Считая ворон
Обратимся к близкой нам области поэзии. Я уже писал о пафосном памятнике Окуджаве на Арбате*, предполагающем, что умилённый зритель остановится в задумчивой позе перед искусственной аркой, из которой выходит бард. Автор памятника и не предполагал, что в сутолоке многочисленной толпы озабоченный прохожий будет искать глазами, скорее, арку, куда бы можно было забежать «на минутку», а ведь такие ассоциации возникают (и не нужно говорить мне, что «каждый судит в меру своей испорченности»). Тут, на днях, один специалист рассуждал о проявлении элемента пространственности композиций в современной городской скульптуре, приводя в пример тот же памятник на Арбате и ещё памятник Бродскому на Новинском бульваре. Хорошо, смотрим. Видим: поэт в несколько помятом, как и положено, костюме, лица, практически, не видно – оно запрокинуто вверх, как будто, он сосредоточено считает ворон в небе. Скульптор, конечно, предполагал, что-то другое: отрешённость от мира людей, что ли? Кстати, он не оригинален: такой же поворот лица и у Высоцкого на нелепом памятнике ему на Страстном бульваре. И чего это они видят в небе и не хотят видеть на земле? Но это их дело. Возвращаемся к «пространственности» памятника. За фигурой поэта, на отдалённом расстоянии, создавая глубину и объёмность, расположена группа плоских, безликих «человекообразных» фигур, «символизирующих завистников и друзей», как сказано в аннотации, а мне напоминающих огромные манекены, или «пешки» уличных шахмат в советских домах отдыха. Что в этом? - попытка возвысить одного, унижая других? Таки образом, можно сказать, что так представлен народ. Значит, это мог быть и я? А я не хочу быть манекеном, «пешкой» в чьей-то игре, и это уже нарушает мои представления об этичности такого авторского подхода. Пусть скажут, что я тоже считаю «ворон», только не на небе, как Бродский и Высоцкий в изваяниях, а выискивая на улицах и бульварах моего города памятники, нарушающие, по крайней мере, мои представления о красоте и здравом смысле и «токсичные» нашей «среде обитания». Но думаю, что уровень культуры столицы определяется не только количеством, но и художественными достоинствами (или недостатками) её монументов, в том числе.
P.S.
Знакомился с комментариями относительно ужасной, «всемирно известной» статуи «Алёнушка», установленной где-то на периферии, и наткнулся на фото ещё одного памятника Высоцкому: во весь рост, обнажённый, из одежды только гитара – трусы из бронзы, очевидно, дорого, так хоть бы фиговый листик прилепили! Остаётся только удивляться воинствующей пошлости интерпретаторов этих "псевдогероев", возмущаться бездарностью попыток «самовыражения» авторов (вспомним, например, скандальный памятник русскому гению – Сергею Есенину)!
Опасаюсь, что пока мы не искореним в себе эту дремучесть, ничего у нас в стране к лучшему не измениться, а предпосылок к этому я не вижу.
(01.03.21).
___________
* «От великого до смешного» http://stihi.ru/2019/09/03/2922
** Там же отмечено, что установку этого памятника автор осуществил за свой счёт.
Что в этом – желание прославится любой ценой, или это способ «отмывания» денег, нажитых на сооружении очень дорогих и безвкусных памятников «цыганским баронам» и криминальным авторитетам?
22.11.20.
Свидетельство о публикации №120112304544
Сказать могу одно --
Когда б, мой Друг,
Им было бы дано,
Тем скульпторам,
Художникам-дельцам,
Элитным конъюнктурным удальцам
Иметь хоть долю
Ваших вкусов к красоте
И знаний об искусстве, то вполне
Могли бы этику,
Эстетику понять...
Ну, а пока --
Им лишь "ворон считать"!))
Виталий, ещё раз убеждаюсь, как Вы трепетно, неравнодушно относитесь к облику Москвы во всех отношениях -- архитектура, памятники, транспорт... Побольше бы таких людей!
Лариса Ткачёва 30.11.2020 23:42 Заявить о нарушении
Сказать могу одно" - Лариса, я поражаюсь Вашему умению и желанию писать отличные экспромты, достойные публикаций как самостоятельные произведения!
Спасибо Вам!
Вит Уйманов 01.12.2020 14:34 Заявить о нарушении
А рифмовать -- здесь каждый мастер,
Но Ваша благодарность мне -- за счастье!!
С теплом,
Лариса Ткачёва 01.12.2020 18:25 Заявить о нарушении