми близкими людьми. Вот оценки юной балерины за первую четверть 1970 года (запись из её дневника): русский язык 4, литература 3, алгебра 4, геометрия 3, зоология 3, география 3, химия 4, физика 4, история 4, французский язык 4, классика 3+, нархар (народный характерный танец) 4, дыхание 5, фортепиано 4, поведение 5.
По окончании хореографического училища на сцене Большого театра был поставлен выпускной спектакль "Сказка о попе и его работнике Балде", в котором Маргарита станцевала партию цыганки. Это было её первое выступление на самой главной в её жизни сцене. Маргариту распределили на работу в Большой театр, Валеру, - в Тбилисский театр оперы и балета им. Палиашвили. Но она заявила, что должна быть со своим возлюбленным. Все уговоры были бесполезны. Произошла даже ссора с отцом. В этом она была вся. Любой другой человек на её месте вряд ли решился бы на такое. И молодые люди на два года уехали в Тбилиси. Там Маргарита танцевала ведущие партии. Там же состоялась и их свадьба, о которой их родственники узнали намного позже. После возвращения в Москву, в 1978 году Маргарита Перкун поступила в Государственный концертный ансамбль "Классический балет" под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Балет, - искусство живое, его необходимо видеть. Рассказывать о нём дело неблагодарное. Но из немногочисленных фотографий и воспоминаний современников по крупицам с трудом удаётся воссоздать образ этой замечательной балерины и уникального человека. Есть документальный фильм "Праздник балета", в котором можно увидеть, как танцевала Маргарита.
Вот что вспоминает Марина Кондратьева, Народная артистка СССР, которая много сил отдала для становления юной балерины как творческой личности и открыла для балета ещё много талантливых имён. Её рассказ бесценен в том плане, что это рассказ человека, близко знавшего Маргариту с профессиональной стороны. "...Руководители коллектива Н. Касаткина и В. Василёв заметили оригинальное дарование молодой артистки и начали поручать ей ответственные партии. Маргарита стала ведущей солисткой труппы. В этот период я пришла в "Классический балет" и стала работать здесь как педагог-репетитор. Среди моих учеников оказалась и Маргарита, которая сразу обратила на себя внимание своей индивидуальностью, необыкновенной работоспособностью, музыкальностью. Артистка обладала лёгкостью и феноменальным невесомым прыжком, такого я не встречала ни у одной балерины. И тем не менее у неё были недостатки, и она, сознавая их, могла часами работать над собой. Маргарита имела сильно развитое чувство стиля, верно схватывала малейшие нюансы, умела передавать тончайшие оттенки чувств в порывистом, раскрепощённом танце. Добилась она этого не сразу. Я была свидетельницей того, как упорно работала Маргарита, осваивала те основы нашего искусства, которые дают возможность приобрести такую танцевальную свободу. Поэтому ей очень удалась Сильфида, где её природные данные и приобретённая свобода оказались органичными для этого образа..."
"...Диапазон её ролей огромен, - продолжает рассказ Марина Кондратьева: Сильфида, Диана в дуэте из "Эсмеральды", Ева, Бесноватая в "Весне священной". О Бесноватой Наталия Касаткина (она и В. Василёв - авторы спектакля) говорила, что Маргарита станцевала её необыкновенно ярко, и что с ней было очень интересно работать. "Во время постановки и репетиций она активно участвовала в нашем поиске", - отмечала балетмейстер. Самоотдачу Маргариты в труде можно назвать поистине удивительной. Каждый её спектакль - своеобразное открытие, любую роль она исполняла с присущей только ей стихийной силой. Партии, сделанные ей, прочно вошли в постановки ансамбля, и последующие исполнители в чём-то шли за ней. Так было и с Джульеттой. Она - последняя роль Маргариты. Я помню, как долго и тщательно артистка готовилась к выступлению - для неё здесь не было мелочей: деталь костюма, причёска, каждый жест, взгляд - всё продумывалось, много раз обсуждалось задолго до премьеры. Меня радовало, что у молодой балерины, наряду с огромной работоспособностью, появилось серьёзное, вдумчивое отношение к своему делу. Именно поэтому она создала зрелый образ, почувствовала и "ухватила" ту ниточку, которая дала ей возможность в своей интерпретации перекинуть мостик от жизнерадостной непосредственности Джульетты-девочки к трагедии, наполненной возвышенным чувством всепобеждающей любви. И вот балерина решила принять участие в IV Международном конкурсе артистов балета в Москве, - заканчивает свой рассказ педагог. Почему? Я думаю, это решение было продиктовано желанием подвести итог упорной четырёхлетней работе, выяснить для самой себя, правильны ли её искания. Выступление на конкурсе принесло ей огромное творческое удовлетворение. Золотая медаль стала свидетельством того, что она - на правильном пути. Маргарита покорила членов жюри и зрителей огромной эмоциональностью, артистичностью, совершенством технического исполнения."
Гран-при на конкурсе присудили Иреку Мухамедову. Среди женщин в старшей возрастной группе первую премию, звание лауреата и золотую медаль получили Алла Артюшкина-Ханиашвили и Маргарита Перкун-Бебезичи, которая взяла себе этот творческий псевдоним в честь своей мамы специально для конкурса. Не обошлось, конечно же, без интриг. Но стоит ли об этом рассказывать...
Затем были гастроли в Перу вместе с ансамблем "Классический балет", после которых Маргарита с мужем уехала отдыхать на Азовское море. Она была молода, полна творческой энергии и в свои двадцать четыре года уже знаменита. Быть долгое время не у дел было не в её правилах. И Маргарита всё время торопила Валеру, чтобы поскорее вернуться в Москву. Она хотела танцевать. Трагедия произошла в ночь на 6 августа 1981 года на 223 километре шоссе Москва-Волгоград. Автомобиль ВАЗ-2102, в котором ехала молодая балерина со своим мужем, столкнулся с грузовиком ЗИЛ-130, частично выехавшим на встречную полосу. Валера остался жив, не пострадал даже маленький пудель, который тоже был в машине, а Маргарита погибла. Виновным позже признали водителя грузовика, который не справился со сложной дорожной обстановкой.
Это большое горе, - терять любимых людей. Но утрата становится особенно тяжёлой, когда уходят талантливые и молодые. Маргарита Перкун-Бебезичи за свою короткую и очень яркую жизнь успела многого добиться. И кто знает, как бы она ещё блистала на сцене, если бы трагедии удалось избежать. Судьба постоянно испытывала Маргариту на прочность, и она с честью выдержала все испытания, подавая пример самоотдачи и беззаветной преданности своему делу. Люди всегда будут помнить и любить её.
Эту историю мне рассказала жена Ирина. Они с Маргаритой были сводными сёстрами. Их отец Георгий Васильевич Перкун ушёл из жизни через полтора года после описываемых событий, в феврале 1983-го.
Свидетельство о публикации №120112403959