Нет, не умер старый Дон-Кихот...

Нет, не умер старый Дон-Кихот,
Ты солгал, Сервантес, – ты хитёр!
Рыцарь Правды среди нас живёт
И за Правду бьётся до сих пор:
Если кто-то, расшибаясь в кровь,
Снова против зла на бой встаёт,
Это означает: вновь и вновь
С Мельницами бьётся Дон-Кихот!..
Если ты за проповедь добра
От злодеев взбучку получил,
То давно понять тебе пора:
Дон-Кихот в тебе мгновенье жил!.
Если ради девушки простой
Юноша на подвиги идёт,
Сладко веря в вымысел пустой,
Вот он, настоящий Дон-Кихот!..
Он не умер, он пришёл опять
И придёт ещё не раз, не два:
Правда не умеет умирать,
Правда беззащитная жива!


30 июля 1973 г.
Ростов-на-Дону.


Рецензии
Какое глубокое и актуальное стихотворение, Константин Фёдорович! И это написано почти полвека назад!

Я помню, как читая "Дон-Кихота" лет этак в 12, смеялся мой сын, и его трудно было оторвать от книжки и уложить спать. Конечно, он не понимал философской глубины этой притчевой книги, его увлекала внешне комичная канва приключений и злоключений Рыцаря Печального образа.

В самом деле, правдолюбы, правдорубы и правоборцы выглядят в глазах толпы, живущей по законам желудка, комично и презренно.
Так было всегда, так есть и сейчас.
Не был ли Дон-Кихот реинкарнацией Христа в Средневековье, когда свирепствовала инквизиция, попиравшая основы Христовой проповеди, и нужны были люди, по природе своей, независимо от церковных суеверий и догм, нести людям Правду и Добро не только словом, но и Делом?

Нет, не умер старый Дон-Кихот,
Ты солгал, Сервантес, – ты хитёр!
Рыцарь Правды среди нас живёт
И за Правду бьётся до сих пор:
Если кто-то, расшибаясь в кровь,
Снова против зла на бой встаёт,
Это означает: вновь и вновь
С Мельницами бьётся Дон-Кихот!..
Если ты за проповедь добра
От злодеев взбучку получил,
То давно понять тебе пора:
Дон-Кихот в тебе мгновенье жил!.

Собственно, всё Ваше стихотворение - от первой до последней строчки является подтверждением моей гипотезы!

И заключение звучит финальным аккордом утверждения неискоренимости Правды, хотя она, к сожалению, часто и оказывается беззащитной:

Он не умер, он пришёл опять
И придёт ещё не раз, не два:
Правда не умеет умирать,
Правда беззащитная жива!

Но, может, предназначение Правды не быть защищённой, а самой защищать? Кто же её станет защищать, кроме неё самой? Говорят же: Правда не в силе, а сила в Правде!
С этой антитезой можно поспорить в том смысле, что Правда ничего не стоит, если не умеет защищаться. Поэтому люди часто пасуют перед грубой силой и теряют веру в Правду. Как бы то ни было, нужен кто-то, кто скажет Слово Правды, а идея, овладевая массами, становится материальной Силой.
Так марксизм смыкается с мировой религиозной истиной и нет необходимости проводить в некоторых фундаментальных вещах водораздел между светской и религиозной этикой и нравственностью.

Незаметно я подошёл к осмыслению не только Вашего, но и своего последнего стихотворения "Наша Жизнь".

Как приятно беседовать с Вами на животрепещущие темы!

Виталий Алтухов   23.11.2020 15:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий!

Вы поражаете меня своей мудростью каждый раз, но наэтот раз Вы превзошли себя! Наверное, Вам помогает всё-таки марксистский подход к любой проблеме, а не какая-нибудь мистика, даже когда Вы высказываете гениальную догадку реинкарнации Иисуса в Дон-Кихоте! Полное совпадение двух великих образов. Правда, сперва я подумал, что Дон-Кихот как рыцарь всё же пытается бороться со злом и силой, а не проповедями, в отличие от непротивленца Иисуса, но потом вспомнил, что и Иисус изгнал бичом торгашей из Храма, причём более успешно, чем испанский идальго провёл неравную битву с ветряными мельницами.

Возможно, если бы не инквизиция, то Сервантес не стал бы "вселять" Иисуса в честного благородного рыцаря-праведника, а изобразил бы явление Христа народу в средневековой, но без инквизиции Испании. А над Иисусом в телесном облике Дон-Кихота люди зла только посмеивались.

И здесь Сервантес, как Вы правильно заметили, показывает, что не только сила в правде, но и правда в силе.
Вот сейчас у нас в России голос правды уже слышен, но силы у неё пока что мало, и поэтому власти, служащие Тьме, не столько бьют и сажают в тюрьмы правдолюбцев, сколько, зубоскаля, стараются представить их ничтожными. Но с каждым днём улыбка на физиономиях власти скукоживается, как шагреневая кожа, и зубоскальство превращается всё больше в оскал капиталистического сатаны.
То ли ещё будет!
Я сейчас прочитаю Ваше стихотворение "Наша жизнь".

С восхищением и признательностью,
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   25.11.2020 15:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.