Работа в чёрном

Альбрехт Дюрер, «Меланхолия», 1514.


Крылатый гений подпирает щёку
И вяло чертит циркулем круги,
Глядишь – уснёт, пожалуй, ненароком,
Как спит борзая у его ноги.

А купидон записывает грёзы
На сколько хватит восковых таблиц,
Тем паче – не по-детски он серьёзен:
Так мало истины средь сущих небылиц.

Над всеми ними расцветает вспышка,
И солнца бледного стремительны лучи,
И меланхолия, что в цепких лапах мышки –
Не то дракона – горечью звучит.

И чёрной желчью разливается в гравюре,
Чья аллегория во многом не ясна,
В которой, как в лекарственной микстуре
Лишь совокупность элементов всех ценна.

Плавильный тигель скрыт за монолитом,
Весы, часы и колокол молчит,
Магический квадрат алхимией пропитан,
Которую поди – разоблачи!

Здесь каждый дюйм подсказка на подсказке,
И дело чёрное тут заживо кричит:
Расплавь свой дух до самой до оснастки,
И свою самость из расплава исключи.

И будет золото и камень философский
Ещё так стадии примерно через две,
И да – бессмертие в предельной дозировке,
Чей эликсир не спрячешь в рукаве.

На первой стадии – алхимия тревожна,
И меланхолия – её природный фон,
Её мелодия – единственно возможна,
Её кто слышит – тот вооружён.

Работа в чёрном не даётся с ходу,
Распад – не синтез, поищи ключи,
И чёрных меланхолий самородок
Едва за мизансценой различим.

20 ноября 2020 г.
Скирда В.М.


Рецензии