9. Искусство как путь к трансформации

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ - ИСКУССТВО КАК ПУТЬ К ТРАНСФОРМАЦИИ.

Сегодня тема искусства, творчества и культуры - одна из самых востребованных. Но до сих пор мы так и не определились, проявлением ЧЕГО искусство является. Кто-то делает акцент на эмоционально-чувственном восприятии, кто-то на сверхразумной интуиции, религиозном сознании и одухотворенном разуме.

Некоторые считают, что искусство есть просто отражение всеобщей реальности на разных уровнях нашего восприятия и существования, другие видят в этом чисто человеческом феномене мощнейшее средство трансформации разумного существа в существо надразумное и духовное.

Думаю, что здесь есть смысл вспомнить слова известнейшего исследователя психологии творчества Э.Ноймана, приводимые мною в работе "Основы единого мира".

«В очередной раз меня попросили высказаться на столь обширную тему, что я не могу избавиться от ощущения собственной беспомощности... Творческая трансформация: каждое из этих двух слов включает в себя таинственный неведомый мир. А если мы обратимся к прилагательному "творческая", то разве сможем мы избавиться от ощущения абсолютного непонимания?

С одной стороны, образ творящего Бога и творения; с другой стороны, образ Творчества, который, находясь в самом начале Книги Перемен, подчеркивает первичную связь трансформации и творения.

Но между этими двумя великими образами - творящего мир Бога с одной стороны, и самотрансформирующегося божественного мира с другой - возникает человеческий творческий мир, мир цивилизации и творчества, который делает человека человеком и делает его жизнь в мире достойной его.

Насколько же беспредельно царство, называемое “трансформацией"! Оно включает в себя любую перемену, усиление и ослабление, расширение и сжатие, каждое движение вперед, любую смену установки и обращение в новую веру.

Любая болезнь и выздоровление связаны со словом “трансформация". Переориентация сознания, все измененные его состояния одним представляются прогрессивной трансформацией личности, другим - болезнью личности, ведущей к ее распаду.

Каждое из многочисленных направлений в религии, психологии и философии, не говоря уже о геополитике и идеологии, толкует трансформацию по-своему. И если мы понимаем, насколько ограниченны и относительны все эти точки зрения, то где тогда взять критерий, который даст возможность что-нибудь сказать о простой чистой трансформации, не говоря уже о трансформации творческой?

Мы сталкиваемся по большей части с частичными изменениями, частичными трансформациями личности и в особенности сознания. Подобные частичные трансформации ни в коем случае нельзя считать незначительным явлением. На протяжении веков развитие человека от ребенка до взрослой личности, от примитивной цивилизации до цивилизации сложной было связано с кардинальными трансформациями сознания.

В наше время творческий принцип и творческий символ живут уже не в символизме культурного канона, а в индивидууме. Он почти перестал жить в святынях, в предназначенных для него местах и временах или в получивших соответствующий сан людях; но он может жить везде, где угодно, в любой форме и любом времени.

Именно потому ныне творческий принцип скрылся в анонимности, мы погрузились в духовную нищету, о которой идет речь в еврейской легенде о мессии, в лохмотьях нищего сидящего в ожидании у ворот Иерусалима. Кого он ждет? Он ждет тебя".

А вот другие слова, и вроде бы о другом, но в сущности, о том же самом:

"Есть разного рода духовные люди. Одни удовлетворяются духовными переживаниями и не ищут внешнего совершенства и прогресса; некоторые - святые, другие не стремятся к святости. Кто-то пределом своих мечтаний считает возможность жить в Космическом сознании и контакте с супрафизическими мирами, другие позволяют всякого рода силам проходить через них.

Есть множество духовных идеалов, однако недопустимо навязывать идеал свой собственный другим духовным людям, их достижениям и учениям.

Мой идеал - это достижение совершенства, совершенного настолько, насколько это вообще возможно. Это обширное поле эволюции, огромное царство, потенциально куда более богатое, чем другие царства над ними и под ними. Это сотни областей, тысячи типов, стадий, уровней, вариаций духовного поиска, форм, путей, степеней духовного прогресса. Лишь освоив это и понимая это, человек может понять Истинное в прошлом и Истинное в будущем".

Шри Ауробиндо.

Еще? Можно и еще...

«Дары различны, но Дух один и тот же;
и служения различны, а Господь один и тот же;
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Но каждому даётся проявление Духа на пользу.

Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

(Св. Апостол Павел. 1-е послание Коринфянам 12 глава – Библия)

Вот почему давайте все же считать, что искусство (если речь идет об истинном искусстве) все же принадлежит к сфере духовного и есть дело духовное...


Рецензии